int(1100) история иконы тихвинской божьей матери | Тихвинская | Tsurganov.info




история иконы тихвинской божьей матери


История

<< «На второй версте Троицкой дороги». Редкий кадр Церковной горки и Тихвинского храма в Алексеевском.

Наш храм находится на древней Троицкой дороге, ведущей в Троице-Сергиеву Лавру — к мощам глубоко почитаемого русским народом преподобного Сергия Радонежского. Как правило, совершали это паломничество пешком.

Даже цари отказывались от удобств путешествия в карете. Дорога занимала обычно 3–4 дня. За это время можно было поговеть, подумать над своей жизнью, приготовиться к таинствам исповеди и причастия. Первая остановка по выходе из Москвы как раз и находилась на месте, где ныне расположен наш храм. Ранее оно называлось село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы.

Последний царь Московской Руси. Алексей Михайлович

Возникновение церкви Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII века. Село переходило к разным знатным владельцам, а в 1621 году было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за заслуги в спасении Отечества в годы «смуты». Его казаки оказали решающую помощь ополчению Минина и Пожарского — и Москва была освобождена от поляков. До 1655 года селом владела вдова Трубецкого, Анна Васильевна. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645–1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях.

Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых — в те времена здесь шумел густой лес. Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец.

Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645—1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях.

Дворец был сооружен раньше храма, с восточной его стороны, обращенной к Сокольникам.

А в 1646—1648 г.г последняя владелица села, Анна Васильевна, построила храм в честь Алексия, Человека Божия, — небесного покровителя царя. С 1647 года все село стало называться Алексеевским.

После ее кончины Алексеевское перешло во владение государя. После посещения святынь Троице-Cергиевой лавры, Алексей Михайлович и его сын Феодор в Алексеевском дворце готовились к торжественному въезду в Москву — она встречала царя колокольным звоном, приветливыми нарядными горожанами.

К сожалению, дворец просуществовал недолго. В 1803 году известный историк Н. М. Карамзин нашел дворец настолько ветхим, что туда небезопасно было входить. А уже в 1817 году дворца не существовало: вероятно, его разрушили и сожгли французы. С 1670 года село официально стало дворцовым.

В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось — работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью.

<< «Духовников А. Храм Тихвинской иконы Божьей матери в Алексеевском.

Тихвинский храм строился с 1673 года. 31 октября 1680 года года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.

Не один раз судьбы царствующей династии пересекались с судьбой храма. Так, во время Стрелецкого бунта Петр I по дороге из Троице-Сергиевой Лавры в Москву остановился в храме Тихвинской Божией Матери. Узнав об этом, на церковный двор явился большой отряд стрельцов. Петр вышел к ним и спросил, что они хотят. Стрельцы поставили перед собой плахи с топорами, встали перед царем на колени, склонили головы в знак раскаяния и прося милости. Петр простил всех, кто пришел в этот день на церковный двор.Участь остальных стрельцов была незавидна. Зачинщиков бунта и многих рядовых стрельцов казнили.

Основные вехи

К началу XIX века храм был уже не так красив, как раньше. Осенью 1812 года в Москве расположилась наполеоновская армия. В числе прочих святынь французы осквернили и Тихвинскую церковь, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную — в конюшню. В 1824 году, по распоряжению императора Александра I, на восстановление церкви казна отпустила 18 тысяч рублей. Лишь в 1836 году стены храма были впервые покрыты росписью — по мнению современных реставраторов, их автором был Д.Скотти.

В 1824 году разобрали Алексеевскую церковь, а ее кирпичи ушли на постройку колокольни перед храмом. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.

В конце 40-х годов XIX века было решено разобрать потолок трапезной, и она стала одноярусной. От верхнего этажа уцелели хоры, идущие вдоль южной, западной и северной стен. На хорах, огороженных точеными столбиками перил, сохранились старинные люстры.

В трапезной на средства купца Константинова в углах под хорами поставлены были придельные алтари преподобного Сергия и святителя Николая. Автором алтарей был известный русский архитектор М.Д. Быковский. освящение их состоялось 23 мая 1848 года.

<< «Фототипия 1888г.

В ноябре 1917 года в симметрии с Алексеевским приделом под северным концом хор создан придел мученика Трифона.

Несмотря на господствующее в стране безбожие и творящиеся репрессии, в советское время храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался.

1929–1938 гг. Дорога перебирается через мостик над речкой Копытовкой, и убегает вверх к Тихвинскому храму.

1963–1967 гг. Церковная горка

По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин именно отсюда взял чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, с которой, по его приказу, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Символично, что в это же время ставка нашей армии находилась в стенах Троице-Сергиевой лавры. Так, еще раз Тихвинский храм связал судьбу Москвы и Троице-Сергиевой лавры.

С 1982 года настоятелем храма являлся протоиерей Аркадий Тыщук. Храм имел замечательную традицию. Начиная с 1962 года 30 марта, если на этот день не выпадал каких-то поездок или неотложных дел, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II служил в храме литургию в память своего небесного покровителя, в честь которого получил имя при крещении — Алексия, Человека Божия. Для всего прихода и служителей храма это большая честь: прихожане и причт заранее готовились к такому радостному и торжественному событию. Часто, святейший Патриарх служил в храме и в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля.


Автор

Мартин-Фердинанд Квадаль. «Коронация Павла I и Марии Федоровны 5 апреля 1797 года» (1799 год). Саратовский государственный художественный музей

Многие композиционные особенности этой картины имеют своим источником другое произведение — работу М. Ф. Квадаля. посвященную коронации Павла I и написанную в 1799 году, — и есть все основания считать, что Василий Истомин был его учеником. В то же время в картине присутствуют признаки, характерные для провинциальной художественной школы.

Заказчиком картины был архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (в миру Князев), его фигура в митре заметно выделяется среди прочих священнослужителей.

С этим произведении, как и с некоторыми другими, связанными с личностью Павла, заложена драматическая история. Известно, что много лет спустя после убийства императора, в 1823 году монастырь посетил Александр I, и как свидетельствуют современники, плакал, глядя на картину, и благодарил архимандрита Герасима.


Тихвинская икона Божьей Матери: значение и история

В далеком 1383 году недалеко от городка Тихвин появилась Тихвинская икона Божьей Матери. Значение ее было очень важным, и именно для нее был возведен прекрасный храм и небольшой монастырь. Но обо всем по порядку.

История

Есть древнее предание, согласно которому, Тихвинская икона Божьей Матери, значение которой трудно переоценить, тесно связана с известным евангелистом Лукой. Образ был написан этим Святым Апостолом еще при земной жизни Богородицы.

Позднее Лука подарил икону Феофилу, который в те времена управлял Антиохией. Известно, что к образу Святой Апостол приложил текст Евангелия.

Спустя несколько лет, Тихвинская икона Божьей Матери, значение которой с течением времени нисколько не изменилось, оказалась в Константинополе. Здесь для нее построили великолепную Влахернскую церковь-реликварий, которая впоследствии стала настоящим хранилищем самых дорогих святынь Византии.

Дальнейшая судьба святыни

Далее, согласно преданию, в 1383 году икона эта оказалась на Тихвинской земле. По рассказам очевидцев, произошло это совершенно невероятным образом: по воздуху из Царьграда перенеслась она на святую Русь. В небе над Ладогой ее заметили местные рыбаки, которые, конечно же, были, мягко говоря, удивлены увиденным.

То, что это была именно византийская святыня, подтвердил Константинопольский патриарх. Такое чудо он объяснил так: «Безвозвратно отбыла она из Византии. За гордость, ненависть и неправды народа».

Как произошло чудо

Утром на берегу реки Тихвинки собралась толпа народа во главе с местными священниками. Стали все они усердно молиться, и вскоре сошла прямо в руки икона «Тихвинская Божья Матерь». Значение этого поистине чудесного случая было огромным. Ведь из самой Византии «приплыла» по воздуху эта святыня! В тот же день решили строить церковь. Определились с местом, срубили лес, начали возведение храма. А вечером уставшие люди стали расходиться по домам. Но икону просто так не бросили. Приставили к месту строительства и к иконе стражу.

Но сторожа уснули, а когда проснулись, то обнаружили, что ни начатого строительства, ни иконы нет. Собрались люди. Долго оплакивали они потерю, а потом решили отправиться на поиски святыни.

Каково было их удивление, когда они обнаружили, что все приготовленные бревна и инструменты ждали их на другом берегу, а во главе всего этого стояла Тихвинская икона Божьей Матери! Значение случившегося трудно было не понять – таким образом Богородица выбрала место для своего храма. Вскоре именно здесь красовалась прекрасная церковь Успения.

Позже деревянное строение заменили каменным и достроили рядом небольшой монастырь.

Похищение иконы

Во время Второй мировой войны немцы безжалостно разоряли села, деревни, города, храмы и монастыри. Не пощадили они и этой церкви. Из разоренного храма захватчики вывезли множество икон, в числе которых была и Тихвинская.

В 1944 году, когда гитлеровцы дошли до Риги, икона оказалась в одном местном храме. Немцы «выдавали» ее на время служб священникам, надеясь на то, что те начнут их поддерживать. Неизвестно, что стало бы с этой святыней, если бы фашисты при отступлении случайно ее не забыли.

Обратно в Россию

Назад в город Тихвин образ вернулся только 23 июня 2004 года. К этому времени разрушенный монастырь восстановили. 9 июля - именно в этот день много веков назад явилась святыня над Тихвином - прошла торжественная литургия во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

Считается, что Тихвинская икона Божьей Матери помогает в детских болезнях, при беспокойном сне и капризах. Кроме этого, в более старшем возрасте, когда ребенок идет в школу и заводит друзей, образ ограждает его от плохого выбора и помогает наладить отношения с родителями.


Тихвинская икона Божией Матери – один из символов России

Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета – внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».

В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.

Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».

Процесс становления общероссийского почитания иконы Тихвинской Богоматери шел несколькими путями: 1) появление многочисленных списков, в том числе уменьшенных, с чудотворной иконы, находящейся на Тихвине. 2) написание богородичных икон, «Тихвинских» по названию, но по облику отличающихся от прототипа. Например, икона из Тихвинской церкви г. Дмитрова - создана во втором десятилетии XVI в.; несмотря на надпись «Тихвинская», относится к другому варианту Одигитрии (этот путь будет недолгим – скоро иконография Тихвинской святыни будет известна любому иконописцу); 3) называние «Тихвинскими» икон, похожих по облику. Так в г. Мологе, в Афанасьевском женском монастыре была знаменитая икона Тихвинской Божией Матери, известная нам по летописям с 1370 года, то есть за 13 лет до того, как будущая Тихвинская покинула Византию.

Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.

Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».

Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.

Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».

«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.

Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.

Многим желанием и теплою верою влекомый лета 7055 (1547)-го года месяца января, в 1 день, приходит Царь к чудотворной иконе Пречистой Богородицы и на колено преклоняется, с умилением молитвы и обеты свои Богородице воздав, икону любезно целует. И увидел Царь такое Божественное дарование - икону Пречистой Богородицы, Божией благодатью неизреченные многие чудеса творящую, исцеления подающую, и премного благодарив, опять в царствующий славный град Москву возвратился».

В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г. на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.

Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».

С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.

История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»

Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».

Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.

«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.

Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.

Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит

Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.

Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».

В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.

«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».

Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.

Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…

В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».

Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.

О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»

Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).

Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».

Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.

Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е. удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.

…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».

Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.

Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».

Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.

В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.

«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».

Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг. по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин. Храм стоит около станции метро «ВДНХ». Его называют еще царским храмом. Первый храм на этом месте был освящен в честь Алексия человека Божия и принадлежал Трубецком. Но вскоре после постройки имение и церковь перешли в собственность государя. Храм был построен на дороге в Троице-Сергиеву Лавру, и царь часто останавливался там передохнуть на пути к преподобному Сергию Радонежскому. По воле царя на месте Алексеевского храма в 1682 году был заложен новый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В советское время Тихвинский храм никогда не закрывался. Тихвинская обитель была предметом особого внимания царствующих особ в России. Начиная с Петра I ее посещали и царствующие особы и многие члены императорского Дома, причем ознаменовывали свои посещения ценными вкладами и дарами. 3 февраля 1747 года обитель посетила императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Федоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной, которая оставила воспоминания об этой поездке. Павел I тоже был в Тихвине с супругой Марией Федоровной, наследником Цесаревичем Александром Павловичем и Великим Князем Александром Павловичем. Монастырю было пожаловано 1 500 рублей на братию и 30 000 на строительство монастырской стены.

Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. 16 июля 2004 г. Владимир Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, куда 9 июля после 60 лет странствий за рубежом вернулась чудотворная Тихвинская икона Богородицы, остающаяся палладиумом Российского государства.

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению

Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова


Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по церковному преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Апостол Лука передал икону вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим. В V веке супругой византийского императора Феодосия II Младшего (408-450) Евдокией икона перенесена в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. В период иконоборчества святая икона была сокрыта от еретиков в обители Пантократора, а затем возвращена во Влахернский храм. Икона эта издревле почиталась в Греции как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. Однажды святая икона чудесным образом покинула Влахернский храм и переместилась по морю в неизвестном направлении, но через некоторое время возвратилась на прежнее место.

В 1383 году при императоре Иоанне V Палеологе (1341-1391) святая икона вновь покинула Константинополь. В том же году она явилась в пределах Новгородской земли: ее увидели местные рыбаки в сиянии плывущей по водам Ладожского озера. Затем святая икона являлась в селе Вымоченице на реке Ояти (левый южный приток реки Свири), в местечке Кожела близ реки Паши (впадающей в Ладожское озеро), в нескольких других местах. Наконец, икона остановилась близ г. Тихвина на реке Тихвинке (приток р. Сясь, впадающей в Ладожское озеро). В местах, где являлась чудотворная икона, окрестные жители устраивали в честь Божией Матери храмы или часовни: в Вымоченице — сначала часовню, а затем — храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Место для пребывания святой иконы было выбрано Самой Божией Матерью. Когда жители Тихвина и окрестных сел увидели на воздухе икону, они стали усердно молиться Божией Матери. После усердных молитв икона опустилась на землю. На этом месте стали сооружать часовню. К вечеру были сооружены три венца часовни и заготовлен материал для дальнейшей работы. Однако ночью святая икона вместе со срубом и заготовленным лесом невидимой силой была перенесена на другой берег реки Тихвинки. Там и было закончено сооружение часовни.

О явлении чудотворной иконы было сообщено великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу Донскому (†1389) и архиепископу Новгородскому Алексию (1360-1388), который благословил построить на Тихвинке храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, передал для него антиминс и рукоположил нескольких пресвитеров и диаконов. Святая икона хранилась в храме на том же месте, как и во Влахернском храме: от западных дверей у правого столпа храма. Через семь лет Успенский храм сгорел, однако чудотворная икона невидимой силой была избавлена от огня. Храм был восстановлен, но через пять лет вновь сгорел, икона же была обретена невредимой. Вновь построенный храм простоял более ста лет. В царствование великого князя Московского Василия III (1505-1533) вместо деревянного храма был построен каменный.

При Иоанне Грозном (†1584) вокруг Успенского храма был устроен Тихвинский мужской общежительный монастырь. Привлеченные знамениями, совершавшимися от Тихвинской иконы, в монастырь собрались многие иноки. Тысячи паломников ежегодно посещали обитель. Особенно часто у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери исцелялись больные глазами и прозревали слепые. В 1613-1614 годах шведские войска, захватившие Новгород, неоднократно пытались разрушить Тихвинскую обитель. Однажды во время осады Божия Матерь явилась благочестивой женщине Марии, получившей перед Тихвинской иконой исцеление от слепоты, и повелела обнести Свою икону с крестным ходом по стенам монастыря. Когда повеление Царицы Небесной было исполнено, на осаждавших напал «беспричинный» страх, они пришли в смятение и бежали от обители. В другой раз во время осады монастыря шведы увидели несметные полки русских, шедшие на них из обители. Так было неоднократно, об этом рассказывали пленные шведы.

История свидетельствует о том, что после чудесной победы над шведами в монастырь прибыло русское посольство. Получив точный список с чудотворной Тихвинской иконы, послы направились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен договор о мире со шведами, известный в отечественной истории под названием Столбовского. Главной порукой мира с русской стороны был список с чтимой иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву, в Успенский собор в Кремле, а затем, по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород, в Софийский собор.

Чтимые списки Тихвинской иконы Божией Матери, ознаменованные многочисленными благодатными проявлениями, получили особое распространение в Русской Церкви. В XIX веке совершались многочисленные крестные ходы по окрестностям монастыря с Тихвинской иконой, называемой «Выносной». К числу чтимых икон Божией Матери принадлежит «Тихвинская-Ополченная». В 1812 году, во время Отечественной войны, было сформировано народное ополчение, в котором находилась Тихвинская икона, взятая из Тихвинского монастыря и названная «Ополченной». После успешного окончания военных действий в память о победе воины вместе с иконой передали обители пожертвования. На иконе они сделали надпись: «Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества». Патриотический призыв тихвинцев был поддержан. Во время Крымской войны 1855-1856 годов эта святая икона вновь сопровождала тихвинскую дружину в походах, а по окончании их была возвращена в обитель. Чудотворные списки с Тихвинской иконы были и в других городах России: Петербурге, Новгороде, Переславле Залесском, Цивильске, Казанской губернии и других.

В 1983 году Русская Православная Церковь отметила 600-летие явления Тихвинской иконы Божией Матери. Во время Великой Отечественной Войны Тихвинская икона была вывезена из России в Соединенные Штаты Америки, а 9 июля 2004 года, через 60 лет после этого, икона была возвращена в Тихвинский монастырь. Смотреть другие православные праздники


Источники: http://tihvinskiy.ru/istoriya/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8, http://fb.ru/article/128960/tihvinskaya-ikona-bojey-materi-znachenie-i-istoriya, http://www.tihvinskii-monastyr.ru/holy/history, http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/0/0/2063/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
история иконы тихвинской божьей матери