int(904) иконы троице сергиевой лавры | Святая Троица | Tsurganov.info






иконы троице сергиевой лавры


Свято-Троице Сергиева Лавра. Сергиев посад.

В Сергиев Посад мы направились 10 января 2011 года. Добраться до Сергиевого посада от Москвы очень просто. Можно электричкой с Ярославского воказала до станции Сергиев посад (в пути около 1,5 часов). Можно и на автобусе №388 от метро ВДНХ. Если пробок нет - автобус дойдёт быстрее. Если есть - будет идти дольше и привезёт к томиу же Сергиевопосадскому вокзалу.


До Свято-Троице Сергиевой лавры от вокзала несложно дойти и пешком. Пересечь вокзальную площадь, зайти за стоянку автобусов и направиться на север по Вознесенской улице.

Вознесенская улица выведет прямо к смотровой площадке, с которой открывается замечательная панорама на Лавру.

Даже хмурым зимним днём панорама впечатляет! Остаётся только представлять - насколько восхитительный вид открывается летом.

У Лавры существует официальный сайт на котором можно найти всю подробную информацию о ней.

Основана обитель была преподобным Сергием Радонежским. На это место, тогда пустынное, окружённое лесами, он в возрасте 23 лет пришёл со своим братом Стефаном. Вместе они построили здесь деревянную келью и церковь в честь Живоначальной Троицы. Вскоре Стефан оставил эти места, и Сергий остался в полном уединении. А через некоторое время игумен одного из близхлежащих монастырей постриг его в монахи.

Так, с малого, началась славная история Троице-Сергиевой лавры.

Путь от смотровой площадки к лавре пролегает мимо часовни Пятницкий колодец. Также она носит название Сергиеский колодец. Ведь по преданию, источник, находящийся в часовне открыл сам преподобный Сергий.

. и вот мы уже у стен часовни, построенной на рубеже XVII - XVIII веков.

Над входом в часовню лик Параскевы Пятницы.

А через дорогу видна и купола церкви Параскевы Пятницы. Решаем дойти до неё уже после посещения Троице-Сергиевой лавры.

Переходим дорогу по подземному переходу и направляемся к вратам обители.

На Успенских воротах монастыря несколько памятных табличек. Первая из них гласит: "Памятник архитектуры ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА основана около 1340 года преп. Сергием Радонежским. Стены и башни крепости сооружены в 1540-1550 годах. Перестраивались в XVII-XVIII веках."

Вторая табличка напоминает об одной из славных страниц истории обители: "В 1380г. из Троице-Сергиева монастыря с войском великого князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликово поле отправились русские витязи Александр Пересвет и Андрей Ослабля. Поединком Пересвета с ордынским воином началась куликовская битва."

У врат обители стая голубей.

А чуть посыпешь крошек хлеба или зерном - все птицы сразу слетаются к тебе.

Птицы практически не боятся людей. Совершенно спокойно подходят.

Вход в Троице-Сергиеву лавру ведёт через Святые ворота. Над вратами находится Красная башня, построенная в середине XVI в. Кровля над башней, увенчанная куполом и крестом возведена в 1856 г, а симпатичный портал, выкрашенный ныне в зелёный цвет, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г.

Над порталом изображение Святой Троицы.

Из-за стен видны золотые купола лавры. Ближе всего нарядные купола церкви рождества Иоанна Предтечи

Церковь рождества Иоанна Предтечи является надвратной. Проход на территорию лавры пролегает под ней.

И Красная башня и арка под церковью расписаны иконами и сценами из жития Преподобного Сергия

Вот, например уже упоминавшийся выше момент, когда Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле.

А вот иллюстрация к истории, когда к уединившемуся Сергию приходил медведь и преподобный угощал медведя.

А эта фреска Успения Богородицы изображена уже на Успенских вратах.

Успенские врата возведены во второй половине XVII века и используются как служебный вход и въезд в Троице-Сергиеву лавру.

Конечно, не обходится роспись собора без сюжета "Успение Богородицы"

Как и у большинства соборов, посвящённых Богородице, купола Успенского собора имеют небесно-синюю окраску с золотыми звёздами.

Перед успенским собором находится высокая колокольня .

Строилась колокольня с 1741 по 1768 г

Высота колокольни составляет 88 метров, что на 6 метров выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.


Свято-Троицкая

Дата публикации 15.12.2009

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Адрес Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Московская область, г. Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Как проехать к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Проезд на общественном транспорте: от Ярославского вокзала г. Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можно добраться пешком (идти от Москвы) по улице Сергиевской или Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка "Центр").

Автобусом: маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ. От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.

Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.

Расписания автобусов - в полезных ссылках.

Как проехать к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на автомобиле: по Ярославскому шоссе (дорога М8) до Сергиева Посада.

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.

Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю. двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла — Варфоломеем и Стефаном, — решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.

Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи.

Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем — Сергий. Шел ему в ту пору двадцать четвертый год.

Успенский кладезь с часовней и Успенский собор.

Около двух лет Сергий провел в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий, до того не особо желавший разрушать свое уединение, все же уступил и позволил им поселиться рядом с ним. Очень скоро келий, по числу пришедших, стало двенадцать; три или четыре из них Сергий возвел своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.

Успенский кладезь с часовней.

Успенский кладезь с часовней.

Успенский кладезь с часовней. Резные узоры.

Игуменство возложили на старца Митрофана, который тоже пришел к Сергию, как только составился монастырек. Когда же Митрофан скончался — игуменство принял на себя сам преподобный. Случилось это в 1344 году, спустя семь лет после пострига.

В монастыре не было священника, лишь в праздники и воскресные дни приходил батюшка из соседнего селения и совершал литургию. Однако Сергий приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы.

Колокольня.

Колокольня.

Колокольня.

Последний ярус колокольни.

Так минул еще десяток лет, и братия стала умолять Сергия быть их духовником. Преподобный, по великому смирению, долго отказывался, но братолюбие одержало верх. От епископа Волынского Афанасия, которого святитель Алексий, митрополит Московский. оставил своим наместником на время отъезда в Константинополь, сорокалетний Сергий принял посвящение в сан пресвитера и игумена (до того он лишь исполнял игуменские обязанности).

Резные узоры.

Симон Азарьин, бывший казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века, в житии архимандрита Дионисия сообщает, что до осады обители поляками, предпринятой в эпоху русской Смуты, была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского. стоявшая на Святых воротах вместе с каменной церковью преподобного Сергия. Судя по этому описанию, ограда монастыря была к тому времени уже настоящей деревянной стеной. По всей видимости, тын, которым обнесли монастырь первоначально, заменили еще при преподобном Сергии.

Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца. Двух известных своей ратной доблестью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом.

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой.

Михеевская церковь.

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. Киот с иконой.

И все то время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.

После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон.

В Едигеево нашествие на Москву. случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден преподобным Сергием о напасти и заблаговременно увел братьев в безопасное место. Однако сам монастырь был тогда выжжен дотла. Вернувшийся Никон отстроил его заново.

В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную — великолепный Троицкий собор. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы — иноки Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы. Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения — близ своего духовного отца. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее благословение и, осенив себя крестным знамением, отошел к Богу 17 ноября 1426 года. Погребен он был близ раки своего учителя.

С сентября 1608 до начала 1610 года обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия. явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16-месячная осада закончилась для поляков поражением. Многие чудеса, явленные в дни осады, описаны келарем монастыря Авраамием Палицыным в его сочинении о Смуте «История в память предъ-идутцим родом». 49 (из 77) глав «Истории» посвящены Троицкой осаде, именно эти главы более известны как «Сказание Авраамия Палицына».

После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей.

С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. В октябре 1611 года такая грамота достигла Нижнего Новгорода. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. В августе 1612 года ополчение пошло на Москву. У стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен.

Летопись говорит, что, когда ополченцы выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы. что многие восприняли это как знак неблаговоления Божия к их походу. Но тотчас по окончании молебна и окропления святой водою воинов, лошадей и артиллерии встречный ветер утих, а от самого гроба преподобного Сергия подул сильный попутный. И уже 25 октября Дионисий служил благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Кремля.

Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра I. стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя семь лет юный Петр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.

1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в монастыре открыли семинарию, а два года спустя Троицкая обитель получила титул Лавры.

В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. Но даже после отъема монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела. В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. Когда наполеоновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.

В 1814 году была переведена в Лавру из московского Заиконоспасского монастыря Духовная академия, заменившая собой семинарию. Московская духовная академия — это та самая знаменитая Славяно-греко-римская академия, первое в Руси высшее учебное заведение, учрежденное в 1687 году под названием «Эллино-греческие схолы». Именно со Спасских школ (еще одно название «схол») начинается отсчет высшего образования в России.

Из настоятелей Лавры XIX века особо почитаемы святитель Филарет (Дроздов), известный своей поэтической перепиской с Пушкиным, и святитель Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Америки. Мощи обоих до недавнего времени находились в Успенском соборе Лавры. В 2004 году мощи святителя Филарета перенесли в храм Христа Спасителя. Весьма почитаем и преподобный Антоний (Медведев), много трудов положивший на создание лаврских скитов. Открытый при нем Гефсиманский Черниговский скит стал центром московского старчества. Самым известным здешним подвижником был преподобный Варнава (Меркулов).

Преподобный Варнава (Меркулов).

Преподобный Антоний (Медведев).

Грянул 1917 год. Началась конфискация монастырского имущества. Через год, в ноябре 1918 года, решением Совнаркома Троице-Сергиева Лавра была национализирована. В апреле 1919 года совершилось одно из самых кощунственных деяний богоборческих лет: вскрытие мощей преподобного Сергия. Новые власти тогда не послушали защищавших святыню от поругания верующих; единственная уступка, на которую пошли большевики, — не уничтожать мощи, а оставить в обители.

За день до святотатства вокруг лаврской колокольни плотным кольцом стояли красноармейцы: «строителей новой жизни» не отпускал страх, что колокола своим звоном соберут верующих. Несмотря на это 11 апреля округа огласилась колокольным набатом. Множество людей собралось к мощам святого.

В Лавре была создана трудовая артель, но 3 ноября 1919 года лаврских монахов неожиданно выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны. Закрытие Лавры произошло 7 мая 1920 года.

С 1919 по 1946 год в Лавре располагались музей, педагогический институт, клубы и тир, в некоторых зданиях жили люди. Последним из скитов в 1925 году закрыли Вифанский, где монахи обитали под видом сельскохозяйственной артели.

Возобновление Троице-Сергиевой Лавры (а вместе с ней и семинарии) произошло в 1946 году. После двадцатишестилетнего онемения в пасхальную ночь зазвонили колокола. Народ, заполнивший площадь под колокольней, стоял с зажженными свечами. Толпы людей соблюдали полную тишину. Крестный ход торжественно обошел собор, началась утреня и раздалось первое «Христос Воскресе!»

Сейчас Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший действующий мужской монастырь в России. Как и во времена преподобного Сергия, когда лаврские иноки уезжали основывать новые монастыри, нынешние монахи отправляются в возрождаемые обители, утверждая древние Сергиевы традиции.

За время Великой Отечественной войны отношение государства к Церкви заметно изменилось. Лавра стала первым монастырем России, ожившим после долгих лет летаргии. Начало возрождения духовной жизни обители произошло весной 1946 года. 20 апреля, вечером Великой субботы, над Загорском (как тогда звался Сергиев Посад ) разлился благовест колокола «Лебедь», молчавшего больше четверти века. Он возвестил о начале богослужения в Успенском соборе.

Спустя год в обитель пришли первые монахи, а в 1948 году заработали и Духовные академия и семинария — старейшие высшие духовные учебные заведения России. В настоящее время при семинарии действуют регентская и иконописная школы. Заочно при академии и семинарии получают образование клирики из разных епархий.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре трижды проходили поместные Соборы Русской Православной Церкви (в 1971, 1988 и 1990 годах). Здесь проводятся международные встречи, торжественно отмечаются главные православные праздники. Возрождаются и лаврские скиты. В 1990 году начались богослужения в Гефсиманском Черниговском скиту. а два года спустя — в Параклитовом и в Зосимовой пустыни.

В 1993 году архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры решением ЮНЕСКО включен в Список всемирного культурного наследия. А в 1999 году, в канун празднования 2000-летия христианства, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкой обители приступили к серьезным реставрационным работам. Летом 2001 года была полностью закончена реставрация колокольни.

В наши дни в обители насчитывается около трехсот монахов, особым почитанием пользуется духовник монастыря архимандрит Кирилл (Павлов). В стенах Лавры размещаются Московская духовная академия, семинария и музей. Лаврские иноки несут многочисленные послушания: занимаются издательской и миссионерской деятельностью, окормляют заключенных, исповедуют паломников, съезжающихся со всех концов страны. После капитальной реконструкции вновь открылась для поселения «Старая гостиница», предлагающая размещение в 1- и 2-местных номерах со всеми удобствами.

Свято-Троицкая Сергиевая Лавра. Чудотворный образ Черниговской Божией Матери.

Сооружения Троице-Сергиевой Лавры, возведенные в XV—XIX веках лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Пятницкая башня — первое, что видишь, приближаясь к Лавре обычным путем. Юго-восточная башня монастыря построена в 1640 году взамен предшественницы, разрушенной взрывом во время Троицкой осады. Одна из самых мощных, восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня имеет 77 бойниц и внушительные пропорции — 22 метра в высоту и 21 метр по диагонали. Название она получила по располагавшейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, появилась после пожара 1923 года.

У Святых врат братия обители встречает Святейшего Патриарха и других почетных гостей. Главный вход в монастырь расположен в восточной стене. Надвратная Красная башня, возведенная в середине XVI века, имеет 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, сооружена в 1856 году. Фигурный портал, дополненный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 году. Внутри Святые врата украшены фресками, иллюстрирующими Житие преподобного Сергия.

Над широким арочным проемом, в котором до перенесения монастырской стены в середине XVI века чуть далее на восток располагались Святые врата, — теперь высится надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Возведенная в 1692—1699 годах, она заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, церковь как бы «оформляет» главный вход в Лавру, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря. В Надвратном храме Рождества Иоанна Предтечи ежедневно, кроме понедельника, двунадесятых праздников и некоторых других дней, с 14.30 до 17.00 отец Герман совершает Чин изгнания злых духов (отчитку).

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой сооружена в 1686—1692 годах. Во многом она определяет динамику развертывания архитектурного ансамбля обители от Святых врат до Троицкого собора. Первоначальный иконостас не сохранился. Нынешний иконостас XVII века, перемещенный из разрушенного московского храма Никола Большой Крест, — замечательный памятник древнерусского резного искусства.

Своды трапезной палаты церкви преподобного Сергия.

Трапезная палата — одно из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, — предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. Относится к лучшим образцам московского барокко. В 1956 году в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В зимнее время Трапезный храм — главный храм монастырских богослужений. Божественные литургии совершаются здесь в 5.30 и в 9.30, а в 17.00 — всенощные бдения.

Михеевская церковь воздвигнута в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия. Располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Ее отличают сложная «голландская» кровля и миниатюрная главка с крестом. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX веку. Престол освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем чему был преподобный Михей. Миниатюрный резной иконостас XVIII века поступил в храм из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в храме и свершается Божественная литургия.

Храм во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов (Духовская церковь) замыкает юго-восточный угол соборной площади. Построен он псковскими мастерами в 1476 году на месте деревянной Троицкой церкви. Храм являет собой уникальный для московской архитектуры XV века пример церкви с подкупольной звонницей. Кстати, это самая древняя из сохранившихся церквей «под колоколы».

Иконостас — розового дерева; иконы для него выполнены в середине XIX века лаврскими иконописцами. У северной стены храма почивают святые мощи преподобного Максима Грека, а у южной — преподобного Антония Радонежского. В 7.30 по воскресным и праздничным дням в Духовской церкви совершается Божественная литургия.

Главный соборный храм и древнейшая постройка обители — Троицкий собор. Воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому. В соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители. Белокаменный собор — один из важнейших памятников раннемосковского зодчества. Древнейшая роспись внутренних стен до нас не дошла; сохранившаяся же (датируемая 1635 годом) лишь воспроизводит первоначальную. В иконостасе собора — иконы письма Андрея Рублевае. Даниила Черного, Симона Ушакова.

Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым. находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах (при Третьяковской галерее), а в иконостасе Троицкого собора мы видим его точную копию, выполненную художником-реставратором Н.А. Барановым. Ежедневные богослужения: 6.30 (кроме будних дней Великого поста) — Божественная литургия, с 5.30 до 20.30 — молебны с акафистом преподобному Сергию. Здесь братия обители принимает монашеский постриг.

У южной стены собора в 1548 году над местом погребения преподобного Никона возведена придельная Никоновская церковь. Почти сразу к приделу была пристроена так называемая Серапионова палатка, где почивают мощи святых, бывших в разное время настоятелями обители: святителя Серапиона, святителя Иоасафа и преподобного Дионисия. По преданию, на месте Серапионовой палатки находилась келья преподобного Сергия, нынешнии вид храм приобрел после реконструкции 1623 года, первоначальная роспись храма (1635) и первоначальный иконостас до нас не дошли.

Ныне храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX века в стилистике русской резьбы XVII века. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» — одно из лучших произведений монахини Иулиании (Соколовой; 1899 — 1981). Внутри церкви, в северо-западном ее углу, в деревянной резной раке покоятся святые мощи преподобного Никона. Богослужение в храме совершается в день памяти преподобного Никона — 17/30 ноября.

За Троицким собором, соединенное с ним крытой папертью, расположено двухэтажное здание ризницы (1782). Здесь хранятся и экспонируются произведения церковного искусства из собрания Троице-Сергиевой Лавры.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Сооружена (по проекту Д. В. Ухтомского) в 1746 году, освящена семью годами позже. Этот прекрасный образец елизаветинского барокко с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря. Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися сдвоенными белыми пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон вдоль его стен — лестницы-всходы. Первоначальный иконостас не сохранился. Нынешний резной иконостас — «родом» из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы. В нише на восточной стене — резная каменная икона, являющаяся копией главной святыни церкви — чудотворного образа Одигитрии. Богослужения совершаются в престольный праздник (28 июля/10 августа) и в воскресные и праздничные дни (начало в 8.20).

Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, находящаяся за Смоленской церковью, построена в 1635—1637 годах стараниями Александра Булатникова, назначенного троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Возможно, образцом для нее послужил ныне утраченный главный храм Соловецкого монастыря — Покровский собор. Стройные пропорции и выразительное убранство фасада (с использованием зеленых поливных изразцов) делают церковь одним из интереснейших памятников первой половины XVII века.

Колокольня (1741—1768; архитектор Д. В. Ухтомский) замыкает собой северную сторону соборной площади. Ее высота — 88 метров (на 6 метров выше колокольни Ивана Великого в Московском кремле). Отличается стройностью и изяществом, изысканностью убранства. На колокольне ранее размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 году, когда были разбиты 25 из них. По сведениям главного звонаря Лавры игумена Михея, в настоящее время звучание основных колоколов на колокольне следующее: «Лебедь» — «си-бемоль» малой октавы; «Первенец» — «до» — «фа» малой октавы; «Благовестник» — «ре» малой октавы; «Царь» — «до» первой октавы.

Комплекс из памятного обелиска, бассейна для освящения воды и Успенского кладезя служит украшением соборной площади. Обелиск установлен в 1792 году по распоряжению митрополита Платона (Левшина). Сужающийся кверху четырехгранник дополнен четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. На южной, западной и восточной сторонах обелиска размещены солнечные часы, а его вершина увенчана позолоченным шаром. Кладезь устроен в 1644 году, часовня над ним чуть моложе — конца XVII века.

Находящийся меж обелиском и кладезем бассейн, с сенью в виде изящного шатра с куполом и крестом, сооружен в 1872 году. Он представляет собой большую чашу на тумбе. Вода поступает через отверстия в перекладине водруженного в чаше позолоченного креста. Сень над чашей с крестом, появившаяся в 1873 году, — позднейшее архитектурное сооружение обители.

Самый величественный храм Троицкого монастыря — Успенский собор — ограничивает соборную площадь с востока. Его строительство велось в 1559—1585 годах по повелению Иоанна Грозного. Храм близок по архитектуре послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля. хотя и превосходит его по размерам. Фресковая живопись, выполненная в 1674 году артелью ярославских и троицких иконописцев мастера Дмитрия Григорьева, — под стать его величию. В огромном пятиярусном резном иконостасе имеются иконы письма Симона Ушакова.

Главная святыня собора — покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Аляски. В храме находится деревянный гроб преподобного Сергия, в котором святое тело его пребывало в земле в течение тридцати лет. В крипте под собором, в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, покоятся священноархимандриты Лавры, Патриархи Московские и всея Руси Алексий I и Пимен. а также святитель Макарий (Невский).

Неподалеку от входа в собор — усыпальница Годуновых.

В теплое время года Успенский собор становится главным храмом монастырских богослужений. В 17.00 — всенощные бдения. В 5.30 и 9.30 — Божественные литургии. В крипте собора в 9 и 12 часов совершаются водосвятные молебны и раздается освященное масло.

Успенские ворота были устроены позднее 1655 года в восточной монастырской стене чуть севернее Святых ворот как дополнительные, имевшие хозяйственное назначение. Небольшой портик перед ними построен в 1829 году. Поименованы от Успенского собора, напротив которого и расположены.

Любопытные сюжеты связаны с указом Петра I об изъятии колоколов и переливке их на пушки. Известно, что в 1700 году после неудачи русских под Нарвой Петр приказал лить орудия из тех колоколов, которые признаны будут лишними. В тексте начала XVIII века «Чудо с колоколами Троице-Сергиева монастыря» рассказывается о том, как колокола обители воспротивились уготованной им участи и вернулись на места, с которых были изъяты. Один из колоколов исчез и позже был найден в пруду, другой, который хотели разбить, не поддался и три дня безостановочно гудел, а два других, называемые в тексте «братевниками», долго не снимались с крючьев, а потом вдруг сами упали на землю. Подобные легенды, в которых колокола сами выбирают место, где им висеть, и сохраняют верность своей колокольне, известны и в европейском фольклоре.

Когда Троицкая обитель получила титул Лавры, повелением императрицы Елизаветы Петровны из государственных запасов было отпущено меди и олова для отлития большого благовестного колокола для новой лаврской колокольни. В результате отлили колокол, второй по размерам после знаменитого московского Царь-колокола (ни разу, кстати, не бившего), тоже получивший имя «Царь». Работали над ним мастер знаменитого рода М-ториных Михаил Иванович (вместе с отцом, Иваном Федоровичем, ливший и московского «Царя») и сподручные Моториных.

Весил новый «Царь» «всего» 66,5 тонн (московский — 200 тонн), но зато на втором ярусе лаврской колокольни он проблаговестил от декабря 1759 года до самого разорения монастыря большевиками. Слышно его было аж в Мытищах. А в 1930 году, когда по стране прокатилась эпидемия сбрасывания церковных колоколов, в Троицкой обители погибли двадцать пять колоколов — в том числе и «Царь». Лишь в 2004 году Лавра получила новый Царь-колокол, весом даже поболе утраченного — 72 тонны.

Рака с мощами преподобного Сергия.

Получив в 1432 году в Орде ярлык на великое княжение, князь Василий II приехал на богомолье «к Троице», тем самым положив начало традиции «государевых богомолий». С тех пор все до единого российские венценосцы молились у раки преподобного Сергия о благополучии порученного им Богом Отечества.

Преподобный Сергий Радонежский дожил до глубокой старости. За полгода до смерти, предвидя скорую кончину, святой игумен поручил обитель управлению своего ученика Никона, а сам предался совершенному безмолвию. В сентябре 1392 года он тяжко заболел, призвал братию и заповедал им любить друг друга нелицемерно, хранить единомыслие, чистоту душевную и телесную, учиться смирению. Перед самой кончиной, 25 сентября, преподобный причастился и предал свою душу Господу. Тотчас же келья наполнилась благоуханьем, а лик богоносного старца просиял дивным светом.

Осиротевшие ученики погребли праведника в Троицкой церкви. Игуменом обители стал преподобный Никон Радонежский — «совершенный ученик совершенного учителя». При нем монастырь, сожженный в Едигеево нашествие, буквально возродился из пепла. 25 сентября 1412 года, в день памяти преподобного Сергия, был освящен деревянный Троицкий собор.

Спустя десять лет, 5 июля 1422 года, при копании рвов под фундамент нового каменного собора были обретены святые мощи преподобного Сергия. Когда открыли гроб, вокруг распространилось благоухание и все увидели, что тление не коснулось не только тела, но и облачения преподобного. Святые мощи положили в раку и поставили в Троицком храме.

На месте погребения преподобного искусные зодчие выстроили прекрасный белокаменный Троицкий собор, для росписи которого из Спасо-Андроникова монастыря были вызваны Даниил Черный и Андрей Рублев. Рублев написал здесь свой знаменитый храмовый образ Святой Троицы — одну из самых почитаемых на Руси чудотворных икон.

После освящения нового Троицкого собора туда были перенесены святые мощи устроителя обители.

Слава Троице-Сергиева монастыря привлекала могущественных паломников и благотворителей. Не прошло и полувека после кончины Сергия, а обитель уже стала главной святыней Московского княжества.

Сергий Радонежский. Фрагмент покрова Святых мощей. 1420-е гг.

В 1737 году императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло более 25 пудов серебра.

Рака с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе.

У раки преподобного находились иконы его «моления», то есть келейные, — Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. Здесь же хранились принадлежавшие ему священническая риза, епитрахиль, поручи, деревянный посох, аналав от схимы, ножик с влагалищем и ложка.

Радонеж.

Радонеж — одно из памятных мест Подмосковья. Ныне село, когда-то это был городок с хорошо укрепленным кремлем, о котором ныне напоминают лишь земляные валы начала XV века.

Село Радонеж находится на 59-м км Ярославского шоссе на левом берегу речки Пажи. Места здесь красивейшие. И именно здесь зарождались первые подмосковные монастыри, от которых ведет свое начало северное пустынножительное иночество.

Название Радонеж происходит от славянского имени Радонег. Радонежское село входило в Ростово-Суздальское княжество, в великое княжество Владимирское, после Батыева нашествия здесь сидели ханские баскаки, ведавшие сбором дани и надзором за территориями.

При Иване Калите (1325—1340) Радонежская волость влилась в княжество Московское. Баскаков сменили княжеские наместники, в их обязанности кроме сбора налогов и судебных дел входило привлечение (путем предоставления различных льгот) людей в малонаселенную Московию. В числе привлеченных таким образом переселенцев оказались и родители преподобного Сергия.

Чуть позже Радонежская волость досталась двоюродному племяннику Калиты, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Владимир Андреевич, входя во владение, познакомился с радонежским игуменом и подпал под его влияние. Серпуховской удельный князь и вовлек преподобного Сергия в политическую жизнь северо-восточной Руси, взяв с собой на княжеский съезд, где старец крестил сына Дмитрия Донского, княжича Юрия. При сыне Владимира Серпуховского Андрее в Радонежском селе поставили кремль, и с тех пор село стало упоминаться в документах как городок.

Был Радонеж в своей истории и центром уезда, были здесь ярмарка, ямская станция с полусотней ямщиков. Радонежцы перегородили овраги, коих здесь много, и устроили пруды. Часть плотин сохранилась с тех времен. Во времена Смуты Радонеж был разорен поляками. Так и не возродившийся городок в 1616 году передали «в дом святые живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию в вотчину». И до секуляризации церковных земель в 1764 году, когда оно перешло в разряд казенных, село Городок (как стал зваться бывший город) оказалось в монастырском подчинении.

В 1989 г. селу возвращено древнее название. Теперь оно по праву носит имя Радонеж. А за год до этого невдалеке от Преображенской церкви в Радонеже был установлен памятный знак преподобному Сергию.

Летопись монастыря.

1337. Основание уединенной пустыньки Варфоломеем и Стефаном. Пострижение Варфоломея под именем Сергий.

1340. Двенадцать сопустынников поселяются подле Сергия. 1354. Посвящение Сергия во пресвитера и игумена.

1355. Устроение в монастыре общежития.

1408. Нашествие хана Едигея на Москву. Монастырь выжжен дотла, но отстраивается заново.

1422. Обретение нетленных мощей преподобного Сергия. Закладка первого каменного здания — Троицкого собора.

1585. Освящение Успенского собора.

1586. Посещение монастыря Антиохийским Патриархом Иоакимом, первым греческим иерархом, приехавшим на Русь.

1608-10. Троицкая осада.

1682. Стрелецкий бунт. Царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей прячутся в монастыре.

1689. Петр пережидает в Троицком монастыре еще одно выступление стрельцов, присягнувших Софье.

1744. Троице-Сергиеву монастырю официально присвоено звание Лавры.

1812. Лавра избегает опасности быть разграбленной французами, занявшими Москву.

1814. Открытие в Лавре Духовной академии.

1919. Вскрытие мощей преподобного Сергия. Выселение лаврских монахов в Гефсиманский скит.

1920. Постановление Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей в московский музей».

1946. Благовест колокола Лебедь над возрожденной обителью возвестил о начале богослужения в Успенском соборе.

С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 1, 2008».


Экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре

Преподобный Сергий Радонежский и созданная им обитель

Наша святая обитель основана преподобным Сергием Радонежским – одним из наиболее почитаемых русских святых.

Он родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши – игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства – преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. "Не может град укрытися верху горы стоя " (Мф. 5, 14),– говорит Господь. Человек, искренне убегающий земного почета и славы, приобрел смирение — основание христианских добродетелей. Такой человек может привести к Богу не только свою, но и другие души. Так было и с преподобным Сергием. По ближним и дальним весям и городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Вообще, смирение можно назвать добродетелью, определяющей святость преподобного Сергия. В жизнеописании Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым, много свидетельств, подтверждающих это. Например, такое: однажды, при жизни преподобного Сергия, в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Пришедший попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, заплатанной одежде, который обрабатывал грядки за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: "Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное последнего в монастыре человека. " Преподобный Сергий, услышав сетования пришельца, оставил свои труды, с любовью поприветствовал его и усадил с собою за трапезу. "Не скорби, брате, — утешил его Преподобный, — Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь". Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам угодника Божия, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. "Не скорби, чадо! – сказал ему смиренный игумен. – Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются".

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3–4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест – символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. "Прости, Владыко, – отвечал он, – я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете". Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия благословения и молитвы. "Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить". Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: " Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам " (Мф. 6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой наши благочестивые предки учились у ног великих русских святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года началась с того, что схимонах нашего монастыря Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединка.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам.

Преподобный и после своей блаженной кончины не оставлял своей обители. В 1408 году во время игуменства преподобного Никона Радонежского († 1426) все постройки нашего монастыря были сожжены при нашествии полчищ татарского хана Едигея, но, благодаря чудесному предупреждению преподобного Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться, сохранив от осквернения святыни и книги.

В 1422 году при строительстве первого каменного храма нашего монастыря, Троицкого, были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия. Недавно были опубликованы свидетельства о чудесах и исцелениях от мощей преподобного Сергия в наши дни.

Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон, также прославленный Церковью в лике преподобных. В историю нашей обители преподобный Никон вошел как ее строитель и благоукраситель, продолжатель дела своего духовного отца. Именно преподобному Никону довелось восстанавливать обитель после разорительного нашествия хана Едигея. При виде пепелища на месте родной обители преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения – близ преподобного Сергия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию – Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и был погребен близ раки преподобного Сергия.

Именно преподобным Никоном для росписи Троицкого собора были приглашены лучшие иконописцы – преподобные иноки Андрей Рублев († ок. 1427) и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем Рублевым была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы – величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

Православная икона – это окно в иной мир, и человек, благоговейно предстоящий перед ней, без многих слов и доказательств убеждается в бытии удивительного мира Божией святости и красоты. "Евангелие научает нас святой жизни, а икона эту жизнь показывает", – писал один из современных знатоков иконописи. Иконостас православного храма (кстати, до иконостаса Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов) зримо указывает на то, что в богослужении принимают участие члены не только земной, но и Небесной Церкви. Богоматерь, пророки, апостолы, мученики Христовы молятся с нами и о нас, и эта связь отдельных частей Единой Христовой Церкви жива и непрестанна. Ереси иконоборцев древних (VIII – IX вв.) и иконоборцев современных (многочисленные протестантские течения) не являются лишь "отвлеченным богословием". Иконоборцы всех времен разрушали и разрушают связь между земной и Небесной Церковью, и понятна ревность о Православии святых, знающих о торжествующей реальности этой связи.

Впоследствии, в связи с общим упадком духовной жизни, церковное искусство становилось все более и более земным, превращаясь, в лучшем случае, в благочестивую иллюстрацию сюжетов Священного Писания. Этот процесс очень хорошо заметен, например, при сравнении икон преподобного Андрея Рублева и религиозной живописи в некоторых других храмах нашей Лавры. Но Дух Святой дышит где хочет (Ин. 3, 8), и многочисленные иконы, написанные с отступлением от иконописных канонов, прославлены от Господа благодатью чудес и исцелений.

В Троицком соборе в наши дни совершаются монашеские постриги. Как во времена преподобного Сергия, так и сейчас всякий человек, приступающий работать Господу, дает Ему три обета – обет безбрачия, нестяжания и послушания. Постригаемый трижды подает игумену ножницы в знак того, что его никто не принуждает к выбору иноческого пути. После этого игумен трижды крестообразно постригает волосы на его главе. При постриге человеку дается новое имя, как символ того, что он родился для жизни новой, осмысленной святостью.

Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году. Святой учитель и его святой ученик вместе предстоят пред Господом в Его Небесном Царстве, а здесь, на земле, в нескольких шагах друг от друга покоятся их честные останки.

Зеленая пристройка к Никоновскому приделу носит название "Палатка трех мощей". В ней находятся мощи святителя Иоасафа, митрополита Московского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, и преподобного Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями нашего монастыря. Имя последнего святого напоминает нам о времени, получившем в русской истории название Смутного. Как тогда, в начале XVII века, так и сейчас, в начале XXI, внешние беды и нестроения были проявлением тяжких духовных недугов, которыми страдала Россия. В сентябре 1608 года наша обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев. Осажденных было всего 2000 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться. Лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16-месячная осада не принесла полякам успеха. Защитники обители неоднократно видели помогавшего им преподобного Сергия. В "Сказании об осаде" описываются удивительные случаи благодатной Божией помощи осажденным в это критическое для обители и всей Русской земли время.

После снятия осады в январе 1610 года настоятелем монастыря стал cвятой архимандрит Дионисий. Помощь раненым и уход за больными, питание алчущих и предоставление крова бездомным – вот основные занятия троицких иноков того времени. Когда московские купцы, корыстно используя время разрухи, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все запасы монастырской пшеницы, сбив цену и сохранив жизнь тысячам людей.

Прекращение cмуты в Московском государстве в начале XVII века тоже связано с именем преподобного Дионисия Радонежского. Ученик святого Патриарха Ермогена, преподобный Дионисий, так же горячо, как и он, любил Русскую землю и страдал вместе с ней. Вместе с келарем обители Авраамием Палицыным он посылал во все концы Отечества грамоты, призывавшие к борьбе с "ворами". В октябре 1611 года одна из таких грамот достигла Нижнего Новгорода, где незадолго до этого благочестивому горожанину Косме Минину Сухоруку трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы.

Вскоре стараниями Космы Минина и нижегородцев было собрано ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. В августе 1612 года нижегородское ополчение пошло на Москву и у стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен. Летопись говорит, что, когда ополченцы подходили к монастырю и выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак Божия неблаговоления к их походу. Но когда молебен был закончен, воинов, лошадей и пушки окропили святой водой, то противный ветер утих и неожиданно подул сильный ветер по направлению к Москве, как бы от самого гроба преподобного Сергия.

25 октября 1612 года преподобный Дионисий служил еще один – благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Московского Кремля.

Трудно переоценить значение Троице-Сергиева монастыря в судьбах России. Великий Игумен земли Русской преподобный Сергий никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. И сейчас как никогда мы должны особенно усердно прибегать к его помощи, потому что наша жизнь стала настолько страшна, что только Божие чудо сможет изменить ее к лучшему.

После окончания Смуты святому Дионисию было поручено исправление богослужебных книг. Это вызвало зависть его недоброжелателей. По их доносу святой был брошен в темницу. Ему было предписано ежедневно в присутствии толпы народа совершать тысячу земных поклонов. Не довольствуясь этим, Преподобный добавлял еще тысячу поклонов от себя. Он говорил жалевшим его, что происходящее с ним не беда, а лишь всеблагое проявление Промысла Божия, устрояющего спасение каждого человека. Это отношение святого страдальца к скорбным жизненным обстоятельствам может служить надежным ориентиром и для нас, зачастую "лучше Бога" знающих, что нам полезно, и малодушно убегающих скорби Креста Христова.


Источники: http://www.mochaloff.ru/sergiev_posad/, http://www.vidania.ru/booksergieva.html, http://stsl.ru:8080/excursions/guide/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
иконы троице сергиевой лавры