int(1975) троицкий собор иконы | Собор | Tsurganov.info




троицкий собор иконы


Официальный сайт Троицкого архиерейского собора г. Сумы

Проповедь убиенного протоиерея Павла Адельгейма (1938-2013) в храме святых Жён-мироносиц города Пскова перед Новым 2012 годом.

28 декабря 2014 года в выставочном зале Сумского епархиального управления открылась традиционная епархиальная Рождественская выставка детского художественного творчества "Красота Божьего мира".

Для Троицкого архиерейского собора была написана икона Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святой образ занял подобающее ему место во втором ярусе центрального иконостаса.


Свято-Троицкий кафедральный собор

Иконы

Иконы музея Троицкого собора

Собрание икон Троицкого собора достаточно традиционно и по своему характеру напоминает иконописные коллекции всех храмов Саратовской митрополии. Убранство церквей Саратова и других городов губернии складывалось под воздействием многочисленных факторов. Несмотря на размеры и значимость Саратова в провинциальной российской жизни, в нем так и не сложилось достаточно заметной и стилистически своеобразной иконописной школы. Тем не менее, здесь существовало много мастерских, находившихся под влиянием столичных и других российских иконописных центров. Большое хождение имели в городе привозные иконы, которые пополняли частные коллекции и собрания местных церквей. Сохранились сведения, что для убранства наиболее значимых храмов привлекались иногородние иконописцы, в частности, представители ярославской иконописной школы, которые расписывали стены и создавали большие иконы для иконостасов. Не менее интересное явление – так называемая народная икона, авторы которой сумели создать уникальные произведения, сохранившие истинно народный религиозный дух.

Трудный 20 в. разрушил единство иконописного ансамбля тех саратовских храмов, в которых оно было. К концу столетия восстанавливаемые церкви пополнились чудесным образом сохраненными разрозненными памятниками. Верные прихожане приносили фрагменты иконостасов и небольшие иконы, предназначенные для домашнего обихода. Таким образом, в конце 20 в. все саратовские церкви, а в их главе и Троицкий собор, стали обладателями очень неоднородных, но, несомненно, интересных иконописных собраний.

Хотя памятники Троицкого собора чаще всего представляют 19 в. среди них встречаются и более ранние произведения. К ним можно отнести плохо сохранившуюся икону святителя Николая Чудотворца. предположительно 18 в. Произведение создано в лучших традициях древнерусского иконописания. Образ святителя написан на доске с двойным ковчегом в темных приглушенных тонах и сдержанной манере, которые свидетельствуют о старообрядческом происхождении памятника.

Золотокрасная икона Богоматери Казанской. произведение удивительного профессионализма и одухотворенности, написана иконописцами Ветки – знаменитейшего центра старообрядчества конца 17–19 вв. Памятник передает все тонкости ветковского письма – излюбленный золотой фон, сияющий бакан – красная полупрозрачная краска особого оттенка, мягкие объемы личного с тонкой подрумянкой. Высокое качество письма и характерные признаки стиля дают возможность датировать икону концом 18-первой половиной 19 в.

Одной из самых популярных сюжетных икон, украшавших как храмы, так и частные молельни, был образ – «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками». В собрании собора представлен памятник 19 в. написанный мастерами известной сызранской иконописной школы, которая приобрела особую популярность во второй половине столетия.

Один из самых значительных российских иконописных центров с конца 18 в. и до начала 20 в. – Палех, представлен образом Богоматери Казанской первой половины 19 в. Он демонстрирует характерные стилистические черты палехского иконописания, и, прежде всего – уникальную способность палешан, с помощью многочисленных тончайших плавей, создавать лики, наполненные внутренним духовным светом.

Палехскими мастерами были написаны и две уникальные двусторонние иконы второй половины 19 в. вышедшие из одной

мастерской и, видимо, для одного заказчика – «Спас Нерукотворный» с образом святителя Николая Чудотворца (Можайского) на обороте и Богоматерь Знамение с полнофигурным изображением Архангела Михаила. Скорее всего, эти иконы создавались для выноса во время торжественных процессий. Праздничный характер памятников передан с помощью светлого фона, а также нарядного виртуозного письма и гармоничной красочной гаммы. Лик Спасителя завораживает своей внушительностью и внутренней глубиной. Образы святителя Николая, Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила, написанные в традициях строгоновского письма, поражают изяществом рисунка и отделки, хотя два последних серьезно пострадали от утраты первоначального фона.

Богоматерь Смоленская 19 в. украшена яркими золочеными узорами на синем фоне. По этим характерным узорам, так называемым «петухам», можно определить место создания иконы – Холуй. Мастера знаменитого иконописного села Холуй сочетали в своем искусстве любовь к реальным формам и повышенную цветовую декоративность.

В музее Свято-Троицкого собора хранитсяИверская икона Божьей Матери - уникальный экспонат музея. Эта чудотворная и особо почитаемая икона первой половины 19 века написана в традициях афонской живописи. Об истории ее обретения можно прочитать на обратной стороне.

Иконы, написанные в стилистике так называемого «академического» письма, обильно украшали те саратовские храмы, которые действовали в 19 в. Длительное время представлявшие официальную Православную Церковь, они заменяли иконописные памятники, созданные в традициях древнерусского искусства. В собрании Троицкого собора можно увидеть авторскую икону «Спас Нерукотворный», написанную масляной краской предельно натуралистично и с большим чувством. На обороте можно разобрать подпись: 1859 года. Ноября / Пис. Художникъ Императорской / Академiи Алексей Лебедевъ».

Не менее традиционны были в 19 в. и подокладницы – иконы, написанные специально под богатый оклад. Так был написан масляной краской «Спас Вседержитель» под серебряный оклад с клеймом 1894 г. и образ Богоматери Казанской, украшенный мастерски выполненным серебряным окладом 1879 г.

Нередки в саратовских иконописных собраниях и иконы афонского письма. В Троицком соборе подобные памятники до сих пор играют значительную роль в оформлении храмового пространства и любимы прихожанами. Написанные в сложной смешанной технике афонские иконы отображают Божественные образы, исполненные необыкновенной величественности и одновременно кротости. В музее можно увидеть икону святого великомученика Пантелеймона конца 19 в. написанную на Афоне, что удостоверяется штампом на обороте: «Благословенiе / Св: А


Свято-Троицкий собор (Днепропетровск)

Новокайдакская (Самарская) икона Божией Матери, икона «Плачущий Спаситель», иконостас Казанской церкви и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора

Свято-Троицкий Кафедральный собор  — памятник зодчества XIX века, исторический и культурный памятник города Днепропетровска .

История

Название Свято-Троицкого собор носит не случайно. На протяжении всего XIX века собор именовался то Троицкой церковью, то церковью Сошествия Святого Духа.

Свято-Троицкий Кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года. через 40 лет обветшала, и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Шарлеманю-Боде Л. И. и Висконти П. И.. которые спроектировали Успенскую церковь. Архитекторы одновременно выполнили и проект новой — купеческой. В 1837 году уже освятили место под новый храм.

В 1862 году началось строительство колокольни, которая являлась самым высоким сооружением в Екатеринославе того времени. В дальнейшем в конце XIX века здание храма и колокольни стало единым архитектурным целым: их соединили между собой. Во второй половине XIX века собор исполнял функции городской приходской церкви.

Судя по «Епархиальным ведомостям», причт собора состоял из трёх священников, одного диакона, нескольких псаломщиков. Духовенство кроме прямых священнических обязанностей принимало участие в работе церковных административных учреждений, занималось преподавательской деятельностью, активно проповедовало.

Позднее были построены дома причта и церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов начинаются большие ремонтные работы в церкви.

В годы Советской власти Спасо-Преображенский собор закрывается, и кафедра правящего архиерея перемещается в Троицкий собор, а по соседству на улице Красной размещается архиерейский дом, первым насельником которого стал владыка Агапит.

Во времена атеизации советского народа (1930-е) Троицкий собор закрывают. В этом помещении находится фуражный склад, стены храма прорублены для сооружения ярусов-настилов. Перепады температур, грязь нанесли большой вред внутреннему убранству собора и более всего его внутренним росписям.

В 1941 году в храме возобновляются богослужения, которые больше не прекращались. В 1943 году в неразберихе, царившей в городе при освобождении, погиб настоятель храма протоиерей Владимир Капустинский (до революции был инспектором епархиального женского училища и настоятелем Введенской церкви). 27 октября 1943 года. через два дня после освобождения Днепропетровска во дворе храма был расстрелян протодиакон Троицкого собора Илларион, могила которого расположена на территории собора. Возле собора нашли вечное упокоение и мирные жители, которые в 1941 году стали жертвами немецких бомбардировок.

С 1944 года церковь восстанавливается и ремонтируется. Приблизительно в это же время происходит реорганизация Днепропетровской епархии, и собор становится кафедральным, то есть резиденцией правящего архиерея. Такое повышение статуса собора позволило начать капитальные реставрационные работы.

Начатые в 1956 году реставрационные работы особый размах приобрели в наше время [когда? ]. благодаря поддержке Владыки Иринея, возглавляющего епархию с 1993 года. В Троицком соборе усердными трудами настоятеля, протоиерея Владимира Аксютина, происходит впечатляющая реставрация внешнего и внутреннего убранства храма, в том числе и окружающей собор территории.

У стен собора похоронены епархиальные архиереи Андрей (Комаров). Варлаам (Ильющенко). Кронид (Мищенко). настоятели собора, создатели храма.

В соборе находятся святыни: икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба, икона «Плачущий Спаситель», иконы Божией Матери «Иверская», «Казанская», «Достойно есть», «Самарская», два креста-мощевика с частицами мощей почитаемых в православии святых.

Бережно сберегаются в соборе древние реликвии: иконостас Казанской церкви и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.

В соборе проходят ежедневные службы, совершаются требы.

В праздничные дни утром — две службы: в 7 и 9 часов утра. В воскресные дни на вечерней службе — чтение акафиста, а в субботние дни — елеопомазание совершает правящий архиерей.

Литература

  1. Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. — Днепропетровск: ВАТ «Дніпрокнига», 2000.
  2. Епархиальные ведомости Екатеринославской епархии. — 1872: официальный и неофициальный отделы.
  3. Весь Екатеринослав: справочная книга. — Екатеринослав: изд. Л. И. Сатановского, 1913.
  4. Скалозуб Ю. История Екатеринославской епархии — Дніпропетровськ: «Січ», 2001 р.

Ссылки


Свято-Троицкий собор

Дата публикации 01.02.2011

Юбилей Свято-Успенской Почаевской Лавры

Свято-Троицкий собор.

Указом архиепископа Антония Храповицкого в 1906 году, по проекту архитектора Алексея Щусева в Свято-Успенской Почаевской Лавре началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Собор этот - зримая проповедь Православия в западном крае. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими, но снесённому во время строительства Успенского собора.

Собор Святой Троицы.

Долгое время Троицкая церковь размещалась в пристройке к братскому корпусу, в которой раньше находилась типография. В нынешнем Свято-Троицком соборе, с его величественным золотым куполом. хорами и переходами - возрождение родной старины, возвращение в давние минувшие времена на целые века назад, в те блаженные дни, когда Русь наша была воистину святою, когда она от царских палат до крестьянской избы жила огромным монастырем по уставу Православной Церкви, строго соблюдая заветы Святых отцов. В нём выражение души славянина, восприятие им красоты мира земного и небесного. Собор был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь.

Фрагменты мозаики Свято-Троицкого Собора.

Еще у Святых врат он восстаёт перед нами во всём своём великолепии в мозаической иконе Спаса Нерукотворного со склонившимися перед образом князьями Русскими. Западный же вход храма украшен изображением из мозаики Почаевской иконы Божией Матери. Вокруг иконы парят во славе ангелы, а внизу благоговейно предстоят святые Божии угодники Волынской земли. Северная сторона украшена изображением Новозаветной Троицы с Голгофой в центре. Белоснежные стены собора, тяжёлые монолитные, имеют минимум украшений - лишь таинственный орнамент, искустно выложенный кирпичом на высоте хоров.

Икона Божией Матери из древнего Троицкого Собора.

Икона Святой Троицы.

Иконы в иконостасе Свято-Троицкого Собора писаны в строго древнерусском стиле художником Евгением Чириковым. Паникадило подарено императором Николаем II .

Расписывал собор художник иеродиакон Дамаскин Малюта, но сделать успел очень мало – вспыхнула Первая мировая война. Но всё же кое-что было расписано: притвор, алтарь храма, частично южная и западная стены.

Внутренний вид Троицкого собора.

Иконостас Троицкого Собора.

Роспись собора довершена в семидесятых годах местными иконописцами по эскизам художников Щербакова и Фролова. На стенах во весь рост изображения библейских сюжетов, святых мучеников и мучениц, преподобных. На задней стене храма - картина Страшного суда, справа от Господа - райские блаженства, а слева - вечные адские муки.

Выходя из церкви, каждый богомолец невольно поднимает глаза на это изображение, наводящее на глубокие размышления.

Фрагмент иконостаса.

Две иконы Спасителя и Богоматери в старинных серебряных ризах на боковых стенах у иконостаса - связующая нить с древним Троицким собором, возведённым Домашевскими и освящённый преподобным Иовом. И роспись храма, и полумрак, царящий в храме за счёт узких окон, и умиленное монашеское богослужение - всё здесь умиротворят, успокаивает и настраивает человека на молитву. на духовный разговор с Творцом всего сущего на земле.


Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры – вокруг, внутри и около

Почему собор Троице Сергиевой лавры назван Троицким Что связывало Грозного с Троице-Сергиевым монастырем и Троицким собором Иконы Троицкого собора Сергиевой лавры 20 августа 2014 Daria Vlasova Москва Телефон: > Рубрика : Россия

Внутри Троице-Сергиева монастыря кое-где еще стоят леса, около них, словно пчелы, туда-сюда снуют рабочие в аккуратных темно-синих спецовках с надписью “Балтстрой”, Троицкий собор, укутанный сетками, пока еще не открыт в полной своей красе взглядам паломников и экскурсантов. Пришедших сюда впервые, удивляет, как много людей толпится у его входа, бывалые хорошо знают – это очередь к мощам святого Сергия. Иногда людской хвост так удлиняется, что достигает Духовской церкви…

Как же трудно рассказывать о Свято-Троицкой Сергиевой лавре! Лавра многолика, объемные тома диссертаций и научных трудов изданы о ней и ее ипостасях. А уж сколько написано личных впечатлений от посещения! Но и у меня впечатлений столько, что неудержимо хочется добавить и свои скромные штрихи к портрету этого места. Места, издавна почитаемого русскими людьми и любимого. Места, теперь вновь усердно посещаемого тысячами наших соотечественников.

Ну что, пойдем дальше вместе?

У шедевра древнерусского зодчества

По фактурной, чем-то необыкновенной, интересной брусчатке мы идем, мы спешим по зеленой аллее к Троицкому собору – самому древнему на территории Троице-Сергиевой лавры. Белокаменный храм – второй, стоящий на этом месте. Первый, срубленный руками самого Сергия Радонежского, сожгли татары при набеге хана Едигея в начале 15 века.

Помните, хрестоматийные картины Нестерова: неброская северная природа, непроходимые леса, гора Маковец, преподобный, из рук кормящий хлебом огромного медведя, Идет 1337 год от рождества Христова… Тяжелым трудом, своими руками возводит Сергий маленькую деревянную церковку…

Церковку освятили в честь Святой Троицы. Вот так и я. Услышала и пропустила мимо ушей. Друзья, а вы, задумались ли вы, а почему церковь назвали именно в честь Троицы? Просто так?

Оказывается, здесь все – совсем не просто.

Символика троицы

Тысячу лет назад случилось непоправимое: здание христианства, казавшееся незыблемым, раскололось. А на его обломках проросли две первые ветви – православие и католичество. И пути восточной и западной церквей разошлись навсегда.

Но осталось между ними и общее – вера в единого Бога, который сотворил мир и человека, живущего в нем. А еще все христианские конфессии твердо знают, что единый Бог в тоже время есть единосущная Троица, представленная в ипостасях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Словно солнце, состоящее из солнечного круга, света и тепла. Для любого христианина это – символ любви и единства.

Время жизни преподобного – тяжелое время, когда бесконечные междоусобицы разрушали страну, только общая вера объединяла людей.

Если в католичестве царит единоначалие, то душа православия – соборность. А она существует по образу и подобию единства Святой Троицы.

Великий Сергий, собирая воедино русских людей в те далекие времена, учил совместной жизни, объединению перед лицом общих трудностей и проблем, совместной защите своего отечества. Он заложил в глубинные основы нашего национального характера соборное начало. А это то, с чем можно преодолеть любой нравственный раскол в обществе и начать путь национального возрождения.

Вот почему праведник и пророк Сергий посвятил свой храм Троице – “дабы воззрением на нее побеждать ненавистную рознь”.

Троица, единосущная и нераздельная, отразившись в бесчисленных храмах и иконах, стала для древней Руси символом единства страны, духовной общности народа, взаимной любви, готовности к самопожертвованию.

Униженная, обескровленная, стенающая под чужеземным игом, страна понемногу начала подниматься с колен, впереди у нее был долгий и нелегкий путь, с блистательными победами и горькими поражениями.

Про удивительное

В лавре все имеет отношение к Троице. Не только в духовном смысле, но и самых простых вещах и совпадениях: лаврская колокольня строилась при трех царицах тремя разными архитекторами и стройка эта заняла три десятилетия. Сейчас на ней ровно – 33 колокола.

Живая река русской истории

Сегодняшний златоглавый и белокаменный собор отстроил ученик Сергия, Преподобный Никон, в 1422 году.

Каменно-надежный, он, одновременно, устремлен вверх и воздушен. Величественно красив, но при этом очень скромно украшен – его обвивает только поясок из трех лент резного орнамента.

При строительстве Троицкого собора монахи чудесным образом обрели нетленные мощи святого Сергия Радонежского, ставшие основной святыней этого храма, главной святыней всей Троице-Сергиевой лавры, одной значимых святынь всего православия.

За столетия, то прошли со дня смерти Сергия, изменился мир, исчезли почти все материальные свидетельства той эпохи, но остались неизменными чувства, к которыми верующие приходят к гробу преподобного – боль, радость, надежда, благодарность за помощь.

Каждое утро, полшестого, вот уже много веков, в черных длинных одеждах и клобуках сюда собираются монахи на акафист преподобному, поют величественно и строго. Тогда исчезает время, а тебя подхватывает живой поток русской истории.

Более нигде в мире

В своих отзывах люди, побывавших на литургии под сводами Троицкого собора, восторженно пишут о полученном неповторимом и возвышенном настрое, он создается у присутствующих древними духовными мелодиями, исполняемыми в особой певческой традиции Троице-Сергиева монастыря.

Особенный собор, где хранятся мощи Преподобного Сергия, требует особенного церковного песнопения. Монахи и послушники возродили утерянную традицию “знаменного распева” в богослужении, как наиболее соответствующую древней святыне.

Внутри древнего Троицкого собора Сергиевой лавры – полумрак. Свет из узких окон барабана купола, не достигая пола, мягко рассеивается в вышине. Тишина… На стенах – фрески. Но, увы, это уже не росписи 15 века, от них сохранился совсем маленький фрагмент в алтаре. Остальное – за ветхостью – сбили еще в 17 веке.

Внизу, под серебряной сенью на четырех столбах, чеканная, тоже серебряная рака, в ней хранится святая святых собора.

У кого пятерка по истории?

Конечно, для тех, у кого история была любимым предметом, я не скажу ничего нового. Хотя всегда полезно покопаться в своей памяти и освежить знания.

Великий князь московский и первый русский царь – Иван Грозный – безусловно, личность в отечественной истории известная. Говорят, личность сложная и противоречивая. Настолько противоречивая, что ее, этой личности, и в природе не было.

А было человек пять разных царей, которые, мол, отличались друг от друга столь незначительно, что впоследствии слились в единый образ не существовавшего человека. Да! И татаро-монгольского ига тоже не было! Ну как у Булгакова – что же это такое, чего ни хватишься, ничего нет.

Но, хотя имеются господа, старательно расшатывающие основы науки исторической, но стоит она пока нерушимо.

А значит, пока не доказано противного, был на свете Иван Васильевич – старший сын Василия III и красавицы Елены Глинской, внук Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Это она, Софья, привезла с собой богатейшую библиотеку с древнейшими манускриптами. Однако легендарная книжная сокровищница однажды неведомо куда пропала, ее до сих пор ищут энтузиасты.

Папа будущего Ивана IV, великий князь Василий III больше чем двадцать лет состоял в счастливом браке с Соломонией Сабуровой. Полной гармонии мешало только отсутствие наследников. Как ни молили супруги бога, сколько ни ездили по монастырям, ходили по богомольям, какие ни делали щедрые пожертвования – не помогало.

Немолодой великий князь тогда делает решительный шаг. Несчастную Соломонию, несмотря на ее сопротивление, постригают в монахини. А на освободившееся место великой княгини садится ослепительно красивая шестнадцатилетняя княжна Елена Васильевна Глинская.

Однако наследника молодожен дождался только через четыре долгих года. Родился сын. Ликование было – на всю страну: палили пушки, в церквях молотили во все колокола, в толпу щедро в бросали серебро…

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря стал местом торжественного крещения десятидневного царского наследника. После обряда ребенка положили в раку Сергия Радонежского, словно бы возложили младенца на руки святому. И преподобный опекал и оберегал Ивана Грозного во всей его земной жизни, даже зримо являлся ему в трудные моменты.

И царь всю свою жизнь благоволил к Троице-Сергиеву монастырю, часто приезжал помолиться в его Троицком соборе, заботился об обители и щедро ее одаривал.

Мимолетно про празднование и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Владимир Владимирович Путин, глава нашего государства, Президент России приезжал на празднование 700-летия Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру и присутствовал на богослужении в Троицком соборе. В прессе было написано, что он приложился к святым мощам Преподобного.

Ну а обычных, не столь высокопоставленных верующих и паломников, за один первый день праздника поклонившихсяь святому Сергию и приложившихся к его много целебным мощам, насчитали целых 26 тысяч.

Иконы Троицкого собора

Около серебряной раки святого – высокий, пятиярусный иконостас, с него на нас смотрят лики святых. Сорок икон, древнейших в России, за одно лето были написал Андрей Рублев со своими учениками для этого иконостаса. Среди них икона Троицы – великое творение, самое известное в мире произведение русской иконописи.

Что такое православная икона? Это оконце в удивительный мир Бога, мир святости и красоты. Это реальная связь между земной и небесной жизнью.

Перегородка, на которой установлены в определенном порядке иконы – иконостас. Он в православном храме олицетворяет участие в богослужении представителей церкви Небесной – пророков, апостолов, мучеников, которые молятся и с нами, и за нас. Небожители из мира Божественно лицом к лицу стоят к верующим из мира земного.

Игумен Никон, после возведения Троицкого собора, пригласил расписать стены храма и написать его главную икону величайшего художника, причисленного ныне к лику святых, – преподобного Андрея Рублева. Основой послужила библейская притча, как однажды, в полуденный зной, к старцу Аврааму, явились три ангела, в лицах которых воплотился Бог. По рассказу, праведник, вместе с своей женой Сарой, усадив гостей под зелень дубравы Мамврийской, закалывает тельца и угощает странников.

На этот сюжет не раз писались иконы, но на этот раз из-под кисти художника вышло творение совершенно особенное.

На этой исчезли традиционные Авраам и Сара, нет сцены заклания тельца, отсутствует момент самой трапезы. Обозначены только ее атрибуты – чаша и престол, вокруг которых, тихо и задумчиво, сидят ангелы и ведут безгласный разговор. Нежные гармоничные цвета, исходящая от изображения аура спокойствия и умиротворения.

Грациозно склоненные к друг другу головы ангелов, их жесты, сдержанные и плавные, предполагают возвышенный характер беседы… Да, да! Они говорят о спасении мира, ибо он погряз во зле…

Но, вот уже сотню лет разные исследователи и искусствоведы по разному интерпретируют смыслы и символы, заложенные в икону автором, бьются над загадкой ее многогранного содержания.

В Троицком соборе Сергиевой лавры сейчас хранится копия этой иконы, выполненная замечательным художником-реставратором Барановым, а ее подлинник – в Третьяковской галерее.

День Святой Троицы

В православном календаре значится двадцать наиболее важных праздников. В их числе – День Святой Троицы. Праздник, прославляющий Бога в трех его ипостасях. В этот день Дух Святой, посланный Богом, сошел на апостолов. Дата праздника из года переходит, но всегда соответствует пятидесятому дню после Пасхи.

Наши люди этот праздник знают и любят. Даже огородники берут его в расчет, они точно знают, все посадки надо провести до Троицы.

На Троицу украшают храмы свежими зелеными ветвями, травой, цветами. Это в честь тех самых дубов Мамврийских, под которыми патриарх Авраам усадил подкрепиться трех пришельцев.

В лавре отмечают этот праздник особенно торжественно. Сюда съезжаются тысячи христиан, архиереи, бывают заграничные гости – патриархи Поместных Православных Церквей. В этот день во всех храмах Сергиевой лавры проходят службы, а в Троицком соборе, по традиции, совершает торжественное богослужение сам Святейший Патриарх.

Духов день и Духовской храм

День следующий после прославления Пресвятой Троицы – тоже праздничный, он называется Духовым днем в память Святого Духа.

Рядом с Троицким храмом стоит посвященный этому событию Духовской храм, по древности он второй в Сергиевой лавре.

Мы любовались им, после реставрации он стал похож изящную резную фигурку из слоновой кости, только цвет ближе к сливочному. Очень красивый, не могли оторваться, щелкая детали его декора.

Он соединяет в одном колокольню и собственно храм, поэтому именуется как-то особенно красиво – “церковь иже под колоколы”. Служила церковь и дозорной вышкой, с нее наблюдали за окрестностями. Это на ее звоннице висел “всполошной” – особый – колокол, который возвещал об опасности во время осады монастыря в 1608-1610гг.

Во время серьезной реставрации церкви в 60-х годах прошлого века, искали в толще стен лестницу, по которой поднимались в старину к колоколам, искали, но – не нашли. Скорее всего звонари прямо с земли раскачивали балку с колоколами приделанным к ней специальным шестом.

Кто-то сравнил эту церковь с русской девицей-красавицей, юной, стройной станом, в традиционном сарафане и с венком на голове. Как вы, думаете, похоже?

Около Троицкого и других соборов Троице-Сергиевой лавры

За то время, что мы ходили по территории Лавры, слышали, как европейские языки, так и азиатские. Очень много зарубежных гостей из стран Востока.

Нам как-то не очень понравилось, когда пожилая пара, по виду японцы или корейцы, стала топтаться на ухоженном зеленом газоне, фотографируя друг друга на фоне собора. Сразу и резко почувствовалось, что для нас – это место святое, а для них – всего лишь только достопримечательность.

Прототип для еще многих будущих храмов

Не секрет, что сейчас в стране возводится много новых храмов. Недавно проскользнуло сообщение пресс-службы Донской митрополии, о том, что в Ростове планируется строительство нового храма в честь Сергия Радонежского. В качестве образца для него был выбран шедевр русского зодчества, белокаменный красавец, тот, о котором мы сегодня так много говорили – Троицкий собор Сергиевой лавры.


Источники: http://sobor.sumy.ua/, http://trsobor.ru/site.php?id=157, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA), http://www.vidania.ru/monastery/svyato_uspenskaya_pochaevskaya_lavra/svyato_troickiy_sobor.html, http://www.control-point.ru/rossiya/troitskiy-sobor-troitse-sergievoy-lavryi/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
троицкий собор иконы