int(884) собор владимирской иконы | Собор | Tsurganov.info




собор владимирской иконы


Владимирский собор

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Белорусского вокз. электричкой до ст. Бородино - 121 км. Далее - автобусом или пешком 2,5 км.

Проезд автомобилем: от Москвы по Минскому шоссе (далее свернуть с Минского на Можайское) или по Можайскому шоссе до Можайска - 116 км. Далее от Можайска через Кукарино на Бородино - около 4 км. Перед д.Татариново - поворот к монастырю, еще около 3,5 км.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д.Быковскому. Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – она скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии.

За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же, как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.


Собор пятиглавый, и его пятиглавие − очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично.

Очень большое внимание Быковский уделил организации интерьера собора. Нижняя часть его стен вовсе лишена окон, и это не только позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон, но и создало эффект света, льющегося вниз словно с самого неба. Очень многие, побывавшие в этом храме, замечали, что здесь создается редкостная молитвенная атмосфера. Этому способствует тонко и умело созданная архитектором игра света и тени, − прием, не раз с успехом примененный Быковским при строительстве храмов, в том числе, например, Знаменской церкви в Ховрине.

Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался − со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно − безошибочным ориентиром поднимается над ровным полем высокая полусфера − глава Владимирского собора.


Владимирской иконы Божией Матери

Дорогие братья и сестры, нужна Ваша помощь!

Выписка из заключения невролога детского хосписа (СПб ГАУЗ "Хоспис (детский)"):

ДИАГНОЗ: Спиноцеребеллярная дегенерация (спорадическая) прогрессирующая, представлена мозжечковой, экстрапирамидной симптоматикой, деменцией. Симптоматическая эпилепсия. Гидроцефальный-гипертензионный синдром.

06 января.

Вторник Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

8-оо - Царские часы

10-оо - Литургия св. Василия Великого

18-оо - Всенощное бдение

Ночной службы не будет!

"В праздник Рождества Христова требы не совершаются"

07 января.

Среда Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

7-оо - Ранняя литургия

10-оо - Поздняя литургия В праздник Рождества Христова требы не совершаются

18-оо - Великая Вечерня

08 января.

Четверг Попразднство Рождества Христова Собор Пресвятой Богородицы

9-оо - Божественная литургия

18-оо - Вечернее богослужение

ИСПОВЕДЬ НАЧИНАЕТСЯ ЗА ПОЛЧАСА ДО ЛИТУРГИИ

Материалы Приходской газеты


Храмы Санкт-Петербурга

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Адрес. 191025, г. Санкт-Петербург, Владимирский пр. д. 20, станция метро «Владимирская»

Телефон. (812) 312-89-22; 312-19-38 (вахта); 712-44-33 (бухг.).

История. Владимирский собор заложен в 1761 г. на месте первоначального деревянного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. построенного в 1747 г. для жителей придворной слободы.

Двухэтажный храм строился и достраивался в несколько этапов: с 1761 по 1783 гг. и во второй половине XIX в. с участием таких зодчих, как П. Трезини, Дж. Кваренги, Б. Растрелли, Ф. И. Руска.

В 1887-1888 гг. в связи с 900-летием Крещения Руси была произведена большая реставрация.

Закрыт в 1932 г. возвращен Церкви в 1989 г.

С 7 мая 2000 г. имеет статус собора.

Сегодня действуют два престола: главный, во имя Владимирской иконы Божией Матери (престольные праздники: 8 сентября, 3 июня, 6 июля), вновь освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) 7 апреля 1990; и престол во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (престольный праздник 30 сентября), вновь освящен архимандритом Симоном (Гетя) в сентябре 1992 г.

Собор - объект культурного наследия федерального значения, охраняется государством.

При храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, детский церковно-приходской хор, школа звонарного искусства.

Богослужения: ежедневно. Исповедь: 9.00. Литургия: 9.00; по воскресным и праздничным дням - 7.00 и 10.00, всенощное бдение: 18.00.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир - настоятель; протоиерей Владимир Фоменко - ключарь; протоиерей Иоанн Цьолка; протоиерей Георгий Шмид; протоиерей Михаил Петропавловский; иерей Александр Глебов; протодиакон Евгений Петровский; протодиакон Андрей Ермошин; диакон Николай Денисенко; председатель Приходского совета - Иван Сергеевич Раевский.


Собор Владимирской иконы Божьей Матери (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Владимирский проспект, д. 20 (тел. (812) 312-19-38, 112-44-24), метро: «Владимирская», «Достоевская».

Каменный храм был выстроен на месте старой деревянной Владимирской церкви трудами её настоятеля отца Иоанна Кирикова. Он взял на себя сбор пожертвований и привлечение богатых дарителей. К 1760 году он собрал достаточно средств для начала строительства. Закладка каменного храма состоялась 26 августа 1761 года.

Церковь построена в 1761-1783 годах, по мнению большинства исследователей, по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини. Его считают одним из инициаторов восстановления пятиглавия при строительстве храмов. Вероятно, проект Владимирской церкви был разработан еще в 1745 году, но поскольку тогда средств для каменного строительства было не достаточно, он был отложен "до лучших времен". В 1755 году Пьетро Трезини покинул Петербург и Владимирская церковь строилась уже без него. В 1768 году, через восемь лет после закладки, был выстроен первый этаж, в котором разместилась теплая трехпрестольная церковь. Её центральный престол был освящен 8 ноября 1768 года во имя Святого Иоанна Дамаскина. Боковые престолы были освящены в следующем, 1769 году: южный – во имя священномученика Харалампия освящен 22 февраля, а северный, во имя пророка Илии, – 30 июня. К освящению нижней церкви Императрица Екатерина II пожертвовала богато украшенное напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1744 году. Верхняя церковь освящена 9 апреля 1783 г. во имя иконы Владимирской Божией Матери. Отец Иоанн Кириков не дожил до этого радостного события. В 1770 году он был зверски убит в собственном доме грабителями. Храмоздатель был погребен в ограде церкви, на его могиле к столетию храма установлен мраморный памятник, а в 1998 году рядом с ним установлен беломраморный крест.

Возведенная в традициях барокко, церковь красиво декорирована колоннами и пышными наличниками окон. Купола церкви на высоких цилиндрических барабанах великолепны по пропорциям и красоте силуэтов. Основной объем здания в плане – квадрат со срезанными углами. Его композицию усложняют выступы на северной и южной сторонах, украшенные колоннами и башенками. Пятиглавие Владимирской церкви особенно удачно: группа куполов превосходна по своим пропорциям и красоте силуэта. Высокие барабаны словно уносят ввысь изящные луковичные главки. Вертикаль подчеркнута линией превышающего боковые центрального барабана, увенчанного высоким колоколообразным куполом с главкой на высоком фонарике. Боковые – завершены луковичными главками с глубокими перехватами по низу. Поверхности барабанов украшены широко разнесенными парными пилястрами ионического ордера и высокими окнами с полуциркульным завершением.

Небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Здание церкви стоит в ряду таких замечательных произведений архитектуры середины XVIII века, как созданный Ф. Растрелли Воскресенский Смольный собор и выстроенный С.И. Чевакинским Николо-Богоявленский Морской собор.

В 1786-1791 годах по проекту Д. Кваренги рядом с церковью была сооружена отдельно стоящая колокольня. Она была трехъярусной, массивной, приземистой, высота ее не превышала высоту боковых куполов церкви. Нижние два её яруса представляют восьмерик. Третий ярус, использовавшийся как ярус звона, представляет круглую ротонду, обрамленную парными колоннами ионического ордера. Венчал ее плоский купол на низком барабане. Позже, в 1848 году колокольня была достроена до 4 ярусов по проекту Ф.И. Руски. Новый, четвертый ярус аналогичен третьему. Завершение колокольни высоким куполом с главкой и крестом созвучно оформлению центральной главы церкви. В 1864 г. возле церкви был устроен сквер. В 1888 году колокола были перенесены на верхний ярус.

В XIX веке ансамбль претерпел ряд изменений. В 1811-1816 годах к южной стене апсиды была пристроена лестница для входа в алтарь верхней церкви. В 1830 году архитектор А.И. Мельников пристроил к церкви с запада двухэтажный притвор с лестницей в верхний храм, фасад которого представляет собой классический портик со сдвоенными колоннами, поддерживающими фронтон. Массивная пристройка значительно исказила и утяжелила пропорции храма. Ширина пристройки превышает ширину трапезной и своим объемом нарушает восприятие легкой изящной отделки боковых фасадов церкви. Сохраненные от прежнего фасада тонкие шпильки не соответствуют громоздкому портику. Со стороны площади пристройка подавляет и заслоняет композицию храма. Тем самым было нарушено стилистическое единство сооружения. Первоначально купола церкви были окрашены светло-зеленой масляной краской. Во время ремонта 1843-1846 годов главы церкви впервые были покрыты позолотой.

Внутреннее архитектурное оформление интерьеров Владимирской церкви хорошо сохранилось до наших дней и представляет большой историко-художественный интерес. Нижняя церковь во имя святого Иоанна Дамаскина, помещавшаяся в первом этаже каменной церкви, более древняя, чем верхняя. План церковного зала идентичен плану действующего ныне верхнего храма. Потолки храма невысокие, сводчатые. За восточными пилонами начиналась солея и находились три (центральный и придельные) резных золоченых иконостаса с живописными иконами. К сожалению, росписи нижней церкви, и её иконостас были погублены в середине XX столетия.

Верхняя церковь более богата по своей архитектурной отделке, и за счет высокого потолка кажется гораздо просторнее. Пространство зала разделено на три придела четырьмя массивными восьимигранными пилонами, обработанными парными пилястрами и филенками. Центральный барабан – световой, он прорезан восемью полуциркульными и четырьмя круглыми окнами. Простенки оформлены тягами и филенками. В восточном простенке помещена скульптурная композиция, изображающая трубящего Ангела. На парусах помещены скульптурные изображения Евангелистов. Боковые барабаны первоначально также были световыми, но около 1900-х годов перекрыты в основаниях пологими фальшсводами. Боковые приделы были устроены уже в середине XIX века, после устройства в верхнем храме калориферного отопления. В 1868 году был освящен северный придел в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте", а в 1872 году южный – во имя святых Веры, надежды, Любови и Матери их Софии. Иконостасы в них поздние. Пилоны церкви были украшены образами работы школы Рубенса, картинами итальянской и фламандской школы, появившимися в храме в 1810-е годы. Происхождение их доподлинно неизвестно, но существует предание, что они были привезены из Дрезденской картинной галереи нашими маркитантами, сопровождавшими русскую армию во время заграничного похода 1813-1814 годов. Несмотря на годы гонений в церкви сохранились два уникальных иконостаса середины XVIII века – первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви, стоящий ныне лицевой стороной к алтарю и позолоченный резной, выполненный в традициях барокко по рисунку Ф. Растрелли в середине XVIII века и прежде находившийся в церкви Аничкова дворца. Главная икона храма была заказана в Москве и представляет список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Она была привезена в Петербург в 1763-1764 годах.

Храм был закрыт в 1932 году. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны – институт "Ленмашучет". Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, чтобы не отвлекать работников излишними красотами, а в алтаре размещены канцелярские столы. Только в 1960 году здание церкви было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.

В августе 1989 года шестипрестольная церковь была возвращена верующим, став одной из первых, возобновленных после долгих лет запустения. 7 апреля 1990 г. был вновь освящен верхний главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1992-1994 годах на всех главах церкви и колокольне были установлены новые титановые кресты, к 1996 году отреставрированы купола с заменой железной кровли на медную. В 1999 году завершена реставрация и окраска стен верхнего храма. Восстановлено его скульптурное убранство. Архитектором Ю.В. Кирсом восстанавливается растреллиевский иконостас, им же выполены новые иконостасы для боковых приделов верхнего храма, стилизованные под растреллиевское барокко. До восстановления нижнего храма пока ещё очень далеко, но уже сейчас ведется работа по обследованию и подготовке проектных материалов. Владимирская церковь ныне занимает особое положение в городе. Указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 7 мая 2000 года храму присвоен статус собора.


Собор во имя Владимирской иконы Божьей Матери

Храм освящен во имя одной из самых почитаемых на Руси икон - Владимирской иконы Божией Матери, по преданию написанной св. евангелистом Лукой.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Сначала эта площадь носила название Торговой и на ней располагалась деревянная церковь, построенная в 1747 году. Каменный пятиглавый храм в стиле переходном от барокко к классицизму был построен в 1761 - 1769 годах по проекту П.А. Трезини. В 1763 году был заказан список с чудотворной иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Сейчас икона утрачена, есть сведения, что она затеряна в музейном отделе Главнауки, куда была отправлена после закрытия церкви в советское время. В помещении новой церкви был верхний (холодный) храм, освященный 9 апреля 1783 года во имя Владимирской иконы Божьей Матери и нижний (тёплый) храм, освященный по имя св. преподобного Иоанна Дамаскина.

В 1791 году архитектором Дж. Кваренги была построена двухъярусная отдельно стоящая колокольня, которая в 1848 году архитектором Ф.И. Руска увеличилась в высоту на один ярус. В 1830-1831 годах архитектором А.И. Мельниковым был возведён притвор. В 1850-1853 годах под руководством Ф.И. Руска была построена часовня и ограда. В 1883-1885 годах архитектором А.Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви были покрыты великолепными росписями. Росписи и иконостас нижней церкви были утрачены в советское время.

В начале ХХ века церковь имела шесть приделов. В нижнем храме главный придел освящён во имя св. Иоанна Дамаскина, боковые приделы - во имя сщмч. Харлампия и св. пророка Илии. В верхнем храме главный придел был освящён во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, северный - во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", южный - во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

После революции храм отошёл к обновленцам (с октября 1922 г.), однако с 1923 года, его вернули Патриаршей церкви. Храм Владимирской иконы Божьей Матери был закрыт 22 июня 1932. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В 1933 году были сняты с колокольни и переданы "Металлолому" колокола Владимирской церкви. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны - институт "Ленмашучет". Был даже проект сноса храма и устройства на его месте сквера для отдыха трудящихся. Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, а в алтаре размещены канцелярские столы. Лишь в 1960 году здание Владимирского храма было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.

В августе 1989 года церковь была возвращена верующим. Главный престол храма во имя Владимирской иконы Божией Матери был заново освящён 7 апреля 1990 года. В 1992-1994 годах на всех главах церкви и колокольне были установлены новые титановые кресты, в 1996 году отремонтированы купола. В 1999 году завершена реставрация и окраска стен верхнего храма. Нижний храм пока не восстановлен. Указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 7 мая 2000 года храму присвоен статус собора.

Адрес собора: 191025. СПб. Владимирский просп. д. 20.

Контактные телефоны:

Ключарь собора - протоиерей Фоменко Владимир Тимофеевич: 312-96-17.

Председатель приходского совета - Раевский Иван Сергеевич: 713-16-14.

Факс: 712-44-24.

Проезд: метро "Владимирская", "Достоевская".


Источники: http://www.hramy.ru/regions/r50/mojaisky/semenovskoe/vladbor.htm, http://www.vladimirsobor.spb.ru/, http://www.vidania.ru/temple/temlpe_leningradskaya/st_peterburg_vladimirskiy_sobor.html, http://worldwalk.info/ru/catalog/253/, http://palmernw.ru/vladimir/vladimir.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
собор владимирской иконы