int(835) собор смоленской иконы божией матери | Собор | Tsurganov.info




собор смоленской иконы божией матери


Собор Смоленской иконы Божией Матери

GPS-координаты: N56.34065 E46.57739

В нижней части Козьмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор — храм-памятник царю-освободителю Александру II. Это был один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при его жизни. Был построен в 1872 г. на средства прихожан в память чудесного спасения жизни Александра II при первом покушении на него в 1856 г. Дмитрия Каракозова.


Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными “приземистыми” куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве: те же килевидные завершения стен с медальонами в каждом нефе, те же граненые колонны на фасаде и граненые купола.


Храмы Санкт-Петербурга.

Храм Смоленской иконы Божией Матери

Адрес. 199048, Санкт-Петербург, В. О. ул. Камская, д. 24.

Телефон. (812) 321-14-83; 321-83-49 (бухг. и факс).

История. Храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1786-1790 гг. (архитектор профессор А. Иванов).

27 октября 1790 г. освящен главный алтарь - во имя Смоленской иконы Божией Матери.

В сентябре 1940 г. храм был закрыт; возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 г.

В 1987-1988 гг. полностью реставрирован.

Сегодня храм имеет три алтаря: главный, во имя Смоленской иконы Божией Матери (престольный праздник 10 августа); иконы Божией Матери «Милующая» (24 июня); св. блж. Ксении (6 февраля).

Главные святыни храма: Смоленский образ Божией Матери Одигитрии, являющийся списком с чудотворной иконы, находящейся в Смоленске; список особо чтимой старинной иконы Божией Матери «Милующая», или «Достойно есть », переданной храму по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950; чтимый образ св. ап. и ев. Иоанна Богослова эпохи Петра.

Храм является памятником архитектуры.

При храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, библиотека, кружок изобразительного искусства для детей.

Богослужения: ежедневно. Исповедь: 9.45. Литургия: 10.00; по воскресным дням и двунадесятым праздникам: 7.00 и 10.00. Всенощное бдение: летом -18.00, зимой -17.00. Акафисты (вечером): по воскресеньям - св. блж. Ксении Петербургской и Смоленской иконе Божией Матери попеременно; по вторникам - Животворящему Кресту Господню; по четвергам - Свт. Николаю Чудотворцу .

Прот. Виктор Московский - настоятель и председатель Приходского совета; прот. Игорь Есипов; прот. Роман Грицишин; прот. Богдан Жук; прот. Андрей Алексеев; прот. Андрей Герасимов; прот. Александр Лесюис; диак. Николай Фоменко; диак. Вячеслав Паляница. К храму приписаны:


Церковь иконы Смоленской Божьей Матери

Вода в реке черна как смоль. Ее так и называют — Смоленка, а раньше звали Черной. Русло реки извилистой каемкой разделяет два петербургских острова — Васильевский и Декабристов (Голодай). Сюда, на северную окраину исторического центра, еще недавно тянулись трамвайные рельсы вдоль Малого проспекта, а ныне — тишину будит лишь ветер, затерявшийся в кронах деревьев.

Здесь, среди зеленой тишины, лежит большое старинное кладбище, названное Смоленским.

Три столетия назад, когда строился Петербург, на Васильевский остров была пригнана рабочая артель из Смоленска. Люди, не привыкшие к суровому климату и изнуряемые тяжким трудом, не проживали долго. Умерших свозили на берег реки, где к 1738 году образовалось кладбище, получившее, как и река, свое название от тех выходцев из Смоленска, кто нашел здесь последний приют.

Так сложилось, что за 200 с лишним лет для петербуржцев это кладбище стало одним из почитаемых мест. Это уникальный хра мово-мемориальный комплекс, не менее любимый и значимый, чем АлександроНевская лавра. На его территории расположены три церкви и часовня. Одна из них — церковь Пресвятой Троицы —в 1932 году была снесена, а на месте ее ныне стоит небольшая уличная часовнябеседка. Две другие — отстраиваемая практически заною церковь Воскресения Христова, где 10 августа 1921 года отпевали Александра Блока, и церковь иконы Смоленской Божьей Матери открыты для прихожан, как и часовня Блаженной Ксении Петербуржской, построенная на месте могилы святой покровительницы города.

Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери среди всех построек кладбища — самая известная и старинная. Первый, еще деревянный, храм во имя иконы Смоленской Божией Матери был освящен в 1760 году. Спустя шестнадцать лет его настоятель, протоиерей Георгий Петров, человек энергичный и действенный, собрал средства, чтобы на месте деревянного храма вырос каменный. По проекту профессора, академика архитектуры Алексея Алексеевича Иванова была выстроена церковь. Иконостас для нее вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Известные академики живописи И. А Акимов и Г. И. Козлов написали храмовые иконы.

Народное предание связывает строительство каменной церкви с именем Ксении Петербургской. Говорят, что она носила кирпичи, из которых возведены стены этого храма.

День ото дня не покладая рук трудились каменщики, чтобы закончить строительство в срок. Для удобства они каждый раз заготавливали кирпичи для новой кладки прямо на лесах. Однажды, придя на работу поутру, заметили строители, что кирпичи уже готовы и лежат на нужном месте. Удивились они: кто бы мог их сюда принести, ведь никто из них не работал ночью. Однако и на следующее утро, и спустя день, и во все другие дни история повторялась каждый раз находили строители на лесах кирпичи для новой кладки. Решили тогда каменщики узнать, кто их таинственный помощник, и, спрятавшись, остались караулить ночью. Каково же было их удивление, когда увидели они, как появилась какаято женщина, уложила в подол одежды много кирпичей и полезла на леса, вверх. До самого утра без устали она трудилась, не боясь сорваться вниз, словно не чувствуя усталости. И лишь когда стало светать, строители храма узнали Ксению Петербургскую.

В те годы молва об этой святой разлетелась по всему городу. Еще при жизни она прославила себя добровольным подвигом «юродства ради Христа. Ксения Григорьевна Петрова — Блаженная Ксения Петербуржгская — родилась между 1719 и 1730 годами. Когда пришло время замужества, она стала женой придворного певчего, полковника Андрея Федоровича Петрова. Супруги жили очень счастливо, в согласии и любви, но внезапно, когда Ксении было всего двадцать шесть, ее муж скончался. Любящая жена страшно горевала; а в день похорон она надела одежду мужа и всем, кто пришел с ним проститься, стала говорить, что скончался не Андрей Федорович, а она, его супруга, Ксения Григорьевна. В недоумении люди решили, что от горя несчастная женщина лишилась рассудка: никто так и не смог ее переубедить. С того дня Ксения оставила свой дом, раздала все имущество бедным и, облаченная в мужское платье, бродила по городу, представляясь Андреем Федоровичем. Днем ее можно было встретить на Петроградской стороне, возле церкви апостола Матфея, что на Пушкарской улице, а по ночам она уходила за город и молилась в поле. Изредка Ксения останавливалась ночевать в домах своих благочестивых знакомых. Питалась она подаянием, а милостыню частенько отдавала нищим от имени своего покойного супруга. Люди начали замечать, что если Ксения войдет в дом, то там надолго поселятся мир и согласие. Если же она возьмет на руки больного ребенка или благословит его, тот непременно выздоровеет. Купцы знали, что если Ксения, ненароком заглянув к ним в лавку, возьмет какуюнибудь мелочь, то в торговле им будет удача. Петербуржцы полюбили женщину за помощь, за молитву, за добрый совет, за ласковое слово. Каждый старался пригласить ее в дом, и никто никогда не обижал ее. Ксения обладала даром прозорливости. Например, ею были предсказаны день и час кончины императрицы Елизаветы Петровны, императора Павла и младенцаимператора Антона Иоанновича.

Скончалась Ксения в возрасте 71 года, через сорок пять лет после смерти мужа. Ее скромная могила на Смоленском кладбище, неподалеку от церкви иконы Смоленской Божией Матери, сразу стала местом особого почитания. На могиле было начертано: «Кто меня узнает, да помянет мою душу в спасение души своей». Такие слова, по преданию, Ксения завещала написать на могиле. Люди приходили с мольбами о помощи и заступничестве, с просьбами об исцелении; даже землю с могильной насыпи брали в дом как святыню. На месте взятой с могилы земли или куска могильной плиты люди оставляли деньги — а потом на скопившиеся средства решили соорудить на месте захоронения Ксении каменную часовню.

В начале XX века, в 1902 году, архитектором Всеславиным часовня была перестроена в руссковизантийском стиле. Несмотря на то что в 1940 году часовню закрыли, всю блокаду к ее стенам шли ленинградцы, приносили и оставляли записки с просьбами и мольбами о помощи. В 50е годы помещение часовни было передано сапожной мастерской. Могилу Ксении замуровали и построили над ней помост, где шили сапоги. Но дела у сапожников не шли на лад, и через какоето время мастерскую закрыли, обвинив мастеров в нерадивости, а помещение отошло скульптурной артели. Однако и здесь история повторилась.

Наконец в 1983 году часовню вернули верующим — к великой радости жителей города. В ней начались реставрационные работы. Русская Православная Церковь Заграницей в 1977 году первой канонизировала святую Ксению, а в юбилейный год тысячелетия Крещения Руси, в 1988 году, и РПЦ причислила ее к лику святых. Сегодня в восстановленной часовне перед мозаичным образом Христа в изголовье могилы горят неугасимые лампады и мерцают свечи, отражаясь в бликах новых кафельных плит, буквы сияют золотом на желтом мраморе надкупольной дуги, на каменной надгробной плите и возле нее — живые цветы Тонкий аромат лилий и роз, смешиваясь с запахом ладана, легким дуновением напоминает каждому о чудесной судьбе святой, что покоится здесь, под этой плитой. Приходят, как и прежде, люди — попросить о помощи, поставить свечу и, приклонив колени, помолиться Блаженной Ксении Петербургской.

Каждый, кто идет поклониться Ксении, считает своим долгом посетить и могилу еще одной петербургской святой, покоящейся неподалеку от часовни, — Марии Гатчинской. Она обладала чудесным даром утешения людей. Мария долгие годы была практически неподвижна изза тяжелой болезни, но не оставляла своей религиозной деятельности. В 1932 году ее арестовали. Вскоре Мария приняла мученическую смерть в заключении. В1981 году Русская Православная Церковь причислила Марию Гатчинскую к лику святых.Среди посетителей Смоленского кладбища бытует легенда о сорока священниках. В 20х годах прошлого века их привезли сюда, выстроили на краю заранее вырытой ямы и предложили отречься от веры под страхом мучительной смерти; когда священники отказались, их столкнули в яму и заживо закопали. После этого три дня видно было, как шевелится земля над несчастными, и в ветвях кладбищенских деревьев слышался плач. На этом участке кладбища до сих пор можно увидеть зажженные свечи, ленточки и бумажные цветы, которые люди приносят в память о мучениках.

И все же главной святыней Смоленского кладбища была и остается церковь во имя иконы Смоленской Божьей Матери. Икона эта, по преданию, была написана евангелистом Лукой. В Россию она попала, когда император Константин выдал в 1046 году свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославовича и благословил ее этой иконой в путь. Прославилась эта икона при нашествии на Русь войска хана Батыя. Когда в 1239 году часть воинства хана подошла к Смоленску, дружинник Меркурий, молясь в храме, вдруг услышал голос, повелевший ему выступать против вражеского войска. Меркурий собрал отряд, пробрался незамеченным в середину войск Батыя и нанес сокрушительный удар. Враги были побеждены. К 1812 году икону перенесли в Успенский собор Москвы, и жители города молились перед ней о победе над французами. После победы икону вновь вернули в Смоленск, где она находилась до начала Великой Отечественной войны, в ходе которой была утрачена. И лишь в 2005 году икона была обнаружена в одной из лондонских галерей. Ведутся переговоры о ее возвращении в Россию.

Существовало много копий иконы, у некоторых из них совершались чудеса исцеления людей. Одна из копий была выполнена художником И. А Акимовым и помещена в отстроенной в 1790 году каменной церкви во имя иконы Смоленской Божьей Матери. Она считается главной святыней храма.

Строительство Смоленской церкви и кладбищенских сооружений продолжалось. В 1809 году архитектор Луиджи Руска выстроил кладбищенские ворота, часовню и богадельню, а Андриян Захаров пристроил северный придел к церкви. Впоследствии храм был украшен новыми росписями, выполненными живописцем Безсо

новым.

На Смоленском кладбище есть еще одна могила, местонахождение которой, к сожалению, неизвестно. Совсем недавно исследователи установили, что здесь, а не на Большеохтинском кладбище, как предполагалось ранее, была похоронена няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева.

Между тем Смоленскую церковь продолжали достраивать не только в начале XIX века, но и в последующие годы. Был пристроен придел Иоанна Предтечи с удивительной красоты иконостасом в византийском стиле, обновлялись росписи стен, но, несмотря на почтенный возраст храма, святынь в нем было немного. И все же его очень почитали прихожане. В престольный праздник из церкви по кладбищу шел крестный ход и служилась Вселенская панихида.

После революции судьба храма была не столь печальна, как у большинства церквей. Он был закрыт только с 1940 по 1946 годы, а в 1947 был снова освящен, и богослужения в нем возобновились. В Смоленскую церковь передали в 1950 году икону Милующей Божьей Матери, полученную в дар от монаха Афонского монастыря еще в XIX веке, и во имя этой иконы был сооружен и освящен еще один придел храма. Интересно, что иконостас для этого придела был взят из нижнего храма (церкви Иоанна Дамаскина) Владимирского собора. Уже в 1990 году, к двухсотлетнему юбилею Смоленской церкви, в ней отстроили и освятили придел во имя Блаженной Ксении Петербургской, и была выпущена памятная медаль. Сегодня в храме ведутся реставрационные работы, проходят богослужения, совершаются таинства, не иссякает поток паломников и туристов не только из России, но и из других стран. По благословению митрополита Владимира и при участии Смоленского прихода стараниями настоятеля его, Виктора Московского, была создана общественная организация «Попечительство Святой Ксении Петербургской, занимающаяся содействием реставрации и восстановлению Воскресенского, Смоленского храма и всех святынь Смоленского кладбища. Ветер все так же ко лышет кроны деревьев, шелестит под ногами трава, и так же неспешно проходят каждый день по дорожкам Смоленского некрополя люди поклониться святыням этого уникального кладбища.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери и часовня Блаженной Ксении Петербургской открыты ежедневно. Смоленская церковь — с 6 часов утра до 17 часов вечера, часовня — с 10 часов утра до 18 часов вечера.

Адрес: Камская улица, д.24.

Транспорт: ст. метро «Василеостровская», «Приморская» Автобус 41,47 Троллейбус 9.


История

Икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая Багратиону. Бородино, 1911 год, С. М. Прокудин-Горский.

До Смутных времён в местности, где сейчас расположена Церковь, числился «погост Воздвиженский на государеве цареве земле на речке Вейне с церковью Воздвижения Креста Господня и приделом святителя Николая» у сельца Бородино [5]. В 1626 году эта территория упоминается как «место церковное, пашни лесом поросли» [5] .

В 1697—1701 годах селом владел брат будущего Патриарха Московского Иоакима (Ивана Петровича Савёлова) окольничий Тимофей Савёлов [5]. В 1698 году он подал прошение о строительстве церкви Рождества Христова с приделом в честь преподобного Сергия [8]. которую освятили в 1701 году в честь Рождества Христова [5]. Первым священником в новой церкви был Семён Яковлев [8] .

25 августа 1812 года с колокольни церкви велось наблюдение за перередвижением французских войск по Бородинскому полю в ходе одноимённого сражениия [2] [1]. В главу храма попало ядро, от чего колокольня сильно пострадала [1]. После сражения захватившие село французы полностью выжгли внутренность храма [1]. Сожжены были также дома жителей Бородина и по наступлению зимы церковь послужила убежищем для вернувшихся из лесов на пепелище обитателей села [9] .

В 1814 году владелицы села — вдова Елизавета Петровна Савёлова и девица Александра Васильевна Давыдова не надеявшись восстановить разрушенный храм обращались с прошением приписать их крестьян к приходу в селе Криушино. однако Постановлением Московской Духовной Консистории получили разрешение быть приписанными только до восстановления церкви в Бородино [1] [9] .

В июне 1824 года во время архипастырской поездки в западную часть Московской епархии село и Бородинский Храм посетил Святитель Филарет митрополит Московский [9]. При его попечении к 1826 году на средства из казны и на пожертвования верхний храм был восстановлен и церковь была полностью отремонтирована [9]. но не освящена [1] .

В 1837 году на Бородинское поле впервые прибыл Наследник Цесаревич Александр Николаевич [9]. 23 июля он посетил Семёновскую Спасскую пустынь, на которой потом был построен Спасо-Бородинский женский монастырь. затем побывал на «батарее Раевского», где положил камень в основание Главного памятника [9]. После этого Цесаревич вернулся в Бородино. где накануне ночевал, и внёс первое пожертвование на Бородинский Храм — 500 рублей [9]. В декабре того же года в верхнем храме появился иконостас [9] .

В 1839 году [1] село Бородино с окрестностями было выкуплено императором Николаем I [5] и подарено цесаревичу [1]. Неподалёку у церкви императорской фамилией был выстроен дворец по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова [1] .

22 июля 1839 году верхний храм церкви была освящён Святителем Филаретом в честь Смоленской иконы Божией Матери [2] [1]. Через 2 дня, 24 июля 1839 года на Красном холме в центре Бородинского поля («батарея Раевского») был захоронен прах героя Бородина генерала П. И. Багратиона [9] .

В год освобождения крестьян 9 июня 1861 года село и Бородинский Храм посетил император Александр II вместе с императрицей Марией Александровной. преподнеся в дар церкви Нерукотворный Образ Спасителя. некогда вручённый им игуменией Марией [уточнить ] [9] .

В 1891 году Бородино и Бородинскую церковь посетили Великий князь Сергей Александрович с Великой княгиней Елизаветой Федоровной [10] и даровали Храму икону преподобного Сергия Радонежского в драгоценном окладе [9] .

Накануне столетнего юбилея Бородинского сражения в 1912 году церковь отремонтировали [5]. Художник А. П. Хатулев, член Церковно-Археологического отдела Общества Любителей Духовного Просвещения [8]. расписал её священными изображениям и и орнаментом с позолотой в древнем стиле [5]. 26 августа 1912 года около 2 часов пополудни храм посетил император Николай II [5] [8] .

В 1930 году храм закрыли и передали артели «Ветеринария» [1]. а в 1932 году на Бородинском поле взорвали памятник и склеп с прахом князя Багратиона [5] .

Во время войны храм уцелел [1]. однако вплоть да начала 1950-х годов из стен верхнего храма добывался кирпич, в результате чего колокольня была уничтожена полностью [5]. Местный председатель колхоза Епифан Яковин активно боролся за его снос [1] .

К 150-летней годовщине сражения здание храма восстановили [5]. Церковь была отреставрирована под руководством архитектора-реставратора Николая Ивановича Иванова [4]. Он обратился за помощью к авторитетным деятелям науки, культуры и искусств [8]. Его поддержали художник Павел Дмитриевич Корин. академики М. И. Алпатов [уточнить ] и Дмитрий Сергеевич Лихачев и многие другие [8]. Решающим стало ходатайство кинорежиссёра и киноактёра Сергея Фёдоровича Бондарчука. который аргументировал восстановления храма необходимостью для начавшихся съемок фильма «Война и мир » [8]. 16 марта 1962 года было разрешено «восстановление внешнего силуэта» храма [8] .

В 1989 году прошло первое богослужение в нижнем Сергиевском храме [5] [2]. По инициативе Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника церковь была передана Московской епархии [8] [5] .

В 1995 году началось служение и в верхнем храме в честь Смоленской иконы Божией Матери [5] [8] .

В 1999 году развернулись активные ремонтно-реставрационные работы на средства благотворителей и прихожан [5] [8]. В частности заново расписаны стены нижнего, Сергиевского храма, московскими художниками во главе с известным мастером церковной стенописи П. А. Степановым, отреставрирована кладка, заменен пол, отштукатурены стены, вставлены новые окна, заменена кровля, отремонтированы и позолочены кресты, установлены новые оконные решетки и входные двери [8] .

Описание храма

Общий вид Бородинской церкви. Бородино, 1911 год, С. М. Прокудин-Горский.

Архитектурный стиль Церкви Смоленской иконы Божией Матери определяют как московское барокко [4] [1] или как традиционный стиль древнерусского зодчества [2]. Храм представляет собой небольшую, двухэтажную, каменную церковь [2]. устроенную по типу «восьмерик на четверике» [1]. Верхняя часть — собственно церковь в честь Смоленской иконы, внизу расположен тёплый («зимний») Сергиевский придел [1]. К основному четверику примыкает трапезная, заканчивающаяся с запада лестницей, характерной для храмов XVII века [1]. Над верхним рундуком лестницы ниже главы основного объёма устроена колокольня в один ярус [1]. Изначально вдоль южного и северного фасада шли деревянные открытые галереи-гульбища [1]. Наличники обоих этажей храма — богатые, резные; грани восьмерика разделены узорчатыми полуколонками и украшены фризом [1]. Световой барабан под главой основного объёма — неширокий, ориентированный вертикально, что придает силуэту храма устремленность ввысь [1]. Апсиды разделены не простыми лопатками, а декоративными балясинами [1] .

Дополнительные сведения

При храме действует воскресная школа [5]. В церкви создана библиотека и видеотека [5]. Клирики окормляют больницу и начальную школу в деревне Бородино [5] .

Настоятель храма после возобновления службы в 1990 году — протоиерей Игорь Востриков [3] [2] [8]. Игорь Востриков в сане священника с 1990 года, является секретарем епархиальной Комиссии по взаимодействию с Вооруженными силами [8]. В 1989 году окончил Московский государственный институт международных отношений. после чего прислуживал в храме Нерукотворного образа села Прохорова Чеховского района [8]. В 1990 году рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Смоленской церкви [8]. Отец Игорь женат, матушка по образованию архитектор [8]. У священника два сына и три дочери [8] .

С октября 2001 года в штате прихода имеется второй клирик — священник Георгий Шамрук [8]. После окончания механико-математического факультета МГУ переехал в село Бородино. где нес различные послушания при храме [8]. В 1995 года женился на певчей этого храма и вскоре был рукоположен в священный сан [8]. До 2001 года служил в Никольском соборе Можайска. а с октября 2001 года — в церкви Смоленской иконы Божией Матери [8]. У отца Георгия два сына и дочь [8] .

По данным на 2002 год из числа прихожан Смоленского храма трое приняли священный сан, некоторые выбрали путь монашеского служения [8] .

Примечания

Ссылки


Церковь во имя Смоленской иконы Божией матери на Васильевском острове

Официально Смоленское кладбища учреждено 23 октября 1738 года, постановлением Святейшего Синода: на Васильевском острове у Черной речки (как тогда называлась Смоленка), между 18 и 23 линиями расчистить место под кладбище.

В 1758 году, при Императрице Елизавете на Смоленском кладбище Васильевского острова была заложена, построена, а 30 сентября 1760 года освящена деревянная Смоленская церковь. 6 ноября 1722 к ней был пристроен Михайловский придел. Название речки, кладбища, а также освящение церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери по преданию обязаны тем, что в этом районе жили рабочие из Смоленска, созванные и согнанные на постройку Санкт-Петербурга ещё Петром I.

Каменная церковь была построена в 1786 - 1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Она представляет собой прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней. Со строительством Смоленской церкви связано имя св. Блаженной Ксении Петербургской. Рано овдовев и будучи потрясена смертью своего мужа, Ксения Григорьевна Петрова добровольно приняла на себя подвиг юродства Христа ради. Раздав всё своё имущество, она скиталась по городу, притворяясь безумной, а по ночам, когда никто этого не видел, поднимала кирпичи на леса строящейся смоленской церкви. На иконах Блаженную Ксению часто изображают на фоне Смоленской церкви.

Первым в церкви Смоленской иконы Божьей Матери был освящен придел во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября 1790 года). Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен главный придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. На средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка южного Ильинского придела, освященного 24 июня в 1833 году. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны.

По проекту академика К.Н. Вербицкого был возведён придел Иоанна Предтечи (освящён 1 октября 1892), который украшал иконостас в византийском стиле выполненный художником М. М. Васильевым. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками.

В советское время церковь действовала до 1940 года. Временно с 1932 по 1940 годы в ней находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, переданная после закрытия Казанского собора. После закрытия Смоленской церкви Чудотворную икону передали в Князь-Владимирский собор. В годы Отечественной войны и блокады церковь простояла закрытой, однако, она снова была возвращена верующим и освящена 8 февраля 1947 года. Почти все последующие годы советской власти церковь Смоленской иконы Божьей Матери была единственным действующим храмом Васильевского острова. Храм привлекал множество верующих. Часовня Св. Блаженной Ксении Петербургской также была местом паломничества, несмотря на то, что оставалась заколоченной и обнесённой сплошным забором.

Сейчас храм Смоленской иконы Божьей Матери имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери "Милующая", или "Достойно есть", и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола.

Недалеко от Смоленского храма, с восточной стороны, у входа на кладбище находится каменная церковь Воскресения Христова (1901-1904, архитектор В.А. Демяновский). Она сильно разрушена, ныне восстанавливается на средства Санкт-Петербургской епархии. Недалеко от часовни св. Ксении Блаженной находилась Троицкая церковь, она была разобрана на кирпич в 1932 году.

Адрес церкви Смоленской иконы Божьей Матери:

СПб. Васильевский Остров, Камская ул. 24, Смоленское православное кладбище.

Телефон: (812) 321-14-83, 323-54-14.

Проезд: метро "Василеостровская", далее трамвай N 6; или метро: "Приморская"


Источники: http://culttourism.ru/mariy_el/kozmodemyansk/sobor_smolenskoy_ikony_bozhiey_materi.html, http://www.vidania.ru/temple/temlpe_leningradskaya/st_peterburg_smolenskoy_ikony_hram.html, http://piterbu.ru/sobory-peterburga/4934-tserkov-ikony-smolenskoj-bozhej-materi, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_(%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE), http://palmernw.ru/smolen/smolen.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
собор смоленской иконы божией матери