int(889) успенский собор в смоленске иконы | Собор | Tsurganov.info




успенский собор в смоленске иконы


Свято-Успенский собор в Смоленске

Храм увенчивает высокую, расположенную между двумя глубоко врезанными в береговой откос оврагами, гору. Когда-то на этом месте располагался кремль средневекового Смоленска — детинец, окруженный валом и рвом, где находилась резиденция смоленских князей. А в 1101 году Владимир Мономах заложил здесь первое каменное здание в городе — Свято Успенский собор.


Мономахов собор простоял до 1611 года. Во время осады Смоленска поляками, когда королевские войска уже ворвались в город, оставшиеся в живых защитники крепости заперлись в соборе и взорвали запас пороха, хранившийся в подклете. «И то зелье зажгоша и людей всех побиша, кои в той церкви быша», — сообщает летописец.

Новый Свято Успенский собор в Смоленске поставлен невдалеке от того места, где стоял Мономахов собор, в котором взорвали себя смоляне. Фундаменты взорванного собора были обнаружены в ходе археологических раскопок. Нынешний Успенский собор располагается к северу от них.

Задача сооружения нового собора встала сразу после возвращения Смоленска в состав Московского государства в 1654 году. Первоначально строительство было поручено мастеру Евсютке Иванову, но он отказался от работы, так как заказчики ему не определили ни размеры будущего здания, ни образец, по которому его надлежало его строить. Тогда, взяв за образец собор в Александровой слободе и установив размеры будущего сооружения, Приказ каменных дел поручил строить собор подмастерью каменных дел Леонтию Костоурову, который вместе с Яковом Шарутиным составил строительную смету.

Но к работам приступили только в 1676 году по распоряжению царя Алексея Михайловича. Строительство собора возглавлял подмастерье каменных дел из Москвы Алексей Корольков. При этом он руководствовался своей собственной сметой и каким-то собственным, известным только ему «образцом». Никто ему в этом не мешал, но в 1679 году, когда работа была в самом разгаре, неожиданно рухнула восточная стена недостроенного здания.

Работы были прекращены, и надолго. Несколько раз строительство пытались возобновить, но годы шли, а собор стоял недостроенным. Умер А. Корольков, унеся с собой в могилу замысел собора. И только в 1732 году известный киевский архитектор А. И. Шедель приступил к достройке смоленского собора, изменив его первоначальный проект.

Работы были окончены спустя восемь лет, в 1740 году. В результате на Соборной горе Смоленска поднялось здание, которое на протяжении многих лет считалось одним из «огромнейших и величественнейших» соборов в России.

Увенчанный пятью главами (вместо семи по первоначальному варианту), праздничный и торжественный, с пышным барочным декором на фасадах, он высоко возносится над городской застройкой.

Грандиозность здания ощущается и снаружи, когда стоишь у его подножия, и внутри, где среди наполненного светом и воздухом пространства уходит ввысь, мерцая золотом, гигантский, необыкновенно торжественный и пышный позолоченный иконостас — чудо резьбы по дереву, одно из выдающихся произведений декоративного искусства XVIII века, созданное в 1730—1739 годах украинским мастером Силой Михайловичем Тру-сицким и его учениками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым.

Иконы также принадлежат кисти С. М. Трусицкого и его учеников. Впоследствии они неоднократно реставрировались, и до наших дней нетронутой сохранилась только икона «Великий архиерей» над царскими вратами.

В Успенском соборе хранится и еще одна реликвия — вышитая плащаница «Оплакивание Христа», изготовленная в мастерской княгини Евфросинии Ста-рицкой, тетки Ивана Грозного. Вышитая из шелка разных оттенков, золотых и серебряных нитей, эта плащаница была вкладом княгини в московский Успенский собор. Она хранилась там до 1812 года и вместе с другими московскими сокровищами была вывезена по приказу Наполеона. По пути к Смоленску на обоз с московскими трофеями напали партизаны и отбили его. Спасенную плащаницу передали в дар смоленскому собору.

В России сохранилось еще три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна – в Троице-Сергиевой лавре, вторая – в музеях Московского Кремля и третья – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора – самая большая и самая лучшая по сохранности. Первоначально она предназначалась для Московского Успенского собора.

В соборе хранится также железная сандалия легендарного воина Меркурия Смоленского, спасшего город от нашествия монголо-татар в XIII в. Об этом рассказывается в древнерусском памятнике ”Повесть о Меркурии Смоленском,” составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливало тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорен татарами, как многие другие русские города.

Справа у опорного столба расположена площадка, над которой помещена икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии (в переводе с греческого Путеводительница) московского письма (конец XVI века), почитаемая как чудотворная.

Эта икона – святыня Успенского собора и одновременно интереснейший исторический памятник. По преданию, икона была прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым во время постройки городской крепости для главных северных Днепровских ворот. 5 августа 1812 г. покидая Смоленск, русские войска взяли с собой этот образ, «укрывая его от бесчинств и поруганий». В канун Бородинской битвы, во время молебна, по приказанию М.И. Кутузова, икона была торжественно обнесена по всем рядам русских войск. Она была возвращена в Смоленск 5 ноября 1812 г. в день освобождения Смоленска, ровно три месяца пробыв в русских войсках.

Рядом с Успенским собором, почти вплотную к нему, стоит двухъярусная соборная колокольня. Маленькая, она несколько теряется на фоне огромного храма. Колокольня построена в 1767 году в формах петербургского барокко по проекту архитектора Петра Обухова, ученика известного мастера барокко Д. В. Ухтомского. В нижней части колокольни сохраняются фрагменты предыдущей постройки 1667 года.

В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора.

Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.

Ансамбль Соборной горы в Смоленске включает в себя еще Богоявленский собор, церковь Иоанна Предтечи, Архиерейским дом, здание консистории и Благовещенскую церковь. Но все эти постройки меркнут перед громадой кафедрального собора — одного из «огромнейших и величественнейших» соборов России.


Успенский Кафедральный собор в Смоленске

На обратном пути из Белоруссии в Москву мы решили заехать на денек в Смоленск. Так как времени было не много, то мы решили осмотреть самые интересные достопримечательности. Безусловно, Успенский Кафедральный собор в Смоленске — это тот объект, который не в коем случае пропустить нельзя. А многие ради посещения Собора Успения Пресвятой Богородицы в Смоленск и приезжают. Хотите узнать почему?

Переночевав в гостинице Greenpark в Смоленске (отзыв тут ), мы отправились на осмотр центра города. Переехав мост через реку, увидев фрагменты Смоленской стены, далее мы заметили величественное здание собора на высоком холме. Это и был Успенский кафедральный собор, спутать его ни с чем нельзя было.

Успенский Собор в Смоленске

Фрагменты оформления

Мы припарковали машину во дворике на Соборной горке и отправились к Успенскому собору пешком. Успенский собор производил все большее впечатление, по мере того, как мы к нему приближались. Высокое и величественное здание возрастало над головой с каждым шагом.


Успенский собор (Смоленск)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор .

Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века .

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью» .

В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. Захватчики восстановили здание собора, но устроили в нем костёл. После освобождения Смоленска старое здание было разобрано 1674 -1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объема.

Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец в 1740 году архитектор А.И. Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767-1772 гг. архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие. В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери. но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского. Само здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. После вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время для того, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Впрочем это не помешало тому, что во время нашествия Наполеона исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой, а во время Великой Отечественной Войны и копье св. Меркурия. В настоящее в соборе выставлена единственная сохранившаяся реликвия св. Меркурия — железные сандалии небесного покровителя Смоленска.

Литература

  • Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог. — М. 1987.
  • Воронин Н. Н. Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. — Л. 1979.
  • Раппопорт П. А.. Смирнова А. Т. Архитектурные достопримечательности Смоленска. — М. 1976.
  • Гудериан Г. Воспоминания солдата / Пер. с немецкого. — Смоленск: Русич, 1998. — 656 с. («Мир в войнах»). — ISBN 5-88590-901-6 .
  • Иванов Ю.Г. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. - Смоленск: Русич, 2006. - 416 с. ил. (Памятные места России).

Ссылки


Успенский собор (Смоленск)

Соборная звонница (1766—1772) на нижнем ярусе постройки 1660-х годов.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор ) — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века .

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью» .

В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. Захватчики восстановили здание собора, но устроили в нем костёл. После освобождения Смоленска старое здание было разобрано 1674 -1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объема. Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец, в 1740 году архитектор А.И. Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767-1772 гг. архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие. В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери. но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского. Само здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. После вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время для того, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Впрочем это не помешало тому что во время нашествия Наполеона исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой, а во время Великой Отечественной Войны и копье св. Меркурия. В настоящее в соборе выставлена единственная сохранившаяся реликвия св. Меркурия - железные сандалии небесного покровителя Смоленска.

Внутреннее убранство Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.

Иконостас находится на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской. Перед мастерами ставились цели монументально-декоративного порядка. Каждому ярусу поручалась своя "партия". Главная роль отводилась образцам местного, особенно деисусного ряда. Цокольный ярус в иконостасе с его литературно-повествовательными сюжетами обычно выдерживался в скромной коричневой гамме. Он всегда играл роль элемента, помогающего ритмическому строю композиции местного ряда. В иконостасе Успенского собора цокольный ряд (или пядничный), первый снизу, состоит из овальных икон размером 61 х 84 см. Сюжеты самые разные, в основном из Нового Завета. Всего икон 10.

Второй ряд - местный. Иконы этого ряда имеют овальное завершение, их размеры 315 х 135 см. Эти иконы имеют ту же последовательность, что и иконы классического древнерусского иконостаса. Первая и последняя иконы этого ряда – почитаемые смоленские святые Авраамий и Меркурий. Внутри ряда иконы, посвященные Богородице (так как это иконостас Успенского собора. В иконах местного ряда явно чувствуется влияние гравюры ХVIII в. Все фигуры и детали икон изображены в прямой и воздушной перспективе, со светло-теневой моделировкой. Западная экспансия присутствует и в изображении местного образа Богородицы. Всего икон 12, если не считать иконы в Царских вратах. В особенности украинского иконостаса входила не только однородность изображений каждого яруса, но и твердый и обязательный порядок ярусов.

В русском иконостасе деисусный ряд следует за местным, а в украинском – за местным следует праздничный. Так что в смоленском иконостасе третий ряд снизу – праздничный. Первоначальный порядок не сохранился (в порядке церковного календаря или по хронологии событий). Строгий смысл утрачен. Всего 20 икон. Их размеры 103 х 80 см.

Четвертый ряд – апостольский, а не деисусный, как положено в древнерусском иконостасе. В центре апостольского ряда – Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов (365 х 265 см). Слева и справа – апостолы. Всего их 14 (вместе с Благовещением и Преображением в боковых приделах). Размер апостольских икон 315 х 135 см. Пятый, последний, ярус – пророческий. Обмер этих икон затруднен. Круглые иконы имеют диаметр 160 см. Всего икон 20. В центре – Распятие; по краям – жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями. Вверху – Господь Саваоф.

Иконы иконостаса написаны в смешаной технике. Они неоднократно реставрировались и заменялись. В 1888 г. иконы были реставрированы московским художником Морозовым, в 1990 г. – живописцем Париловым. Иконостас был заново реставрирован и поновлен в 60-е гг. ХХ в.

Иконостас Успенского собора имеет 10 деревянных скульптур Ангелов в разных позах: лежащие, стоящие. Резьба иконостаса, украшенная листьями винограда, цветами мальвы, подсолнуха, посеребрена и позолочена, проникнута барочным характером. Свято-Успенский Кафедральный собор занимает 2-е место в Европе по убранству.

Литература

  • Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог. — М. 1987.
  • Воронин Н. Н. Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. — Л. 1979.
  • Раппопорт П. А.. Смирнова А. Т. Архитектурные достопримечательности Смоленска. — М. 1976.
  • Гудериан Г. Воспоминания солдата / Пер. с немецкого. — Смоленск: Русич, 1998. — 656 с. («Мир в войнах»). — ISBN 5-88590-901-6 .
  • Иванов Ю.Г. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. - Смоленск: Русич, 2006. - 416 с. ил. (Памятные места России).

Успенский собор в Смоленске

Одним из крупнейших соборов в России является Смоленский кафедраль­ный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, возведенный на высокой Соборной горе. В память о героической обороне Смоленска в 1609—1611 гг. он был построен на месте старого одноименного собора XII в.

Закладка первого собора неразрывно связана с именем Владимира Мономаха, о котором в Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Достраивался собор уже в 1140-е гг. его внуком Ростиславом, а в 1150 г. он был освящен. Туда помещается чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по преданию написанная евангелистом Лукой, прославившаяся многими чудотворениями и получившая в дальнейшем название «Смолен­ской».

Одно из чудес икона явила в 1327 г. когда татары подступили к Смоленску. Жителям неоткуда было ждать помощи, кроме заступничества Богородицы, пред святым образом которой они пламенно молились. И Она явила свою милость, повелев благородному римлянину Меркурию, находив­шемуся на княжеской службе, выйти на поединок против татарского голиафа, внушавшего ужас всем ратникам. Сразившись с богатырем, он победил его, а Батый после ратоборства скоро отступил. Отважный Меркурий Смоленский был причислен к лику святых и погребен в Успенском соборе, а его шлем до сих пор хранится рядом в Богоявленском храме.

Поражая современников своим величием, древнерусский Успенский собор простоял до начала XVII в. сохраняя первоначальные архитектурные формы и пережив многие исторические события. Но Смутное время перевернуло судьбу православной святыни. В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осаждает Смоленск, героическая оборона которого продолжалась более 20 месяцев. Во время решающего штурма 3 июня 1611г. собор был значительно разрушен. По одной из версий, он был взорван самими защитниками. Подругой, во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в глубине Соборной горы под храмом. Взрывом была снесена вся верхняя часть собора. Захватив город, поляки приспособили его под костел, устроив деревянную крышу. Польские документы того времени характеризуют собор как «огромный и красивый», в котором проводятся униатские службы.

Через 50 лет Смоленск возвратился Москве. Древний Мономахов собор попытались отремонтировать, но вскоре ремонт был признан бессмысленным, и в 1674—1675 гг. здание окончательно разобрали. Царь Алексей Михайло­вич, украсивший землю Русскую немалым числом храмов, заботился и о построении православных церквей в возвращенных из-под Польши городах. В 1676 г. из Москвы присылается план строительства нового Успенского со­бора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для возведения храма из Москвы приезжает зодчий Алексей Корольков. Закладка собора прошла 2 августа 1677 г. а его строительство активно про­должалось до начала 1679 г. когда работы были временно приостановлены. Из-за недостатка средств архитектор был вынужден отказаться, с соизволения властей, от возведения сплошной восточной стены при иконостасе, что при­вело позднее к отделению апсиды от капитальных стен, когда уже собор был возведен на высоту 26 м. Работы возобновились лишь в 1712 г. когда апсиды были значительно уменьшены. Основную достройку собора осуществлял уже в 1732—1740 гг. архитектор Антон Шедель, при котором собор получил семиглавое завершение, был украшен живописью и освящен. Тогда же храм украсился великолепным трехъярусным иконостасом, выполненным укра­инскими резчиками и ими же расписанный. Выдающееся произведение в стиле украинского барокко и теперь поражает виртуозностью резьбы и гран­диозностью сооружения.

Но скоро на поновленном соборе вновь появились трещины, а в середине 1760-х гг. у него обрушился центральный купол. Переделка верхних сводов проводилась на средства императрицы Екатерины II и собранные значитель­ные пожертвования, всего на сумму более 50 тыс. рублей. Восстановление кафедрального собора теперь продолжилось под руководством архитектора П. Обухова, устроившего пять глав, довольно несимметричных, но прочных. Большая центральная глава была возведена деревянной, а для надежности были протянуты металлические стяжки под верхними сводами и закреплены в подвалах. Собор выдержан в стиле барокко XVIII в. сохраняя элементы украинского зодчества. Его большие круглые проемы и окна с фигурными наличниками усилили характер грандиозного барочного здания, удивляю­щего своими объемами и изысканной красотой. Площадь собора составила более 2 тыс. кв. м. В 1772 г. собор был снова освящен и с тех пор никаким изменениям больше не подвергался. Храм сохранил росписи 1740-х гг. но неоднократно поновлялся маслом, в результате чего они во многом утратили первоначальный колорит.

У северо-западного угла собора в 1766—1772 гг. была возведена колоколь­ня, нижний ярус которой включил в себя остатки предыдущей колокольни XVII в. Со временем здесь обустраивается архиерейский двор, возводятся церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются консисторий, хлебный корпус, архиерейский дом и другие постройки.

Во время Отечественной войны 1812г. собор уцелел при пожаре, к которому была приставлена французским командованием охрана. Смоленская икона, как защитница западных рубежей Руси, особо прославилась в эту войну, став вдохновительницей побед над Наполеоном. Ее список, написанный в 1602 г. и стоявший в церкви над проезжими вратами крепости, попал при отступлении русских войск в Третью пехотную дивизию и стал залогом благодатной помо­щи Богородицы. Перед ним совершались службы и совершались молебны, а перед Бородинским сражением иконой благословлялись воины, вдохновляясь на ратные подвиги. После освобождения Смоленска икона была возвращена на свое старое место. Первообраз также вывозился от завоевателей — в Московский Кремль, и с ним совершался крестный ход для защиты столицы, а после победы он был возвращен в собор. Но печальная судьба постигла его во Вторую мировую войну. При отступлении православные святыни не под­лежали эвакуации, а при немецкой оккупации в 1941 г. чудотворная икона, одна из главных святынь России, бесследно исчезла. Лишь множество ее списков разошлось по Руси.

В Успенском соборе имеется два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а второй во имя Смоленской иконы Божией Матери, где помещен чтимый список 1602 г. с которым связаны победа над французами. В левом приделе находится другая святыня — Иерусалимская икона Богоматери, прославившаяся защитой жителей от холеры (XIX в.). А в правом — Голгофа, работы известного художника Виктора Васнецова. В соборе хранится также замечательное произведение древнерусского прикладного искусства — пелена мастерской Евфросинии Старицкой, датируемая 1561 г.


Источники: http://newpix.ru/svyato-uspenskij-sobor-v-smolenske, http://shagau.ru/2014/10/07/uspenskij-kafedralnyj-sobor-v-smolenske/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F1%EF%E5%ED%F1%EA%E8%E9_%F1%EE%E1%EE%F0_(%D1%EC%EE%EB%E5%ED%F1%EA), http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/%D0%A3/%D1%81/%D0%BF/%D0%B5/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA).html, http://agesmystery.ru/node/4120NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
успенский собор в смоленске иконы