int(1267) собор казанской иконы божией матери | Собор | Tsurganov.info




собор казанской иконы божией матери


Казанская икона Божьей Матери: значение, история, чудеса, молитвы

Казанская икона Божьей Матери: значение, история, чудеса, молитвы

21 июля – день иконы Божией Матери «Казанская».

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать » -, сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия –Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанская икона Божией Матери

«В воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери ради Казанской иконы Ее» в 1612 г. Празднество установлено в 1613 г. по благословению патриарха Филарета Царем Михаилом Феодоровичем, с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь на Сретенке, где в Казанском приделе князь Дмитрий Пожарский поставил список с Казанской иконы Божьей Матери. Строительство каменного собора в столице стало венцом почитания Казанской иконы Божией Матери. С 1636 г. московская святыня обрела здесь, в виду Лобного места, где про­исходило ее чествование в 1613 г. свое постоянное место. «Созда же церковь прекрасну во имя пречистые Богородицы, честнаго ее чюдотворнаго образа Казанские. все же сия назда благочестия хранитель и царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии в пятое десятерице втораго ста осмые тысящи лет. ». Cобор «во имя образа Пресвятой Богородицы иже в Казани» был освящен 16 октября 1636 г. в самой торжественной обстановке, в присутствии государя Михаила Федоровича Романова и патриарха Иоасафа. Этот храм был возведен православными людьми в благодарность Господу и Его Пречистой Матери за избавление Отечества от польских захватчиков и прекращение смуты на Русской земле. Государем Михаилом Феодоровичем было установлено дважды в год совершать крестные ходы из кремлевского Успенского собора до храма в честь Казанской иконы Божией Матери: «Един ход июля в 8-й день, в тот бо день чудотворная Ея икона явися во граде Казани», – и 22 октября, когда «Пречистыя Богородицы молитвами и помощию взяли у Литвы русские люди град-Китай; того ради уложен ход со Кресты к Пречистой Казанской».

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Практически в каждом доме был Казанский образ Богоматери, которую верующие звали Заступницей. В любом крупном городе России, да и во многих городах и селах были Казанский собор или Казанская церковь. Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный было в середине 1930?х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.

Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.

22 октября (4 ноября по н. ст.) празднование в память избавления Москвы и России от захвата поляков в 1612 году этому образу Божией Матери.

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Вот что говорится об этом в «Сказании о явлении Казанской иконы Божьей Матери»: «Однажды случилось девице той спать в полдень и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы, страшным огненным образом испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы лчи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа сказавший девице: “Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей”».

Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.

Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.

Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру». И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.

У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.

Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.

Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г. и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим» (Тропарь, глас 4-й). Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, «Дом Пресвятой Богородицы».

Чудотворный список Казанской иконы ныне находится в московском Богоявленском Елоховском соборе.

http://www.blagogon.ru/biblio/169/


Собор Казанской иконы Божией Матери

Святыни:

Чтимая икона Казанской Божией Матери (мощехранительница)

Храм-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича и освящен в 1636 г. Храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве. В 1936 г. храм был снесен. Восстановлен в 1993 г. на средства города.

Построен в 1636 (подмастерье А. Максимов) на месте деревянного храма (coopужённого в 1630 на вклад князя Дмитрия Пожарского; сгорел в 1635) на средства царя Михаила Федоровича. Храм — памятник победы в 1612 над польскими интервентами, в честь Казанской иконы Божией Матери (обретена в Казани в 1579), главной войсковой святыни ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского в 1612, в честь которой назван главный престол храма.

К 1650 построена новая паперть и колокольня, в конце XVII в. — парадное крыльцо с главкой, в 1690 — ограда. Обновлялся в 1760, 1805, 1825, 1865. В 1801 сломана старая и в 1805 coopужена новая двухъярусная (с 1865 — трехъярусная) колокольня. В 1812 пострадал от взрыва Никольской башни Кремля отступающими наполеоновскими войсками. В 1865 фасады оформлены в классицистическом духе (арх. Н. И. Козловский). В 1873 сделана новая роспись интерьера.

В 1920-х захвачен обновленцами. Реставрировался на средства церковной общины в 1925—33 (арх. П. Д. Барановский). В 1930 закрыт. После закрытия собора пропал храмовый образ — Казанская икона Божией Матери. В 1936 снесён (П. Д. Барановский успел перед разрушением храма произвести его замеры и фотофиксацию). На месте собора находился павильон в честь III Интернационала, позже — городской туалет.

Восстановлен в 1989—93 в древних формах по сохранившимся обмерам и данным археологических раскопок (арх. О. И. Журин, Г. Я. Мокеев) на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Освещён 4.XI. 1993. Святыня — особо чтимая Казанская икона Божией Матери (мощехранительница).

Главный престол — Казанской иконы Божией Матери. Сев. придел — святителя. Гурия, архиепископа Казанского и святителя. Варсонофия, епископа Тверского, юж. — священномучеников Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси.

Бесстолпный, квадратный в плане. Перекрыт сомкнутым сводом. Над ним — горка кокошников. Охватывался галереей. У с.-з. угла — шатровая колокольня, у с.-в. -придел святого Лверкия Иерапольского. При храме — баптистерий для крещения взрослых. Работает православный похоронный центр. В 1998 на православном кладбище в Ракитках освещён приписной храм во имя святителя Иннокентия Московского.


Собор Казанской иконы Божьей Матери, Феодосия

Собор Казанской иконы Божией Матери или Казанский собор – православный собор Феодосии, который является ее исторической достопримечательностью.

История Казанского собора тесно связана с Топловским монастырем. В 1887 году староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Федорович Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского монастыря свою дачу «Кафа» в Феодосии, с тем, чтобы эта дача стала именоваться Казанским подворьем Топловского монастыря и на этом подворье была построена церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери.

24 февраля 1890 года Священный Синод утвердил за Топловским монастырем это дарение с участком земли в две десятины, с домом, постройками и виноградником для устройства подворья богомольцам церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери и начальной школы для девочек. Горожане Феодосии пожертвовали Казанскому подворью участок земли, прилегающий к нему.

В 1890 году Топловская обитель получила от графа Гейдена драгоценный дар, семейную святыню - икону Казанской Божией Матери. Данный список сделан с Казанской иконы Божией Матери, находившейся в Петербурге, в Казанском соборе. Она передавалась по наследству в семье графа Гейдена. Икона украшена сребропозолоченной резьбой, вокруг лика Богоматери жемчужный брус с драгоценными камнями. В честь чудесного избавления царской семьи при крушении поезда в Борках граф пожертвовал семейную реликвию Топловскому Параскевиевскому монастырю.

26 июля 1890 года состоялся первый крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери из Топловской обители в Феодосию. В том же году граф Гейден подарил обители ещё одну семейную святыню: крест со святыми мощами Киево-Печерских угодников.

В 1891 году на средства этого же мецената игуменья Параскева приобрела на Афоне распятие в полную величину, в подножье которого вложен камень от животворного креста из Иерусалима.

На участке земли, который горожане пожертвовали подворью, 6 августа 1891 года был заложен небольшой храм в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. 22 октября 1891 года церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

В 1907 году на подворье Топловской обители вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор во имя Казанской иконы Божьей Матери. Строительство велось по проекту феодосийского архитектора Г.Л. Кейля в традициях Русско-Византийского стиля. Освящение его состоялось в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.

После революции, в 1919 году, Топловский монастырь, его подворье с храмами и другими постройками было разграблено, пропали православные святыни: икона Казанской Божьей Матери, святой ларец и вся церковная утварь. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных.

До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советских войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.

На протяжении 10 лет с 1950-1960 годы по инициативе симферопольского архиепископа и крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии.

В этот период в храме служили протоиреи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный. С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора.

В 2004 году по инициативе игуменьи Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию.

С 2009 года настоятелем собора является протоиерей Василий Бай.

В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, вымощена внутренняя территория плиткой и постройка пандуса для инвалидов.

В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии, Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.

Архитектура собора

Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания выполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окнон. Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона. Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери.

г. Феодосия, ул. Карла Маркса, 52


Источники: http://www.pravmir.ru/kazanskaya-ikona-istoriya-chudesa-molitvy/, http://apologet.spb.ru/ru/1911.html, http://nebovek.narod.ru/Xrami/xram_mos_03.html, http://xn--80alndgcuev0g.xn--p1ai/feodosiya/dostoprimechatelnosti_feodosii/729-sobor-kazanskoy-ikony-bozhey-materi.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
собор казанской иконы божией матери