int(1978) икона живоначальная троица | Святая Троица | Tsurganov.info






икона живоначальная троица


О месте иконы Живоначальной Троицы

в праздничном ряду русского иконостаса

Праздничный ряд русского иконостаса имеет в своей основе устойчивую композицию двунадесятых праздников, расположенных в строгой последовательности согласно со Священным Писанием: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение». Данная композиция под названием Dodecaorton упоминается в ряде византийских источников под 1081 г. 1 Один из самых ранних памятников, сохранившийся в полном составе (илл. 1). происходит из монастыря Св. Екатерины на Синае и датируется XII в. 2 что указывает на существование сложившегося регистра праздничных икон на византийском темплоне данного времени. Праздничные иконы упомянуты также в описи имущества древнейшего русского монастыря Ксилургу на Святой Горе Афон (илл. 2). датированной 6651 (1143) годом с подписями игумена Ксилургу и игумена монастыря Кацари: «. темплон святой церкви один, с золотою резьбой, имеет Господские праздники». 3

Следует отметить, что установление двунадесятых праздников в Церкви происходило постепенно, по мере упрочения самой структуры христианского календаря, прежде всего закрепления праздника Рождества Христова 25 декабря, что было осуществлено при св. равноапостольном Константине Великом. 4 Рождество Христово находится в тесной связи с праздниками Благовещения Богородицы 25 марта, Рождества Иоанна Предтечи 24 июня, Зачатия его 23 сентября. Об устойчивой последовательности двунадесятых праздников к VIII в. позволяет судить Синайское Евангелие 715 г. подаренное монастырю императором Феодосием III. В нем перечислены Рождество Богородицы, Воздвижение честнаго Креста, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Вознесение, Пятидесятница. 5 В несколько ином составе двунадесятые праздники в составе десяти перечислены Иоанном Эвбейским ок. 744 г. Зачатие Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Пасха, Пятидесятница. 6 Следует заметить, что именно в начале VIII в. возникает переломный момент в становлении византийского богослужения, связанный с появлением толкования на Литургию св. Германа († 733), патриарха Константинопольского (715–730 гг.). В этом сочинении, озаглавленном «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», усиленный историзмом акцент придан именно земному служению Спасителя. 7

Дальнейшее развитие литургического толкования, сопряженное с распространением символики земной жизни Господа нашего Иисуса Христа на каждое литургическое действие, отмечено появлением между 1054 и 1067 гг. сочинения Protheoria Николая Андидского, которое было дополнительно отредактировано в конце XI в. Феодором Андидским. Аргументация Николая Андидского в обоснование принципа историзма в Литургии построена преимущественно на примере икон, в которых «взору благочестивых открываются все тайны воплощения Христова, от посещения Девы Марии архангелом Гавриилом до вознесения Господа на небеса и второго пришествия ». 8 Рецепцию этой мистагогии в искусстве Византии эпохи македонской династии можно проследить в мозаиках Неа Мони на Хиосе, датируемых между 1042 и 1056 гг. Праздничный цикл (илл. 3). куда входило несколько сцен Страстей, состоял из Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Преображения, Распятия, Снятия с креста, Воскресения (тромпы и ниши), Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Омовения ног, Моления о чаше, Вознесения, Сошествия Святого Духа (внешний нартекс). 9 Росписи св. Софии Киевской, выполненные в середине XI в. включали 16 евангельских эпизодов, причем на южной и северной стенах хор сцены Евангелия были дополнены двумя ветхозаветными композициями таким образом, чтобы Гостеприимство Авраама оказалось размещено к северу от алтаря. Такая локализация перекликается с ансамблем фресок св. Софии в Охриде (ок. 1040 г.), где Гостеприимство Авраама расположено на стенах вимы (илл. 4). Закономерности этой топографии, обусловленной конкретным константинопольским образцом — «филоксенией Авраама» в Святой Софии — было посвящено недавно специальное исследование. 10

Своего апогея литургическое толкование священнодействий в алтаре достигло в середине XIV в. когда Филофеем (Коккиносом), игуменом Великой Лавры на Святой Горе Афон (с 1347 г. — епископ Ираклии и дважды патриарх Константинопольский в 1353–1355 и 1364–1376 гг.), были составлены Устав священнослужения для богослужения суточного круга и Устав Божественной Литургии для евхаристии. По оценке преосв. Порфирия (Успенского), «чин Филофея есть последний устав, указывающий, как надобно совершать Литургию, после которого она уже не подвергалась никаким изменениям». 11 На основе ordo патриарха Филофея св. Николай Кавасила († ок. 1391) в сочинении «Семь слов о жизни во Христе» называет жертвенник «началом всякого таинства », а само «освящение даров — собственно жертвоприношение — есть воспоминание смерти, воскресения и вознесения Спасителя », как истолковано в другом труде Кавасилы «Изъяснение Божественной Литургии». 12

Основополагающая важность Анафоры и повышение значения проскомидии, согласно византийской мистагогии XIV в. во многом предопределили появление на Руси высокого иконостаса, который получает широкое распространение с повсеместным переходом в богослужении на Иерусалимский устав. Огромная заслуга в этом грандиозном начинании принадлежала прежнему келейнику патриарха Филофея (Коккиноса) Киприану, поставленному в 1375 г. митрополитом «киевским, русским и литовским» († 16 сентября 1406), благодаря которому и при участии афонских писцов сочинения патриарха Филофея получили широкую известность у русского читателя. 13 С возникновением русского высокого иконостаса значительно изменяется состав праздничного ряда, в котором появляется икона Живоначальной Троицы, неизвестная в остальных памятниках поствизантийской ойкумены. Это событие зафиксировано в летописях под 1397 г.. когда «бысть знамение в церкви Св. Бориса и Глеба (во Пскове): 2 иконы, Св. Троица и Богородица, снидоша с верхнего тябла и легоша на Восток образом » (здесь и далее выделено нами — О. У.). 14 Нахождение данного образа в конце праздничного ряда иконостаса 1408–1410 гг. из Успенского собора во Владимире, который по описям конца XVII в. насчитывал 25 праздников, отмечено в «Описи ветхого серебра» 1771 г. 15

Для более раннего времени особого внимания заслуживает пластина с изображением Гостеприимства Авраама на «Васильевских вратах» 1336 г. (илл. 5). которая после переноса врат в 1570 г. в Покровский собор Александровой слободы оказалась помещенной в праздничном цикле после пластины с изображением Сошествия Святого Духа. 16 О первоначальном месте этой пластины (илл. 6) в начале праздничного цикла, в левом верхнем углу на северной створке врат, позволяет судить пластина с образом Новозаветной Троицы, которая увенчала средний валик при переделке врат в 1530 г. мастерами новгородского архиепископа Макария. Именно при данном размещении пластины с изображением Гостеприимства Авраама непосредственно под ней тремя рядами ниже оказывается пластина с изображением Успения (илл. 7). в верхнем сегменте которой представлен редкий образ Живоначальной Троицы в виде трех ангелов.

Ангелов, собирающихся принять на небо Богородицу, стали часто изображать в XIV в. особенно на сербских фресках (илл. 8). 17 Над их фигурами в клейме «Васильевских врат» помещен престол с двумя крестами и голубем посредине, что не оставляет сомнения в идентификации центрального ангела как Святого Духа. В свое время В. Н. Лазарев также полагал возможным трактовать трех ангелов на васильевском клейме как символ Святой Троицы, причем «голубь на престоле должен был подчеркнуть, что один из ангелов персонифицирует Дух Святой ». 18

Аналогичную семантику можно обнаружить в композиции клейм на иконе «Архангел Михаил с деяниями» (ГММК, Арх. соб. № 22 соб.), написанной по специальной программе митрополита Киприана ок. 1390 г. в связи со строительством Благовещенского придела для повторного освящения собора митрополичьего Чудова монастыря. 19 В левом верхнем углу иконы расположено одно из самых ранних изображений Живоначальной Троицы рублевского извода (илл. 9). причем правый ангел помещен над небесным проемом, куда устремлена находящаяся под ним «Лествица Иакова», что позволяет отождествить этого ангела с Христом: «Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9).

Нельзя исключать, что в состав праздничного ряда троицкого иконостаса также входила икона Живоначальной Троицы конца XV в. которая упоминается в описи Троице-Сергиевой Лавры 1641 г. над ракой преп. Сергия Радонежского: «А над главою чюдотворца Сергия образ живоначальные Троицы золот, чеканной, в венце у Троицы яхонт лазорев, да два лалика, да четыре жемчюги на спнех, да около низано жемчюгом. ; а по сторонам у живоначалные Троицы над главою же чюдотворца Сергия резаны две иконы на яшме. а по полям на цке двадцать святых золоты ». 20 В свое время в ногах раки преп. Сергия у южной стены собора ряд исследователей склонен был помещать икону Живоначальной Троицы преп. Андрея Рублева. 21 Однако до настоящего времени должным образом не изучена взаимосвязь памятников иконописи с росписями Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, в том числе утраченными. Среди последних, как показывает опись 1777 г. находилось изображение Живоначальной Троицы на восточной стороне юго-западного столпа, а на восточной стороне северо-западного столпа был написан парный образ Преображения. 22

Близкая аналогия подобной топографии Живоначальной Троицы обнаруживается в росписи 1508 г. Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной, согласно летописным данным, Феодосием, «сыном живописца Дионисия Мудрого » (илл. 10). Следует заметить, что в Житии преп. Иосифа Волоцкого, написанном иноком Саввой, упоминается о работе Феодосия вместе с отцом, братом, старцем Паисием и двумя племянниками преп. Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря. Причем в источниках особо упоминается местоположение образа Живоначальной Троицы в иконостасе, например, по описи 1545 г. в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря над царскими вратами 1485 г. находилась «сень, Троице святая. обложена серебром и золочена, писмо Дионисьево ». 23

Как видим, образ Живоначальной Троицы, помещенный на надвратной сени Успенского собора, существовал одновременно с «иконой местной Троицы, письмо Паисино ». 24 Расположение последней иконы (илл. 11) в местном ряду справа от царских врат перекликается с местонахождением икон «Троицы» в других близких по времени храмах. Как показывают описи первой половины XVII в. икона «Гостеприимство Авраама» в Успенском соборе Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Усп. соб. № 5139 соб.) находилась непосредственно справа у царских врат до ее перемещения в 1655 г. в начало местного ряда к северной стене по совету антиохийского патриарха Макария (илл. 12). 25 В домовой великокняжеской церкви, согласно самой ранней из сохранившихся описей 1680 г. «Образ Пресвятые и Живоначальные Троицы» вместе с «Образом Всемилостивого Спаса на престоле» и «Образом Пресвятые Богородицы Одигитрии» был также размещен вблизи от царских врат с левой стороны в местном ряду благовещенского иконостаса. 26 Вероятно, как и в Успенском соборе, перемещение иконы «Троицы» в Благовещенском храме на левую (северную) сторону от царских врат произошло после 1655 г. и было обусловлено и в том, и в другом случае особенностями иконографии, запечатлевшей не Живоначальную Троицу, а Гостеприимство Авраама. или, как отмечено в Жалобнице Сильвестра 1554 г. «Святую Троицу, в деяниях ». 27 Весьма примечательна в этой связи судьба знаменитой иконы «Зырянской Троицы» (илл. 13). являвшейся храмовым образом Троицкой церкви Вожемского погоста Яренского уезда Вологодской губернии, которую после обретения в 1788 г. перенесли в Вологду, где она «сначала была поставлена в холодном кафедральном соборе на правой стороне. против епископского места ». 28

Икона Живоначальной Троицы входила в праздничный ряд новгородского иконостаса конца XV в. из Никольского Гостинопольского монастыря, в состав праздников первой трети XVI в. (Дом-музей Корина П. Д.), в котором за «Троицей» следует «Преображение» согласно святцам, в праздничный цикл иконостаса начала XVI в. из собрания Ханенко В. Н. (КМРИ), где «Троица» изображена перед «Сошествием Святого Духа». Для монастырской церкви св. Димитрия Мироточивого в Поле (Псков) при новгородском архиепископе Макарии были написаны ок. 1534 г. деисусный и праздничный чины таким образом, что на одной доске изображен сюжет из праздничного чина и под ним фигура святого из Деисуса. Благодаря этому устанавливается строгая последовательность праздников, при которой «Живоначальная Троица» рублевского извода изображена на одной доске со Свт. Николаем (илл. 14) и располагается вслед за «Вознесением» (вместе с ап. Павлом) и перед «Успением» (со св. Димитрием). Тогда же при Свт. Макарии был написан праздничный чин в церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Городце (Псков), в котором изображение Гостеприимства Авраама (илл. 15) предшествует «Благовещению» и размещается в начале всего чина, напротив жертвенника. 29

Среди новгородских памятников середины XVI в. «Троица» входила в состав спасо-нередицких праздников, в праздничный ряд иконостаса Рождественского придела Софийского собора, где праздники написаны также на одних досках с Деисусом, в цикл праздников иконостаса 1558 г. из церкви Петра и Павла в Кожевниках (причем для последних двух ансамблей зафиксирована триодная последовательность праздников), в состав праздников иконостаса 1560-х гг. из Рождественского собора Антониева монастыря. В иконописи Поволжья середины — второй трети ХVI в. особого внимания заслуживает праздничный чин Троицкой церкви Свияжска, освященной 17 мая 1551 г. Среди 13 праздников здесь находится Гостеприимство Авраама, и в этом же иконостасе размещена икона «Новозаветной Троицы». Календарная система в размещении праздников отмечена на резном походном иконостасе XVI в. (Сергиево-Посадский музей) и вологодском «Походном иконостасе» второй половины XVI в. (Тотемский музей), где после «Троицы» следует «Преображение».

Как показывает данное исследование, необходимо отличать образ «Живоначальной Троицы» от извода Гостеприимства Авраама, который с легкой руки Кондакова Н. П. получил название «Троица Ветхозаветная», распространившееся не только в искусствоведческой, но даже в церковной среде. Впервые этому богословскому дискурсу был посвящен наш доклад «От Троицы Ветхозаветной к Троице Вечного Совета (икона «Троица» преподобного Андрея Рублева)» на XXVIII випперовских чтениях «Библия в культуре и искусстве» 23–26 января 1995 года. Дальнейшее изучение вопроса показало, что развитие иконографии «Живоначальной Троицы» было обусловлено серьезными литургическими нововведениями, прежде всего появлением в Анафоре тропаря третьего часа по инициативе Свт. Киприана. 30 В настоящей работе предпринят первый специальный обзор широкого круга памятников с целью проследить закономерность локализации иконы «Живоначальной Троицы» именно в конце праздничного ряда, перед иконой «Сошествие Святого Духа», что проливает дополнительный свет и на особенности иконографии самого образа, где главным действующим лицом выступает Святой Дух. Согласно принятой богослужебной традиции, главное лицо того или иного евангельского события обычно чествуется отдельно на следующий день, чему и посвящен в русской богослужебной практике парный с Троицыным днем праздник Сошествия Святого Духа.

Развернутое толкование этой веками сокрытой тайне Церкви приводит святитель Григорий Палама в Омилии на Святую Пятидесятницу: «Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын Единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси — дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую тайну Святыя Троицы». 31 С наибольшей полнотой эту «тайну» воплотил образ «Живоначальной Троицы» преподобного Андрея Рублева, ставший праздничной иконой Троицына дня, в силу чего икона данного извода помещается в праздничном ряду вслед за «Вознесением». 32

Не случайно входный стих в службе Пятидесятницы, которым традиционно отмечен наиболее характерный момент богослужения, напрямую связан с предшествующим празднованием: Вознесися, Господи, силою Твоею (Пс. 20, 14). Ибо Сам Христос обозначил цель Своего восшествия к Отцу ради сошествия Святого Духа: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя. да пребудет с вами вовек, Духа Истины. Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16–17). Отныне миссия Боговоплощения исполнена и наступила пора «икономии» Святого Духа, чему и посвящен праздник Пятидесятницы: «пришествие Духа, предоставление обещанного, исполнение надежды, настолько же таинственное, насколько великое и драгоценное» (Служба Пятидесятницы, глас 1, стихира I на Господи воззвах).

Примечания:

  • 1) Walter C. A new Look at the Byzantine Sanctuary Barrier // Revue des etudes Byzantines. 1993. Vol. 51. P. 222.
  • 2) Вейцман К. Ранние иконы // Вейцман К. Хадзидакис М. Миятев К. Радойчич С. Иконы на Балканах. София; Белград. 1967. С. 14. Илл. 25–29; Chatzidakis М. L'evolution de 1'icone aux 11-е — 13-e siecles et la transformation du templon // Actes du 15-e Congress international d'etudes byzantines: Rapports et co-rapporta, III. Athenes, 1976. P. 159–191; Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999. Сс. 78–81.
  • 3) Акты русского на святом Афоне монастыря св. Великомученника и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 55. Первыми среди «святых икон» афонского монастыря названы: икона «Пресвятая Богородица», две иконы с изображением Христа, «Деисус». Затем упоминаются «Господские праздники» на темплоне и девяносто «других икон». Возможно, что упомянутые на первом месте иконы вместе со следующими за ними «праздниками» также входили в состав темплона, образуя его местный, деисусный и праздничный чины.
  • 4) Подробнее об этом сообщалось в нашем докладе «Св. равноапостольный Константин Великий и установление праздника Рождества Христова» на Юбилейной X Богословской Конференции ПСТБИ 20–22 января 2000 г.
  • 5) Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I. Владимир. 1901. С. 91.
  • 6) Sermo in conceptionem S.Deiparae 10 // PG. T. 96. Col. 1473C–1476A.
  • 7) St. Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy. Ed. Meyendorff P. Crestwood (N.Y.). 1984.
  • 8) PG. T. 140. Col. 417–468; Bornet R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siиcles. P. 1966. Pp. 148f. 161f. 164f. 190f. 200. (= Archives de l’Orient chretien. 9).
  • 9) Лазарев В. Н. История византийской живописи. М. 1986. С. 76.
  • 10) Ульянов О. Г. «Гостеприимство Авраама» // Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. Сс. 61–62; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М. 1999. С. 224.
  • 11) Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г. Киев. 1877. ч. II. Отд. 1. С. 450.
  • 12) PG. 150. Col. 633C; PG. 150. Col. 368–492.
  • 13) Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М. 1882. С. 108.
  • 14) Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. V. М. 1993. С. 319. Прим. 254.
  • 15) Голейзовский Н. К. Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля // Советское искусствознание. М. 1986. Т. 20. Сс. 467–468.
  • 16) Лазарев В. Н. Васильевские врата // Советская археология. Т. XVIII (Изд. 2). М. 1953. Сс. 393–394.
  • 17) Petcovi V. R. La peinture serbe du Moyen Age. Beograd, 1934. P. I, Pl. 23, b, 4, 1a, 45.
  • 18) Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М. 1970. С. 201.
  • 19) Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария 5–7 июня 1996 г. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. Сс. 109–110.
  • 20) Балдин В. И. Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М. 1996. С. 292. Илл. 221–222.
  • 21) Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Материалы и исследования ГТГ. М. 1956. С. 41.
  • 22) Чураков С. С. Отражение Рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры // Андрей Рублев и его эпоха. М. 1971. Сс. 203–204.
  • 23) Голубцов А. П. Материалы для истории древнерусской иконописи // Сборник статей по литургике и церковной археологии. Сергиев Посад, 1911. С. 120.
  • 24) Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб. 1911. Приложение. Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 (7053) года.
  • 25) Описи московского Успенского собора от начала XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. III. СПб. 1876. Стб. 327–336; Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. М. 1898. Вып. III. С. 104.
  • 26) Переписная книга Московского Благовещенского собора, XVII века, по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М. 1873. Сс. 4–7.
  • 27) Московские соборы на еретиков XVI века в царствование Иванам Грозного // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 3, отд. 2. М. 1847. Сс. 19–20.
  • 28) Красов А. Зыряне и их просветитель, святый Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский (1383–1396). СПб. 1896. Сс. 191–192.
  • 29) Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»… С. 224.
  • 30) Ульянов О. Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа // Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М. 2001. Сс. 98–101.
  • 31) Свт. Григорий Палама. Беседы. Т. 1. М. 1994. С. 242.
  • 32) См. подробнее: Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М. 1999. С. 228–229.

    Статья опубликована в сборнике: Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 152–162

    © Ульянов О.Г.

    © Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено

    Источник: http://www.icon-art.info

    Ульянов О.Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса // «Академия Тринитаризма», М. Эл № 77-6567, публ.12258, 12.07.2005


  • Икона Великая Троица бисером

    Молитва Святой Троице

    Материалы, использованные в вышивке иконы Великая Троица. ткань -атлас и органза, лики написаны маслом на тонком холсте, бисер. стразы. трунцал, канитель.

    Размер иконы Великая Троица. 21х29 см.

    Праздник Великой Троицы

    Есть вещь, которая человеческому разуму недоступна. Это тайна троичности Бога – Великая Троица. главный догмат христианства. Само христианство определяется как вера во "всеблаженную, неизменную, всесовершенную Троицу". С одной стороны, Бог един, а с другой – Он представлен тремя лицами или, другими словами, ипостасями – Отец, Сын и Дух Святой. В то же время, нельзя говорить, что каждая из ипостасей представляет собой треть от Бога. Бог всегда один, независимо от того, идет речь о Сыне, о Духе или об Отце. Но, несмотря на единство, каждая из ипостасей представляет собой самодостаточную полноценную Личность. Отец безначален, от Него всегда исходил Дух, а Сын вневременно от Отца рожден. Это все, что людям открыто о бытии Бога.

    Учение Церкви

    Догмат о Святой троице изложен в Символе Веры – гимне православия. Священник Даниил Сысоев объясняет сущность Троицы следующим образом: "Если взять в одну руку три свечи и зажечь их, то пламя все равно будет одно". Отца можно сравнить с умом, от которого рождается слово (Сын), а провозглашается это слово дыханием (Дух). Великая Троица не имеет высшей и низшей ипостаси, в ней отсутствует господство и подчинение. Есть единство трех равных, сочетающихся в одном очень гармонично. Вот почему мы говорим "Бог есть Любовь".

    Святые отцы-светильники Церкви, такие как Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Василий Великий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Григорий Палама, иконописец Андрей Рублев удостоились от Бога лицезреть Святую Троицу. Ни с чем не сравнимая благодать стать тайновидцами Святой Троицы была дарована им за небесную чистоту сердца.

    Иконы Святой Троицы

    Исповеданием догмата о Троице, выраженным на холсте, является икона. Причем, исповеданием не менее убедительным и полноценным, чем изложенное словесно, хотя и глубоко символично, потому что изобразить Бога невозможно. Можно без преувеличения сказать, что это главная икона святой Церкви. То, что на ней изображено – основа мироздания.

    Живоначальная Троица Андрея Рублева

    Вершиной мирового искусства является Рублевская "Троица". Стоглавый Собор постановил, что именно так, как это сделал русский иконописец, и нужно писать Святую Троицу. Никто и никогда не создавал чего-то более величественного. Икона боговдохновенна. Отец Павел Флоренский, известнейший богослов, так высказался об этом удивительном образе: "Есть Великая Троица Андрея Рублева, а значит, ни у кого не должно возникать сомнений в том, что есть Бог". Изограф гениального образа был учеником Феофана Грека и, как иконописец, воспитывался в строгости византийского богословия. Был он молчальников, а в премудрости своей превосходил всех.

    Нет иконы, которая таила бы столько загадок, как "Троица" Андрея Рублева. На протяжении веков иконология ее вызывает массу споров, каждый раз выдвигаются новые гипотезы и предположения. И если спросить у специалистов, Кто есть Кто на этом священном изображении, то все они в своих доводах никогда не будут до конца убедительными.

    Другие изображения Троицы

    Ветхозаветная Великая Троица называется еще "Аврамовым гостеприимством". Трое юношей сидят за столом под Мамрийским дубом. Их угощают Авраам и Сара. В основе сюжета лежит ветхозаветное предание о том, как Авраам, отдыхая возле шатра от дневного зноя, увидел трех юношей-ангелов, стоящих перед ним. Он принял их за посланников Бога, принес хлеб, приготовленного ягненка и они ели. Все гости Авраама одинаковы, то есть изокефальны, среди них нет старшего по возрасту или по чину.

    В Новозаветной Троице "Сопрестолие" Бог-Отец изображается в виде старца, восседающий на троне по правую руку от Него Сын – в виде молодого мужа, а Дух Святой – над ними в виде голубя. Священный Синод Константинопольской Церкви в конце XVIII века это изображение не принял, хотя со временем оно распространилось в православной иконографии и часто встречается в русских иконах. В Новозаветной Троице "Отечество" Бог-Отец восседает на престоле. На руках у Него Сын, который держит голубого цвета сферу с голубем внутри. Нал головами Сына и Отца крестчатые нимбы.

    Праздник Пятидесятницы

    Святая Великая Троица прославляется Церковью в молитвах ежесекундно. Также установлен праздник Пятидесятницы, который в народе именуется как Троица. Это второе по значимости после Пасхи православное торжество. Отмечается в 50-й день по Воскресению Христову. В этот день, согласно евангельскому повествованию, Дух Святой снизошел на Апостолов, которые собрались в иерусалимской горнице. Таким образом, видимо открылось действие третьего лица Святой Троицы. Понедельник после Пятидесятницы называется Духов день. Еврейским народом Пятидесятница ранее отмечалась в память о даровании ему Закона при горе Синай.

    Тайна Святой Троицы неисчерпаема, а сущность Бога непознаваема. Однажды блаженный Августин, западный христианский церковный учитель, пытался написать труд о Святой Троице. В нем он хотел самым подробным образом выразить суть этого феномена. Однако никак не мог начать. Как-то, гуляя по берегу, он увидел мальчишку, который, вырыв ямку, носил туда ведерком воду. "Что ты делаешь?" – спросил богослов у ребенка. "Хочу море перенести в эту ямку" – вполне серьезно ответил малыш. "Точно также и я хотел море Божьей бесконечности постичь своим земным разумом", – подумал Августин, поняв нереальность своей затеи.


    Центральная Россия (903) 743-3248

    Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

    Северо-Запад России (903) 743-3248

    Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

    Поволжье России (903) 743-3248

    Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

    Сибирь (903) 743-3248

    Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

    Юг России (903) 743-3248

    Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

    Дальний Восток (903) 743-3248

    Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

    Урал (903) 743-3248

    Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск

    Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл


    почему икона Живоначальная троица евляется чудом россии

    tamara malinovska Искусственный Интеллект (147640) 10 месяцев назад

    Икона Святой Троицы (Ветхозаветная) почитается как один из важнейших образов,

    который обязан присутствовать в любой христианской церкви.

    Перед этой иконой люди раскрывают свою душу во время исповеди и просят об отпущении грехов.

    На учении о Пресвятой Троице основана вся христианская религия.

    Оно рассказывает о триединстве Бога – Отца, Сына и Святого Духа.

    Святой Дух исходит от Бога Отца, пребывает в Боге Сыне и через Него

    своим светом и добром озаряет весь материальный мир.

    И именно эту глубокую мысль выражает икона Живоначальной Троицы. Икона "Живоначальная Троица" - чудо России как явление культуры,

    в котором Андрей Рублев с помощью символов и красок выразил

    идею Божественной Любви, Согласия, Соборности. Икона эта - всероссийская святыня, связанная с Преподобным Сергием Радонежским,

    передавшим своей жизнью и подвигами идею Святой Троицы, и его монастырем как средоточием русской святости.


    Троица (икона Рублёва)

    «Троица» (также «Гостеприимство Авраама» ) — икона Святой Троицы. написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое [1] из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире ), чьё авторство, как считают учёные [2]. достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.

    Описание

    Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский ) и гора (гора Мориа ). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу [3]. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада .

    Иконография

    «Троица Ветхозаветная (с хождением)». икона XVII века.

    В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам. родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.

    В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

    Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». [4] В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов.

    «Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Св. Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов» [5] .

    Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39) [6] .

    Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.

    Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого ( В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской)". [4] ).

    Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.

    Оклад Бориса Годунова с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века. (Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение)

    Оклады

    Интерьер Троицкого собора. иллюстрация XIX века. В настоящее время, список иконы XX века находится справа от царских врат перед 3 лампадками, потемневший годуновский список — слева, между Богоматерью и Спасом.

    В 1575 году. как свидетельствуют записи Троице-Сергиевой лавры. икона была «обложена золотом» Иваном Грозным. В 1600 году она была заново украшена драгоценным окладом царем Борисом Годуновым. Прежний же золотой оклад Ивана Грозного был переложен с неё на специально написанную для этого копию. Новый оклад повторил композицию оклада Ивана Грозного.

    В 1626 году царь Михаил Федорович дал на икону золотые цаты с эмалями и драгоценными камнями. В XVIII веке на икону надели серебряные золоченые чеканные ризы (одеяния ангелов) [7]. Нынешнее местонахождение оклада — Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник.

    Списки

    По всем канонам православия освященная копия-список в меру и подобие образа полностью заменяет икону древнего письма.

    1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 гг. чтобы перенести на неё с подлинной иконы золотую ризу Ивана IV, заменив её своей. Она была поставлена по левую сторону «царских врат» собора в том же местном ряду.
    2. Копия Баранова и Чирикова 1926-28 гг. для международной реставрационной выставки икон 1929 года [2]. Помещена в иконостас вместо оригинала, перевезенного в ГТГ в 1929 году. Освящена в 1948 году.

    Обе иконы сегодня размещаются в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока не была перемещена в Третьяковскую галерею.

    История иконы в XVI—XIX веках

    Источники

    Исторические сведения об истории создания «Троицы» Рублёва немногочисленны и поэтому даже в начале XX века исследователи не решались что-либо утверждать и высказывали только предположения и догадки. [4] Впервые об иконе «Троица» письма Андрея Рублева упоминает постановление Стоглавого собора (1551 год), которое касалось иконографии Троицы и канонически необходимых деталей изображения (крестов, нимбов и надписей) и заключалось в следующем вопросе, поданном на обсуждение:


    Источники: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00170033.htm, http://www.ikona2.info/troica.php, http://www.ikonu.ru/info.php?id=74, http://otvet.mail.ru/question/164812047, http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/%D0%A2/%D1%80/%D0%BE/%D0%B8/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0).htmlNULL Комментариев пока нет!
    Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения
    Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








    2015 - Правосланые иконы
    икона живоначальная троица