int(1424) реставрация старинных икон | Старинные | Tsurganov.info




реставрация старинных икон


Реставрация икон

Реставрационные работы

Мастерская выполняет реставрационные работы любой сложности (реставрацию масляной и темперной живописи, икон и т.д.).

  • Реставрация икон
  • Реставрация живописи
  • Церковная реставрация
  • Музейная реставрация
  • Реставрация металлических окладов, золочение, серебрение

Для сохранения иконы мастерская Галеон предлагает поместить её в деревянный киот под стекло. Киот украшает икону и защищает её от внешних воздействий.

Реставрация старинных икон

Реставрация старинных икон - сложный и кропотливый процесс. Она требует от реставратора не только опыта и глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства. Чтобы отреставрировать икону. мастер должен знать, к какому времени и какой школе иконописи она относится. Реставрация старинных икон в мастерской Галеон производится мастерами-реставратарами, имеющими большой опыт работы. Вполне допустимо поинтересоваться опытом работы реставратора, посмотреть фотографии реставрационных работ (реставраторы всегда делают фотофиксацию работ). По окончании реставрации Вы получите краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Икона состоит из деревянной доски-основы, покрыта слоем левкаса (толщина варьируется от 0,5 до 5 мм), внутри левкаса или ближе к дереву может лежать слой паволоки - грубой льняной ткани (часто паволокой покрывали фрагменты дерева с трещинами, сучками); выше - красочный слой, сверху защитный слой - лак и поверх лака загрязнения (пыль соединившаяся с лаком и т.д.). Все слои и части икон подвержены разрушениям, причем в разной степени. При реставрации икон реставраторы обязаны принимать во внимание все эти слои.

Красочный слой - самая нежная часть иконы, он тонок и не выдерживает повышенной влажности, солнечного света, перепада температур и т.д. При этом слабое место это даже не сам слой, а пространство между ним и левкасом.

Реставрация иконы начинается с её исследования. Если есть утраты (сколы, трещины, отслоения), слои иконы проклеиваются и восстанавливаются. После чего восстанавливается письмо - там где нужно мастер делает тонировки, в каких-то местах пишет заново целые куски. После чего доделываются фрагменты, такие как надписи на полях или позолота. После реставрации икона покрывается специальными лаками.

При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла - тончайшее измельчение этих же пигментов).

Этапы работ реставрации икон

Последовательность этапов может меняться

  • Укрепление красочного слоя и/или левкаса
  • Расчистка - удаление старых лаков, загрязнений, следов бытования
  • Восстановление утрат левкаса
  • Восстановление утрат позолоты
  • Восстановление или тонировка утрат живописи
  • Консервация (покрытие защитным лаком)

Старые иконы

Плохая сохранность икон

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Специалист-реставратор может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные). Метод, который спасет Вашу икону, может выяснить только специалист, проведя для этого ряд исследований.

За всю свою долгую "жизнь" старинная икона подвергается воздействию не только неумолимого времени, состаривающего краску, разрушающего грунтовку и древесину, а еще и сырости, доски иконы повреждаются жучками-точильщиками.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой - при реставрации их приклеят на место.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы - шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Восстановление икон

Стоимость реставрации икон

Стоимость реставрации определяет дипломированный специалист по реставрации (реставратор). Цена реставрации зависит от многих параметров, и в первую очередь, от степени сохранности иконы. Стоимость восстановления в каждом случае определяется индивидуально (в зависимости от сложности реставрационных работ). Для восстановления икон используются только натуральные материалы в соответствии со старинной технологией создания икон.

Материалы для реставрации икон

Реставрационные материалы для икон можно разделить на три части: материалы для удаления старых загрязнений и лаков, материалы для укрепления, краски и материалы для консервации.

  • Пинен - распространенный и сбалансированный растворитель для удаления старых лаков и загрязнений; вместе с ним или отдельно могут использоваться: водка или спирт
  • Осетровый клей - один из сильнейших органических клеев
  • Темперные краски или масляные, в зависимости от того чем написана икона. Иногда тонировки по темпере делают акварелью, так как последняя легко удаляется в дальнейшем
  • Растворитель и связуящая основа для нужных красок. Например, яичный желток для темперы или скипидар для масляных.
  • Лак - для консервации используются разные лаки, чаще характерные для живописи.

Инструменты для реставрации икон

Основные инструменты при реставрации икон идентичны инструментам, используемым при реставрации картин .

  • Цветная контрольная шкала "ЦШ-1"
  • Утюжок реставратора
  • Скальпель реставратора
  • Художественные кисти
  • Ватные палочки
  • Уплотнители
  • Наждачная бумага самых тонких номеров
  • Водяная баня для приготовления растворов
  • Точные весы

Икона в Православии

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга, и являются одним целым. Иконопочитание — лишь одно из имен Православия. Иконопочитание является универсальным критерием Православия, оно выражает его суть.

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

Иконописцы Древней Руси

У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Его иконы расходились повсюду. Одна из них — икона Божией Матери — была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами.

Иконописец. в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.


Добро пожаловать на

наш сайт

художников - и конописцев.

Иконопись - очень древнее искусство. Развитие икон на Руси начинается с 988 года и продолжается по сегодняшний день.

Сейчас очень популярны мерные иконы, именные, венчальные, иконы Спасителя, Богоматери и другие, написанием которых мы и занимаемся, продолжая традиции русской иконописи. Особое место, уделяя технике древней Мстеры.

Мстерская иконопись возникла в XVIII веке. На сегодняшний день Мстера является одним из иконописных центров.

Мы пишем КОПИИ СТАРИННЫХ ИКОН, выполняем РЕСТАВРАЦИЮ темперной и масляной живописи на досках и холстах.

Пишем иконы в стилях Мстеры и Палеха , а так же в Ярославском, Новгородском или Московском стилях.

Можем ПОДОБРАТЬ СЮЖЕТ любой сложности или изображение Святого . Либо написать икону по Вашему изображению.

Все наши иконы выполняются натуральными пигментами ( темперными красками ) на иконных досках. Доски выполняются из древесины липы, поверх наносится левкас. После чего уже начинается работа красками.

Икона хороший подарок на:

рождение ребенка (Мерная икона)

крещение

На сайте Вы можете ознакомиться с нашими работами, заказать иконы и живопись для Себя и Ваших близких.


Реставрация мебели, икон и картин

Выбрать реставратора для проведения реставрационных работ может оказаться также сложно, как и выбрать хирурга для операции. Столь ответственный шаг нужно сделать правильно, ведь такой выбор делают всего один раз. Не менее важным в данном случае может стать вопрос ценообразования. Качество должно соответствовать цене. А поскольку стоимость реставрации всегда высокая, качество тоже должно быть высоким. Реставрация – это сложная и интересная работа, но мы любим свою работу и подходим к ней крайне ответственно.

При реставрации икон и картин одним из самых важных моментов, на который обращают внимание реставраторы, является сохранение и восстановление авторской живописи и иконописи. К сожалению, многие картины и иконы за время своего существования успевают пережить непрофессиональную реставрацию или подвергнутся «поновлению». В этом случае авторская живопись может оказаться скрытой за многочисленными приписками. Особенно, это актуально для икон.

Вернуть иконе первоначальный вид может быть очень сложно, и от реставратора требуется немало знаний, умений и даже чутья. Что касается реставрации картин, то здесь также возможны различные повреждения, дописки, которые зачастую способны полностью испортить произведение искусства. Последствия непрофессиональной реставрации подчас устранить гораздо сложнее, чем недостатки, вызванные временем. Главная задача, которая при этом стоит перед реставратором, это восстановить живописное полотно таким образом, чтобы оно предстало перед зрителями во всей полноте, так как это изначально задумывал ее автор. Кроме того, после того как реставрационные работы будут завершены важно обеспечить дальнейшую сохранность картины.

Реставрация мебели - процесс весьма не простой. Формально все просто. Хотите отрестарировать комод? Разбираете, отчищаете от загрязнений, от лаков, восстанавливаете утраты, покрываете морилками и лаками. Но наша практика показывает, что чтобы отреставрировать комод профессиональному рестаратору нужно потратить около 16 рабочих дней, это около 130 часов. При условии что работы проходят в оборудованной мастерской. За этими рабочими часами скрывается огромный объем работ. Собственно, весь этот сайт призван показать и объяснить, насколько это сложное дело - реставрация.

Как отреставрировать?

Чтобы проиллюстрировать Вам, как работают реставраторы Ниже представлено краткое описание тех работ, которые производились со всеми предметами. Во-первых, обратите внимание на полноту проведенных работ. Реставрация антикварной мебели (за редчайшими исключениями) не возможна без полной разборки (переборки) и очистки предметов. То есть если в реставрации находится дубовый стол, ампирный гарнитур красного дерева или ореховая консоль - они должны пройти следующие этапы работы:

1. Разборка: все предметы разбираются до последней мелочи, до последнего винтика. Не разбираются только безупречно склееные детали и каркасы.

2. Циклевка: старые лаки, иногда краска, бытовая грязь снимаются циклевкой. Каждый миллиметр поверхностей отчищается специальными ножами. Это довольно ювелирная работа, так как в старинной мебели почти всегда использовалось шпонирование поверхностей (то есть доски простой древесины покрывались тонкой фанеровкой древесины ценных пород, например, красное дерево, орех, карельская береза, дуб, венге и тд). Главная сложность, не повредить старый шпон.

3. Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий требуется часто, так как часть резных деталей и тп непрямы поверхностей нельзя отциклевать равномерно.

4. В восстановление утерянных элементов: почти всегда в антикварной мебели поступившей в реставрацию встречаются сколы, выбоины; отсутствуют мелкие детали, например, обводки ящиков и тп. Порой отсутствуют ключевые детали, например, поручни кресел. Подбирается соответствующая древесина, такой же тональности что и оригинальная. В случае с фанеровкой необходимо найти аналогичный спил, то есть рисунок шпона должен соответствовать месту.

5. Сборка. Несложный казалось бы процесс требует особо тщания и внимательности.

6. Установка укрепляющей конструкции в местах сильных повреждений несущих элементов. Это значит, что, например, в мягкой мебели часть деталей после перебивки ткани трескается; кресла при перевозке часто повреждают (роняют) настолько что даже после восстановления конструкции она уже не достаточно сильна чтобы выполнять основную бытовую функцию.

7. Лакировка. Процесс чрезвычайно важный. Помимо основных непростых технологических требований (соответствующее помещение, сушилка и тп) требуется значительное старание и настойчивость. Как правило, мы используем современные высокопрочные алкидные лаки. По желанию заказчика покрытие может быть старинным: например, политура на основе воска или шеллака (шеллак изготавливается из панцирей определенных насекомых).

8. Обивка мягкой мебели. Начинается с воссоздания основы сидений: натяжка ремней (джутовые ленты), установка пружин, набивка конским волосом, пошив буртика и прочие работы в полном соответствии с оригинальной старинной технологией. После чего обивка тканью заказчика.

9. Дополнительные работы. Наши реставраторы уделяют внимание таким мелочам, как бытовое удобство эксплуатации. Это значит, что на ножки мебели клеятся специальные войлочные накладки, некомплектные или изношенные полки (в буфетах, книжных шкафах) меняются на новые мореные и лакированные.

Реставрация старинных часов

Реставрация настенных часов, реставрация антикварных часов, реставрация корпуса часов, реставрация старинных часов

Для начала давайте уточним. Реставрация антикварных часов, будь то настенные или напольные, делится на два разных направления реставрационных работ. Первое - реставрация корпуса, второе - реставрация часового механизма.

Профессиональные часовщики, которые занимаются ремонтом и реставрацией часовых механизмов хорошо знают разницу между понятием ремонт часов и реставрация часов. Цель реставратора, не просто починить часовой механизм, после чего он будет показывать точное время, но и вернуть старинным часам их первозданный вид. Реставратор старается ничего не добавлять от себя, а лишь максимально восстановить первоначальный вид предмета- но в основном это зависит от заказчика, т.е. хозяина предмета.

В большинстве случаев антикварные часы, попавшие в руки реставратора, находятся в плачевном состоянии. А именно при тщательном обследовании часов обнаруживаются отсутствие некоторых деталей, если пенал выполнен из дерева, то он так же требует незамедлительной реставрации. Изготовить отсутствующие детали для старинных каминных настенных, наручных или напольных часов под силу не каждой реставрационной мастерской.

Вполне естественно, что часы, которым более чем 100 лет нуждаются в реставрации. В некоторых случаях, когда антикварные часы находились в заботливых руках реставратору необходимо лишь отрегулировать и почистить механизм, но такие явления крайне редки. Ценителей антикварных часов в наши дни большое количество, чаще всего это коллекционеры, которые приобретают старинные часы на различных аукционах. Некоторые клиенты, прибегающие к услугам реставратора, имеют коллекции, в которых находится от нескольких десятков до сотен антикварных напольных, настенных, наручных и других часов.

Понятно, что стоимость таких коллекций немалая отсюда и уход за часами должен осуществляться профессионалами, иначе они безвозвратно выйдут из строя и потеряют свою ценность. Ремонт и реставрация старинных часов, которым занимается профессиональный реставратор, дело не из легких, по той причине, что механизмы у таких часов очень отличаются от современных, большим количеством деталей и очень «хитрыми устройствами».

Реставраторы часов с большим стажем работы могут вспомнить немало случаев, когда на реставрацию приносили старинные часы, в которых отсутствовала половина деталей, а оставшиеся детали были сильно изношены. Но для профессионального реставратора нет ничего невозможного, в таких случаях мастер кропотливо подбирал все недостающие детали, а изношенные заменял новыми, которые приходилось изготавливать вручную.

После ремонта механизма часов мастер приступает к реставрации часового корпуса (пенала). У настенных и напольных часов корпус обычно выполнен из дерева. Корпуса бывают различных конфигураций оформленные резьбой и другими элементами декора по дереву. Поэтому для реставрации корпуса часов необходимо иметь опыт работы с деревом, обычно этим занимается реставратор мебели. И в этом нет ничего необычного, ведь старинные часы в пеналах изготавливали несколько мастеров.

Часовой механизм создавал часовой мастер, пенал изготавливал деревянных дел мастер, если еще предусматривалась позолота, то участвовал позолотчик и в довершение всего гравер украшал часы. Наручные и карманные старинные часы имеют литые корпуса, которые выполнял мастер литейщик, как материал использовалось золото, серебро, драгоценные сплавы и металл.

На циферблате также часто обнаруживают дефекты в виде царапин, которые появляются после плохого ремонта, а именно когда неправильно установленная стрелка при передвижении оставляет мелкие и глубокие царапины. Часы, у которых циферблат покрывался эмалью, могут иметь трещины и сколы. Все эти дефекты должен обнаружить и устранить реставратор, если на корпусе или пенале часов не хватает каких, либо фрагментов их отливают или вытачивают из дерева и прикрепляют, делая это максимально незаметно.

К реставратору часовых механизмов и часовых корпусов предъявляют довольно серьезные требования, антикварные часы после проведенных работ должны работать, как было задумано их изготовителем, и иметь первоначальный вид. Только таким образом, возможно, сохранить старинные изделия для будущих поколений.

К услугам современных реставраторов часовых механизмов имеется сложное оборудование, на котором опытному мастеру легко изготовить копии недостающих деталей и произвести полировку или воронение винтов, полировку металлических деталей, нанести на стрелки люминофор и еще произвести множество необходимых манипуляций, которые нужны при реставрации часовых механизмов.

Еще один важный момент обеспечивающий сохранность часового механизма и его бесперебойную работу – это смазка. Смазка часовому механизму необходима для защиты трущихся деталей от износа и для защиты металлических поверхностей от коррозии. Часовой механизм нуждается в регулярном проведении смазки, которую лучше доверить профессионалам, так как слишком густая или жидкая смазка неправильно нанесенная, может привести к поломке механизма часов. Доверьте ремонт и уход антикварных настенных, напольных, наручных или каминных часов профессиональным реставраторам, которые вдохнут в них жизнь и вернут им былое величие и красоту.

Реставрация и ремонт патефонов и граммофонов

Большинство людей думает «кому нужны патефоны и музыкальные шкатулки в наш век плееров, домашних кинотеатров и компьютеров» такое утверждение, опровергнут, все истинные поклонники антикварных вещиц, которые уже воспользовались нашими услугами и восстановили поломанные механические музыкальные изделия.

С начала до середины ХХ века молодежь прекрасно проводила музыкальные вечера, устраивая танцы под патефон. Скорее всего, наше подрастающее поколение с трудом представляет себе, как выглядит и работает патефон, поэтому мы кратко опишем устройство патефона. Механическое устройство, которое предназначалось для прослушивания грамзаписей, получило название «патефон, которое произошло от слова «Пате» так называлась фирма выпускающая патефоны. Патефон является переносной версией граммофона, они различаются тем, что у патефона рупор имеет небольшие размеры и встроен он в сам корпус.

Патефон и граммофон работают без участия электричества, приводом служит пружинный двигатель, усиление звука обеспечивает воронкообразный раструб. Для того чтоб привести патефон в действие необходимо завести его при помощи специальной ручки. В момент каждого оборота ручки пружина сжимается (такое же явление происходит при заводе механических часов) одного завода пружины достаточно, чтоб прослушать музыкальную грамзапись с 3-х минутным временем звучания.

Когда были в ходу граммофоны и патефоны, прошло больше полувека и теперь эти механические приспособления превратились в предметы антиквариата. Большинство коллекционеров мечтают заполучить в свои коллекции раритетную музыкальную шкатулку, старинный патефон или граммофон.

Но чаще всего встречаются экземпляры, которые пришли в негодность из-за небрежного ухода, сырости и вследствие длительной эксплуатации. Для того чтоб качественно реставрировать испорченные механизмы мастера занялись изучением основ реставрации патефонов и других антикварных механизмов.

В процессе ремонта патефона и ремонта граммофона мастера обнаружили сходство этих ремонтных работ с реставрацией часовых механизмов. А именно при ремонте механизма патефона мастер полностью перебирает все детали механизма. После чего отсутствующие части механизма мастер изготавливает, а испорченные реставрирует, старые растянутые или порванные пружины заменяют новыми.

Если Вы хотите отдать свой предмет антиквариата на реставрацию, то мы готовы Вас проконсультировать и помочь с надежными специалистами.


Реставрация икон в Харькове

Реставрация старинных икон, картин и других предметов старины – это одно из основных направлений работы нашего антикварного салона в Харькове.

Реставрация икон – это тонкое искусство возвращения к прежней жизни старинных образов. Все без исключения иконы с течением времени стареют, а как следствие и темнеют, краски на них тускнеют. Беря во внимание вышеперечисленные факторы можно сделать вывод, что реставрация икон востребована постоянно. Иконы, приходят в ветхость от чрезмерной влажности, червоточины, пыли и множества других причин. Письмо на иконах подвергается вздутиям, и грунт (левкас) фрагментами начинает отставать, что может грозить полной или частичной его потерей, а в результате этого и полным уничтожением древнего образа.

Как сохранить старинную икону и защитить образ от дельнейшего обветшания?

Очевидно, что жизнь образа далеко не вечна. Безусловно, её можно и необходимо продлить, тем более что это большая семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение.

Реставрация икон – процесс сложный, долгий и очень трудоемкий. Специалист по реставрации икон должен обладать глубокими художественными знаниями и навыками, реставратор должен иметь знания из области истории иконописи не менее чем сами иконописцы, так как зачастую их работе не намного проще, а в некоторых случаях и сложнее. Ведь прежде чем приступить к реставрации нужно определить период, в котором была написана икона, и отнести ее к той или иной эпохе и иконописной школе, поле чего тонко подобрать цвета и оттенки для работы.

Стоимость реставрации икон в Харькове зависит от её ценности, сложности письма и необходимых обьёмов востановления. Окончательная цена реставрации антиквариата формируется индивидуально для каждого отдельного экспоната.

Наш антикварный магазин существует на рынке уже более 10 лет, 8 из которых мы вплотную занимаемся как реставрацией старинных так и продажей новых рукописных икон под заказ.

По всем интересующим Вас вопросам Вы можете обращаться к нашим специалистам. Адрес нашего салона Вы можете найти на странице “Контакты”


Еще от: РИА Новости

http://ria.ru/tv_interaction/20121122/911661963.htm

Нажмите на ссылку, чтобы посмотреть это видео в интерактивном формате.

Сотрудники государственного научно-исследовательского института реставрации восстанавливают старинные иконы, картины и знамена.


Источники: http://www.baget1.ru/icon-restoration.php, http://www.ikona-art.ru/, http://xn--80aqgvb6d.xn--p1ai/restavracia.html, http://antikvar.kh.ua/restavraciya-ikon-kharkov/, http://tubethe.com/watch/HKXHApV3lMI/restavraciya-starinnykh-ikon-kartin-i-znamen.html
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением








2017 - Правосланые иконы
реставрация старинных икон