int(1208) икона троица ушакова | Святая Троица | Tsurganov.info






икона троица ушакова


Симон Ушаков: биография и лучшие работы иконописца (фото)

Маститый, обласканный двором царя Алексея Михайловича, обладающий многогранным талантом – кроме икон писал фрески, миниатюры, изготавливал гравюры на дереве – таков был Симон Ушаков, биография которого грешит лишь отсутствием точного числа и месяца рождения и неизвестностью происхождения. Но это уже прогресс, так как у его великих предшественников Андрея Рублева и Феофана Грека не известны ни число, ни месяц, ни даже год рождения, а у последнего и дата смерти обозначена с приставкой «около».

Совсем не анонимный автор

Об Ушакове известно многое, даже то, что Симон - это его прозвище, а наречен он был именем Пимен. Известно это стало потому, что иконописец Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими. И вот, на одной из икон, законченной в 1677 году, он указывает, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Его нельзя было произносить всуе. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. Данные о художнике можно почерпнуть из подписей на других иконах – одна из них хранится в Грузинской церкви в Китай-городе. Собственно, большинство его работ подписано.

Новые веяния

Ушаков Симон Федорович, знаменитый московский иконописец XVII века считается ярким представителем последнего периода искусства Московской Руси, начало которому положило возведение Кремля, ставшего символом объединенной страны. Новый этап в истории русской культуры характерен новыми приемами и подходами к изображаемому предмету. Живопись и архитектура древней Руси впитали в себя мастерство представителей различных школ, в том числе и итальянской. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Новые веяния сделали зодчество, иконопись и другие виды творчества более декоративными, краски стали ярче, образы - пластичнее.

Русская эпоха Возрождения

Вообще, этот переходный период от старого к новому искусству был ярок и насыщен шедеврами талантливых (иконописец Симон – главный его представитель) людей. И поэтому в истории вторую половину XVII века часто сравнивают с западными Ренессансом или эпохой Барокко. Действительно, бум переживали все виды искусства и строительства. Зодчество процветало – строилось очень большое количество храмов.

Тайны происхождения

Симон Ушаков - талантливый живописец и график, очевидно с малых лет обучался мастерству художника, так как редко кого до него и после принимали в Серебренную палату на официальную должность знаменщика в столь молодом возрасте – в 22 года. Точная дата рождения не известна, как и происхождение. Существует только год появления на свет – 1626, и предположение, что родом Симон Ушаков из посадских людей, то есть он был выходцем из средневекового сословия формально свободных людей. Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином». Скорее всего, он не врал, а титул получил позднее как знак особого отличия со стороны власть имущих. Другой исследователь творчества Ушакова – Борис Шеватов - пишет о том, что Симон был даже потомственным дворянином и именно поэтому имел возможность овладеть мастерством, а затем получить государственную должность с жалованием.

Многообразие таланта

По месту первой службы в обязанности его входило создание эскизов различного рода. для золотой, серебряной, эмалевой церковной утвари. Роспись знамен также входила в его обязанности, как и разработка рисунков и мотивов для вышивок. Количество необходимых к исполнению заданий было велико, но Симон Ушаков успевал все время писать образа, как для церкви, так и для людей, постепенно становясь самым известным иконописцем. Изготовлением искусных карт, росписью церковных стен, красивыми насечками на ружьях – всем этим и многим другим прославился этот талантливый человек.

Фанатичное трудолюбие

Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства, и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф». Талант оттачивается, слава ширится, и вот уже во главе всех иконописцев Москвы становится Симон Ушаков. Биография его дальнейшей жизни говорит о том, что он не был знаком с обычно сопутствующими многим художникам нищетой и непризнанием. Последний из гениальных иконописцев допетровской эпохи умер в Москве, в 1686 году, окруженный славой, достатком и признанием.

Теневые моменты биографии

Хотя были и неприятные моменты – в 1665 году художник подвергся опале. Он был даже сослан в монастырь, очевидно, в Угрешский. Но точный адрес неизвестен, как и причина, вызвавшая раздражение царя – то ли обнаженная натура на одной из картин, то ли сочувственные высказывания в адрес старообрядцев. Однако в 1666 году художник снова упоминается как царский служащий.

Первые иконы

Первой известной работой мастера считается образ Владимирской Божьей Матери, датированный 1652 годом. Примечателен он лишь тем, что через пять лет после него увидел свет первый Спас нерукотворный Симона Ушакова. О нем спорят, он может нравиться или нет, но образ стал известен нарушением канонов написания. В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки. И, несмотря на это, церковь приняла икону. Разумеется, это не было революционным словом в иконописи, но чем-то новым, безусловно, стало.

Программный образ

Всего этих образов было написано несколько – некоторые специалисты считают, что в творчестве художника он стал программным. Пытаясь как можно больше приблизиться к убрусу, на котором, промокнув лицо, сам Христос оставил свой нерукотворный образ, Ушаков все время усовершенствует свои иконы – меняет какие-то черты, добавляет или убирает надписи. Считается, что сам художник и ученики созданной под его началом мастерской стали первыми равняться на западных мастеров. Они стали вносить человеческие черты в изображаемые ими лики святых, чего не было в старой русской иконописи. Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует). Спас нерукотворный Симона Ушакова, датированный 1670 годом, был написан для Троицкого собора Александровской слободы. Сейчас он хранится в Оружейной палате.

Образы становятся человечнее

Лики на иконах Ушакова разительно отличались от образов старообрядцев, в названии которых лежит объяснение этому. Старые, жестко хранимые веками обряды диктовали манеру написания икон, очень далекую от окружающей действительности. Потемневшие от времени, они разительно отличались от светлых, так как «бог есть свет», более красочных и спокойных образов святых с икон Ушакова. В его творчестве впервые соединилось старое древнерусское искусство и новые реалистические направления.

В его произведениях впервые появляются элементы «фряжеского» или западного искусства. Он заимствует у них перспективу, а иногда и сюжет – «Семь смертных грехов». Есть десятки западных картин и гравюр на эту тему.

Художественное кредо

Завершая собой ряд великих русских иконописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия - Симон Ушаков становится мостиком к следующему этапу развития российской живописи. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке. Взгляды, высказанные в ней автором, настолько прогрессивны, что некоторые критики высказывали мысль о том, что в своем живописном творчестве он не так смел. В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными. Это давало возможность вырисовывать овал лица, цвет которого приближался к реальному, делать округлыми подбородок и шею, подчеркивать припухлость губ, тщательно вырисовывать глаза. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы.

Переход к портрету

Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». И не напрасно. Потому что первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти, или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати. К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского», известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия.

Главная работа мастера

На этой необычной иконе, кроме кремлевских стен, нарисованных максимально правдиво и расположенных внизу картины, изображен Успенский собор. Эта главная святыня Русского государства тоже изображена с фотографической точностью. У его подножья два человека сажают дерево «Российского государства – это собиратели русских земель Иван Калита и московский митрополит Петр, известный тем, что перенес символ духовной власти, Митрополичью кафедру в Москву из Владимира, обозначив тем самым вертикаль власти.

Произведение – историческая эпопея

На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра. Справа – патриархи Иов и Филарет. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. Портреты Алексея Михайловича, которые он заказывал Ушакову в немалых количествах, не сохранились. И тем интересней и значимей парсуна на иконе, так как автор старался придать ей полное сходство с оригиналом. Сам царь, его жена и два царевича, Алексей и Федор, изображены группой, стоящей на территории Кремля. В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова.

Другие работы гения

К его работам относятся фрески на стенах Грановитой и Царской палат Кремля, стены Архангельского и Успенского соборов. Учитывая многогранность и разноплановость творчества (по эскизам Ушакова чеканились монеты), работ осталось много.

Отдельных слов заслуживают иконы Симона Ушакова. Кроме вышеперечисленных Спаса нерукотворного в различных модификациях и нескольких икон Богоматери Владимирской, известны лики Христоса Эммануила, Казанской Божьей Матери, Благовещения, Голгофского креста.

Переходная ступень к живописи

На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. «Троица» достойна отдельного описания. Выполнена она в зрелом возрасте - в 1671 году. Дата указана и от Адама, и от Рождества Христова. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева, работе которого, как принято считать, она уступает по силе одухотворенности и философскому звучанию. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Симона Ушакова она интересовала всегда. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Он хорошо был знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал задний фон для своих икон у таких крупных художников, как Веронезе. Поэтому Ушаков является не только великим иконописцем, но и талантливым художником и графиком.

Ученики и соратники

К его многочисленным талантам относится и дар преподавания. Симон Ушаков даже работал над учебным пособием для своих учеников, книга называлась «Алфавит художеств». После его смерти, которая наступила 25 июня 1686 года, осталась прекрасная художественная школа последователей, среди учеников которой были такие крупные живописцы и иконописцы, как Тихон Филатьев, Кирилл Уланов, Георгий Зиновьев, Иван Максимов и Михаил Милютин.


Симон Ушаков. Трагедия таланта. Часть 2

С.Ушаков. Икона "Спас Эммануил"

(Начало здесь ) Симон Ушаков - мастер очень плодовитый. Только икон «Спас Нерукотворенный» написано не менее двенадцати. Образы Симона Ушакова  легко отличить от других, например, от икон Андрея Рублева. И не только по стилю, но и потому, что он свои иконы всегда подписывал и ставил дату.

Беря пример с европейских художников, мастер считал, что тем самым берет не себя авторскую ответственность за образ. Прежние мастера считали создание иконы делом соборным, в котором роль автора сведена к минимуму: иконы творит Дух Святой, а иконописец всего лишь проводник, чьей рукой Он водит.

И подписывал иконы Симон Ушаков  не просто фамилией, а с указанием всех своих регалий:

«Государев иконописец и дворянин московский…» или «Царский мастер…». 

С.Ушаков. Владимирская икона Божьей Матери. 1652 г.

Именно тогда иконопись превратилась из соборного искусства в авторское, а из церковного инструмента служения - в орудие власти, что в пятнадцатом веке и помыслить было невозможно.

Первые  работы Симона Ушакова еще находятся в русле ранней иконописной традиции, чему свидетельство вполне обычный, и даже заурядный, образ Владимирской иконы, писанный в 1652 году, в самом начале его карьеры рисовальщика Оружейной Палаты.

Та же темная палитра, отсутствие каких-либо украшательств, лик Богородицы скорбный и смиренный.

Здесь нет ничего от ушаковского стиля «живоподобия», каким позднее он стал. Но уже через  шесть лет (в 1657-1658 годах) появляется икона «Великий Архиерей», писанная  в совершенно иной манере.

Это уже вполне узнаваемый «Пимен по прозвищу Симон Ушаков», как он подписывался, очень индивидуальный и ни на кого не похожий стиль.

За десять лет пребывания в Оружейной палате – с 1648 по 1658 год – Симон Ушаков  вполне выработал свой новый почерк, во многом подражавший европейским мастерам живописи.

Художник пытался заземлить Небесное и возвысить земное, уйти от идеального изображения  и сделать его более реальным. Но точка схода Небесного и земного, горнего и плотского  получилась искусственно-сконструированной, литературной, вымышленной, умозрительной, далекой как от жизни, так и от духовной напряженности древнерусских икон.

С. Ушаков. Икона "Спас- Великий Архиерей" 1657-1658 гг.

Ушаков пишет не иконные образы святых, а их портреты. Он слишком много внимания уделяет технике и приемам письма, искусно моделирует лицо и шею, подчеркивая мягкость подбородка и припухлость губ.

Образ Иисуса Христа, в Котором иконописец  пытается очеловечить Божественную природу. Он действительно получается более мягким, более человечным, более плотским. При этом  утрачивается монументальная строгость и одухотворенность Богочеловека. Получается картина, а не икона.

Художник искусно применяет мелкие мазки, с помощью которых очень плавно переходит от одного тона в другой, он часто применяет воздушную дымку – технику сфумато, но свет по-прежнему, по древним образцам, изливается изнутри образа, не имея внешнего источника.

Вот, к примеру, «Спас Нерукотворенный». чей день  празднуется сегодня, 29 августа. Слева – старинный образ XVвека «Спас Нерукотворный - Мокрая брода», справа - образ, писанный Симоном Ушаковым. Насколько эти лики различны!

Спас Нерукотворенный. Слева - образ "Мокрая брода" (XV век), справа - "Спас Нерукотворенный" Симона Ушакова

Прежде всего, их отличает взгляд. У первого – он спокойный и бесстрастный, хотя Спас смотрит мягко. Покой, просветленность, молитвенность образа завораживают и притягивают. Контуры носа, губ, глаз подчеркнуты тонкими линиями, что делает образ утонченным и одухотворенным.

Второй образ «Спаса Нерукотвореннного» тоже ни с каким другим не спутаешь, он очень индивидуален. Но мне он напоминает лик светской красавицы с напомаженными пухлыми губами. Это вполне светский портрет, в котором красивость и литературность настолько преобладают, что за ними теряется Божественность  Спасителя, о которой напоминает разве что нимб над головой.Более жестко высказался об этом образе один из самых уважаемых иконоведов И.Э. Грабарь:

«Глядя на эту добросовестно разделанную, тщательно распушенную голову, с недоумением вспоминаешь о тех безмерных восторгах, которые в свое время вызывала знаменитая икона. На самом же деле здесь безвозвратно утеряна строгая монументальная красота древнего «Спаса», красота стиля, и совсем не найдена ни живописная красота, ни красота жизни. С точки зрения внешней правды все это так же не похоже на жизнь, как и стильные Новгородские лики, но те — внутренне правдивы, а этот и внешне и внутренне лжив. Автор не имел крыльев, чтобы подыматься ввысь, но ему не хватало мужества опуститься на землю до конца, и он повис посредине. Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, как таковое, не было и не могло быть значительным, несмотря на огромное влияние, оказанное им на все последующее иконное дело. Отважная попытка переродить это дело, «влив в него новые мысли и чувства», была ему не по силам, но «при других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше».

Обратимся  еще к одной  иконе «Троица Ветхозаветная»: справа – знаменитая рублевская, слева – ушаковская. Симон  берет за основу прославленный и канонический образ «Троицы» святого Андрея, но из образа опять делает красивую религиозную картину.

Икона "Троица Ветхозаветная". Слева - икона Симона Ушакова (1667 г.), справа - икона Андрея Рублева

Задний фон - прямая  цитата из картины Веронезе, вместо горок – красивый пейзаж с горой и огромным деревом, которые перестают быть символами. являясь просто красивыми изображениями природы.

Ангелы тоже вроде бы повторяют рисунок Андрея Рублева, но их излишняя телесность и природность, слишком тяжелые и тщательно выписанные  крылья дают повод усомниться, Ангелы ли это и летают ли они?

Слишком красивое убранство стола из вычурных сосудов, расписные кресла и стол – все это слишком изящно, слишком декоративно, слишком красиво для иконы. Симон Ушаков здесь много внимания уделяет уже не ликам, а художественной изобретательности и композиции.

А вот еще одна из самых известных и оригинальных  икон мастера  «Владимирская - Насаждение древа Московского». Композиция иконы представляет собой древо, насажденное Иваном Калитой и взращенное святителем Петром.

Симон Ушаков. Владимирская икона Божьей Матери. Насаждение древа Московского". 1668 год

Древо растет из Успенского собора Кремля. На его ветвях слева и справа – по десять образов святых, царей, царевичей и юродивых.

На Кремлевской стене слева – здравствующий царь, справа – царица с двумя наследниками Алексеем и Федором.

Икона создана по примеру генеалогического древа Иисуса Христа. Но это скорее все-таки величественная картина, прославляющая государство Московское и его основателей.

Обилие фигур еще не делает образ иконой и не является достоинством, хотя и выдает в Симоне Ушакове талантливого живописца.

Наконец, следует сказать о гравюрах мастера. В них талант Симона Ушакова как рисовальщика проявился в полной мере.

Но если обозревать все наследство Симона Ушакова, то следует сказать, что хотя он и пытался вырваться из штампов древнерусской иконы, но у него это плохо получилось: на открытый бунт он все-таки не решился.


Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671

Описание картины:

Троица Ветхозаветная - Симон Ушаков. 1671. 124х90х3,5

Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: «. в лето от Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание царского мастера по имени Пимена Федорова, по прозвищу Симона Ушакова, в городе Москве. ». Раскрыта в 1927—1928 годах Поступила из Гатчинского дворца-музея в 1925 году Государственный Русский музей .

Симон Ушаков был одной из центральных фигур русской культуры XVII века. Известность ему принесли не только творчество художника, но и разнообразная деятельность педагога, теоретика, организатора. В течение многих лет Ушаков руководил Оружейной палатой в Москве, которая была в то время главным художественным центром страны.

Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Но при этом он настолько изменил весь ее дух и смысл, что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, нежели сходство. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными лицами сидят на массивных резных табуретах. Стол тесно уставлен разнообразной утварью — золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века. Дерево с густой листвой вздымается на склоне круглого холма, а архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением линейной перспективы. Обращаясь к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, а также старые приемы в передаче складок одежды, художник XVII века в главном переосмысливает изображение. Ставя акцент на бытовых моментах, усиливая материальную трактовку, он тем самым придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания, составляющих сущность произведения Рублева. Это особенно отчетливо сказывается в трактовке лиц, выполненных объемно, с применением светотени, мелкими мазками, ложащимися по форме. Светлые с ровным румянцем, одинаково безмятежные, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни, лишены поэтической одухотворенности.

Двойственность сказывается и в самом стиле иконы, соединяющей разные принципы перспективного построения. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Правильная и четкая перспектива с намеком на передачу освещения вступает в диссонанс с изображением стола, показанного в традиционной обратной перспективе, и с фигурами ангелом, расположенными в иконе вне учета реального пространства. Эта попытка соединить иконописную традицию с новой манерой, идущей от западного искусства, составляет одну из ступеней перехода к новой живописи, характерной уже для следующего этапа в история русского искусства.


Троица ветхозаветная

1671 г. Дерево, левкас, темпера.124 х 90 х 3,5

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Икона написана ведущим мастером Оружейной палаты Симоном (Пименом) Федоровым Ушаковым (1626-1686).

Симон Ушаков начал работать в Оружейной палате в 1648 году, вначале в числе мастеров серебряной палаты, а в 1664 году, будучи жалованным иконописцем, возглавил иконописную палату, где находился до конца жизни. Он расписывал храмы, создавал книжные миниатюры. Был гравером и иконописцем, писал «парсуны» царя Алексея Михайловича, украшал предметы дворцового убранства.

В его творчестве при внешнем соблюдении канона изменились живописные приемы, большое внимание стало уделяться бытовым деталям. Симон Ушаков первым среди русских иконописцев пытался освоить приемы западноевропейской живописи — объемную моделировку формы и прямую перспективу. В основу композиции иконы "Троица ветхозаветная" положена схема знаменитой иконы преподобного Андрея Рублева. Следуя иконописной традиции, Ушаков изображает ангелов сидящими за столом и вписывает их фигуры в круг.

Однако в остальном композиция решена в духе живописи мастеров Оружейной палаты: с углубленным иконным пространством, усложненными архитектурными кулисами. Здесь нет привычной звучности цвета, лики ангелов написаны объемно, а предметы тщательно детализированы.Художник соединяет иконописную традицию с новой манерой, идущей от западно-европейского искусства, но при этом «Троица» утрачивает высокую духовность, свойственную древнерусской живописи.


Ушаков, Симон Фёдорович

Содержание

Биография

Ушаков происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна. сочинять узоры для рукоделий. чертить карты. планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.

С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную. в 1664  г. круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.

Работы

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения. в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам », и в новом так называемом «фряжском» стиле. изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта, исполненных им самим.


Источники: http://fb.ru/article/138699/simon-ushakov-biografiya-i-luchshie-rabotyi-ikonopistsa-foto, http://sotvori-sebia-sam.ru/simon-ushakov-2/, http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1004-troica-vethozavetnaya-simon-ushakov.html, http://www.nearyou.ru/0rumuz/ikon/4ushakov.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F8%E0%EA%EE%E2, _%D1%E8%EC%EE%ED_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
икона троица ушакова