int(852) икона спас вседержитель | Спас | Tsurganov.info






икона спас вседержитель


Спас Вседержитель

Икона, 1410 — 1420-е годы, 158 x 106см.

Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера.

( правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации)

Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона Спаса, единодушно приписываемая исследователями Андрею Рублеву, входила в состав поясного семифигурного ряда — деисусного чина, от которого сохранились также изображения архангела Михаила и апостола Павла. Первоначальное местонахождение памятника связывается со Звенигородом, где в 1918 году, под грудой дров в сарае, были обнаружены эти три иконы.

Деисусным чином называется ряд изображений святых в молитвенном предстоянии перед помещенным в центре Христом. Смысловое содержание его связано с темой Страшного суда: святые — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы и апостолы — просят Христа Спасителя (Спаса) о помиловании рода человеческого.

Изображение Спаса на звенигородской иконе сохранилось фрагментарно, но особенности его построения прослеживаются хорошо. Фигура дана в повороте влево от зрителя, лик — строго в фас, зрачки глаз .сдвинуты чуть вправо. Соединением разных точек зрения достигнуто присущее образам Рублева органичное и многозначное внутреннее движение. Ритмика этого движения связывала Спаса и с обращенными к нему с обеих сторон полуфигурами святых, и с предстоящими зрителями.


Мудрым, благожелательным и кротким взглядом проникает рублевской Спас прямо в душу созерцающего, передавая ему свое состояние задумчивого покоя и умиротворения. В отличие от преобладающих в дорублевском искусстве грозных, гневных или возвышенно отстраненных образов Вседержителя, рублевский Спас прежде всего человечен.

В одухотворенной красоте его, представляющей, по словам исследователя творчества Рублева Н. Е. Деминой, «воплощение типично русской благообразности», отражен идеал совершенного человека, исполненного философской умудренности, справедливости, доброты и самоотверженной любви.


Деревянная доска 25х20 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель, или Пантократор (от греч. всевластный, всесильный) - это один из основных типов изображения Спасителя. Он представлен как Царь Небесный и будущий Судия мира. Через единосущность первой и второй ипостасей Святой Троицы определение "Пантократор" соотносится и с образом Бога Отца. Именование Иисуса "Вседержителем" указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1: 8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа, искупившего крестной жертвой людские грехи и одновившего тем самым человеческую природу. Крестный нимб усиливает жертвенную символику образа. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже образ Спаса Вседержителя стали писать на иконах.

Происхождение и значение названия образа "Спас Вседержитель".

Термин появился еще на заре христианства, раннехристианская традиция описывала этим термином Иисуса Христа. Изображения Спаса на престоле встречаются в римских катакомбах. В Византии название Спас Вседержитель упоминается приблизительно с IV—VI вв. но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.). Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Слово «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает также догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Слово Вседержитель чаще всего имеет значение всемогущества, то есть возможности творить всё, что является прерогативой Бога. Смысл слова Пантократор также можно понимать как «Властитель всего», «Правитель мира».

Иконография Спаса Вседержителя

Икона Спаса Вседержителя — это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или открытое, как правило, Евангелие с текстом. Оно символизирует дарование миру спасительного учения. Традиционно на страницах раскрытого Евангелия отображаются различные речения Спасителя. Но чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.

Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества. Каноном закреплено изображение Христа в одежде, которую Он носил в своей земной жизни - хитоне и гиматии. Обычно верхняя одежда Христа изображается синей, а рубаха, т.е хитон - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно. Кроме того, красный цвет хитона означает кровь и мученичество, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий цвет плаща ассоциативно связывается с небесным началом. Композиция иконы отличается строгой фронтальностью и статичностью, что придает облику Христа торжественность и царственность Властителя Вселенной.

Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. Образ Спаса Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Этот образ и ныне занимает пространство центрального купола православного храма.

Спас Вседержитель — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Иконографических типов Спасителя много: Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Спас в Силах, Спас Царь царей, Спас Еммануил.

Молитва Спасу Вседержителю -Иисусу Сладчайшему

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

Тропарь благодарственный Спасителю

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благо-дарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.


Иконы Спасителя: значение для православного мира

Как многие знают, в мире православном очень славится Икона Спасителя. И можно с уверенность сказать, что именно Икона Спасителя многие года считается традиционно самой почитаемой в православном мире. Согласитесь, сегодня даже трудно себе вообразить жилье верующего православного человека и, конечно же, саму, церковь, где б не было этой иконы. Люди давно уже убедились, что Икона Спасителя дарит не только силу и утешение каждому православному верующему человеку, но и помогает им жить в нашем суровом мире.

Многие все же никогда не видели такую икону…Как выглядит эта Икона Спасителя? Икона Спасителя представляет собой строгую икону, выполненную в каноническом стиле. Спаситель изображен на этой иконке довольно таки строго – абсолютно все выполнено согласно церковного Устава. Обязательными элементами этой красивой иконы Спасителя являются:

• нимб, вписанным крестом (его еще называют крестчатым);

• одеяние, которое представлено пурпурным хитоном и синим гиматием.

Икона Спас Вседержитель

Теперь поговорим об Иконе Спас Вседержителя. Это по истине главенствующий образ во всей мировой иконографии Христа. По этой самой причине иконка Спаса Вседержителя располагается, как правило, на центральном куполе каждого настоящего православного Храма. Это говорит о том, что икону люди устанавливают на самое почетное место.

На красивой иконке Спас Вседержитель сын Божий Иисус Христос изображается как бы сидящим на троне, или же по пояс или просто «огрудно». Как известно, изображение Христа на этой чудотворной иконке Спас Вседержитель полностью подходит/соответствует возрасту нашего с вами Спасителя, а именно – периоду его проповедничества. И это, кстати, не только хорошо отображается в сюжете иконы, но и полностью нам передает изображение Его чистого и светлого Лика. Обратим ваше внимание на то, что правая рука Иисуса поднята как бы в благословляющем жесте, а вот своей левой рукой Спаситель придерживает свиток или, возможно, Евангелие.

Икона Спас Нерукотворный

Это наиболее почитаемый и, можно даже сказать, очень любимый образ Христа. Особенно этому образу поклонялись люди, жившие на Руси. Как известно, Иконка Спас Нерукотворный в настоящее время существует уже в двух видах.

Первая - это икона, которая называется «Спас на убрусе». На ней лик Христа изобразили на плате, где верхние концы плотно завязаны узлами. Вторая икона называется «Спас на черепии». На ней, как известно, изображение плата попросту отсутствует, а вот фон зачастую точно имитирует каменную кладку или даже черепицу.

Немного истории…

Примерно с 5-го века н.э. иконописцы начали бум иконописи, используя лик Спасителя. И так, с тех самых пор иконы, на которых изображен Иисус Христос, не претерпели никаких особенных изменений. Хотя нельзя не отметить, что в иконе Спасителя имеются некоторые нюансы, которые присущи только данному виду иконописи. Например, лишь для таких икон преимущественен так называемый крестцовый нимб, который изображается над головой.

Просмотров: 1211

загрузка.

statehistory.ru в ЖЖ:


Иконы Христа Спасителя

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: ". Благо-телесный. со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. "

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества — Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос — "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный

2. Спас Вседержитель (Пантократор)

3. Спас на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.


Спас Вседержитель

Спас Вседержи?тель или Пантокра?тор (от греч. ???????????  — всевластный. всесильный ) — центральный образ в иконографии Христа. представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне. по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие. правая обычно в благословляющем жесте.

Происхождение и значение названия

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378  г.

Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов ???  — все, и ??????  — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова ??????????? будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда все чаще в греческом языке стала проявляться необходимость перевести одно из еврейских имен Бога — Эль Шаддай (ивр.. ?? ??? ).

Именование греч. ?????? ??????????? неоднократно встречается в Ветхом Завете. «Господи Вседержителю, Боже Израиля!»  (Вар.  3:1 ), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель»  (3Мак.  6:2 ), «во власти Господа вседержителя врата смерти»  (Пс.  67:21 ).

В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия: так, апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель»  (2Кор.  6:18 ). Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов :

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель


Источники: http://www.nearyou.ru/rublev/zspas.html, http://www.iconworld.ru/products/64, http://statehistory.ru/4606/Ikony-Spasitelya-znachenie-dlya-pravoslavnogo-mira/, http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikony_hricta_cpacitela.htm, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E0%F1_%C2%F1%E5%E4%E5%F0%E6%E8%F2%E5%EB%FCNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
икона спас вседержитель