int(830) образ тихвинской иконы божий матери | Тихвинская | Tsurganov.info






образ тихвинской иконы божий матери


Божией Матери "Тихвинская"

Тихвинская икона Богоматери - в своем первообразе находилась в Тихвинском (у уездного города Тихвина, Новгородской губернии) монастыре.

Событие явления иконы произошло в 1383 году, в княжение великого князя Дмитрия Донского.

Каково происхождение этой древней иконы? Предание говорит, что раньше икона находилась в Царьграде, куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества она была скрыта в обители Пантократора (Вседержителя), а при победе православия водворена вновь во Влахернском храме. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1388 году в Новгородскую область.


Вскоре по явлении иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: "Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась?"

Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона. Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградскал икона.

Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Царьграда и являлась опять. "Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила", - заключил Патриарх свой рассказ. Он показал в храме место и киот, где она стояла. Потом Тихвинскую поставили, как стояла она в Царьграде - у первого столба, справа от входа.

Как-то на Ладожском озере рыбаки закидывали сети. Вдруг заблистал пред ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели, то увидели, что в воздухе над водою движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора.

Рыбаки видели, куда прошла икона. Она явилась в 30 верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и было много исцелений. Вскоре икона невидимо отошла из этого места. Ее видели в двух местах, стоявшею среди блистающих лучей в воздухе.

Жители той местности собрались к иконе и, пораженные чудом, всем сердцем молились Царице Небесной. Тогда икона спустилась на землю, и много больных получили от нее исцеление. Для иконы устроили часовню, а потом и храм, но она и здесь пробыла недолго: явилась она в 19 верстах от того места и остановилась в 20 верстах от Тихвина. Построили и там часовню, а затем храм. Но и оттуда икона вскоре перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как легкое облако. К месту нового явления ее собрались толпы народа: из соседних сел пришли священники с крестами, и все взывали к Богородице.

Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тогда же, немедля, приступили к устройству на этой лесистой местности храма.

Срубили леса, и в тот же еще день сделали уж три венца. На ночь к этому месту приставили стражу, а народ разошелся по своим дворам. Стража крепилась всю ночь и не засыпала, но к утру забылась. Когда же она пришла в себя, то ни иконы, ни начатого с тремя венцами сруба не оказалось.

Когда народ собрался, он в глубокой горести стал оплакивать потерю святыни и затем, разойдясь в разные стороны, стал искать повсюду икону. Во время этих поисков икона была найдена к востоку, за рекой Тихвинкой, за две версты от той горы, где явилась икона, в болотистом месте. Когда туда пришли, то увидели, что все это место сияет светом; и стоит там икона, а около начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки - все в таком порядке, точно кто передвинул сюда с горы целую площадку. Икона стояла на восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом. В радости народ окружил святыню.

На этом месте, окончательно избранном Пресвятою Богородицею для пребывания Ее иконы, был поставлен деревянный храм, сгоравший три раза, причем сама икона оставалась невредимою.

Затем, по повелению великого князя Василия Иоанновича (1505 - 1533), приступили к построению каменной церкви. В ней, когда она была почти совсем готова, обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но через три дня. когда упавшие камни были разобраны, среди обломков все двадцать человек оказались живыми.

Повелением Иоанна Грозного, посетившего Тихвин для поклонения икон, был при храме, где пребывала икона, устроен мужской общежительный монастырь.

Икона прославлена была великими чудесами - прозрением слепых, исцелением бесноватых. Чудеса, проявлявшиеся над людьми, получившими от нее помощь вдали, не приходя к ней, широко прославили ее по православной Руси.

К памятным знамениям от этой иконы относится оборона Тихвинской обители от шведов. Это случилось в трудное время великой по всей Руси смуты - в 1613 году. Шведы, уже заняв раз Тихвинский монастырь, были, однако, вытеснены оттуда.

В ярости на то, что монастырь одолел постоянное, обученное войско, шведский генерал, главнокомандующий Делагарди, решив жестоко отомстить, привел к Тихвину свои полки и приказал сравнять обитель с землей. Окрестные жители, возложив единственную надежду на заступничество Богоматери, сбежались в монастырь и заперлись там с монахами и ратниками.

Когда войска шведские окружили обитель, монахи с ратниками бились на стенах, а старые иноки молились с народом в храме пред чудотворной иконой. В это время одной благочестивой женщине Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Владычица со словами: "Объяви всем находящимся в обители, чтоб взяли Мою икону и обошли по стенам вокруг, и узрят милость Божию". Когда распространилась весть об этом явлении, бодрость сошла на защитников обители. Икону с пением молебна обнесли по стенам. Внезапно на шведов напал страх, и они бежали от обители.

Этот позор привел их в еще большее раздражение. Еще большую силу привели они под монастырь.

А в обители одна была помощь, одна надежда - Владычица. И какие горячие молитвы неслись к Ней!

Богоматерь с Варлаамом Хутынским и Зосимой Соловецким явилась в ночном видении находившемуся в то время в Тихвине послушнику Соловецкого монастыря Мартиниану и сказала: "Близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, ныне же осквернися святое сие Мое место". Мартиниан рассказал о бывшем ему явлении, и немедленно были устранены удалением дурных женщин те грехи, которые оскорбляли Богоматерь.

В это время шведы вели тайный подкоп под святые ворота. Из монастыря сделали вылазку, и от захваченных пленных узнали о подкопе. Новый приступ неприятеля был отбит. Вскоре Мартиниану снова явилась Богоматерь с теми же двумя святыми и еще Николаем Чудотворцем. Святитель Николай сказал: "Скажи воеводам и всем людям: Пречистая Богоматерь, общая Молебница о роде христианском, умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу".

Два дня подряд из монастыря были сделаны очень удачные вылазки. Взятые в плен шведы рассказывали, что они видели, как в обитель вошло множество нового войска, и это смутило осаждающих.

Шведы с позором ушли. Через год был прислан к Тихвину новый шведский отряд. Ему было приказано разорить обитель, раскидать по камню храм Богоматери и рассечь икону.

В монастыре узнали об этом перед самым приходом неприятеля. Маловерные забыли, что Делагарди не мог иметь успеха уже потому, что как бы вызвал на бой силу самой Царицы Небесной, и на Ее храме и священном лике думал торжествовать свою безумную месть. Было решено взять икону и бежать с нею в Москву, где все было спокойно и царствовал Михаил Феодорович. Но икону не могли вынести из монастыря, и поняли тогда, что Владычица сильна защитить икону. Стали ждать неприятеля.

Высланные лазутчики увидали многочисленное шведское воинство за двадцать верст от стен и в страхе вернулись Малая горсть защитников, в молитве черпая силу духа, решилась умереть на стенах, но не допустить до храма Богоматери ни одного врага иначе, как через трупы всех до последнего. Но не жертвы ждала Пречистая, а веры и надежды на Нее. Она и не допустила врага до Своей обители. В расстоянии полдня ходьбы от обители, за рекой Сясью, шведы были поражены новым чудом: им показалось, что многочисленное, сильно вооруженное войско со всех сторон спешило окружить их. Видя, что они не могут бороться с этой наступавшей на них силой, шведы бросились бежать, давя друг друга. В монастыре тщетно ожидали врага. Когда окрестные жители принесли, наконец, весть о бегстве, никто не мог поверить, и своими глазами на месте они только удостоверились в случившемся. Окрестность была усыпана покинутым оружием. Помятый кустарник, поломанный молодой лес и на большом пространстве раскинутые трупы неприятелей говорили об ужасе и стремительности этого непонятного бегства. Это было последнею попыткою шведов бороться с силою Владычицы мира.

Вскоре начались переговоры о мире.

Вот славная, но не единственная в русской истории эпопея защиты Богоматерью Своей обители от врагов.

Какие чувства наводит память об этом событии! Здесь воочию то, во что мы верим, не видев, здесь как бы нисходит на землю Пречистая, выражая Свое присутствие еще сильнее, чем видимым образом - полными силы делами.

Через год в Тихвин прибыли из Москвы царские послы для переговоров со шведами о мире. Они взяли с собой из Тихвина список с чудотворной иконы Богоматери и отправились с нею в деревню Столбово, расположенную в 50 верстах от Тихвина. Сюда приехали и шведские уполномоченные. 10 февраля 1617 года в Столбове был заключен мир России и Швеции. Со стороны русских главной порукою мира был принесенный ими из Тихвина список с чудотворной иконы. Впоследствии он был перенесен в Москву, в Успенский собор. Новгородцы, участвовавшие в борьбе со шведами, выпросили его себе, и икона была отправлена в Новгород в Софийский собор.

Почитание Тихвинской иконы в России чрезвычайно распространено. Множество богомольцев стекались на поклонение ей. 24 раза в год в обители совершались крестные ходы с иконою.

На поклонение святой иконе издревле притекали со всех сторон богомольцы и приносили вклады, и знатные, и простые. Императрица Анна Иоанновна пожаловала для украшения иконы изумруд, замечательный по своей величине и резьбе, с подписью: «Владычице, приими молитвы раб твоих». Для поклонения чудотворной иконе Тихвинский монастырь посетили: в 1747 году императрица Елизавета Петровна; в 1798 г. император Павел Петрович, который сам перенес икону на настоящее место из Рождественского собора, и в 1809 году - великая княгиня Екатерина Павловна с супругом своим и приложила к иконе превосходный бразильский топаз и дорогие бриллианты; ею же привезены от императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 каратов. Все украшения на золотой, драгоценной ризе полагаются более чем на 60 000 рублей серебром. Пред иконою висит драгоценное приношение графа Шереметева в 1803 году - золотая лампада ценою около 12 000 рублей серебром.

Из списков с чудотворной Тихвинской иконы прославились следующие: в Ново-Тихвинском женском монастыре; в Московском Успенском соборе; в Алексеевском монастыре; в Тверском женском монастыре; в Осташковском женском монастыре; в Переяславском Даниилове монастыре; в Новгороде на Красном Поле с 1643 года; в г. Цивильске, в соборном храме.

Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров; лик томный, почти черный. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенною теплотою, ощутительной для губ при прикладывании. По России распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза, и многие из этих списков прославлены чудесами.

Сейчас эта чудотворная икона находится в США, в городе Чикаго, куда была переправлена в годы Великой Отечественной войны.

Празднование иконе совершается 9 июля.

По материалам книг:
С. Снессоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


Тихвинская икона

Тихвинская икона Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери. Галерея икон.

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь .

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

День празднования: 9 июля (26 июня по старому стилю).

Еще об Тихвинской иконе

Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского. при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).

По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую. от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Празднование — 26 июня (9 июля).


Тихвинская икона Божьей Матери: значение и история

В далеком 1383 году недалеко от городка Тихвин появилась Тихвинская икона Божьей Матери. Значение ее было очень важным, и именно для нее был возведен прекрасный храм и небольшой монастырь. Но обо всем по порядку.

История

Есть древнее предание, согласно которому, Тихвинская икона Божьей Матери, значение которой трудно переоценить, тесно связана с известным евангелистом Лукой. Образ был написан этим Святым Апостолом еще при земной жизни Богородицы.

Позднее Лука подарил икону Феофилу, который в те времена управлял Антиохией. Известно, что к образу Святой Апостол приложил текст Евангелия.

Спустя несколько лет, Тихвинская икона Божьей Матери, значение которой с течением времени нисколько не изменилось, оказалась в Константинополе. Здесь для нее построили великолепную Влахернскую церковь-реликварий, которая впоследствии стала настоящим хранилищем самых дорогих святынь Византии.

Дальнейшая судьба святыни

Далее, согласно преданию, в 1383 году икона эта оказалась на Тихвинской земле. По рассказам очевидцев, произошло это совершенно невероятным образом: по воздуху из Царьграда перенеслась она на святую Русь. В небе над Ладогой ее заметили местные рыбаки, которые, конечно же, были, мягко говоря, удивлены увиденным.

То, что это была именно византийская святыня, подтвердил Константинопольский патриарх. Такое чудо он объяснил так: «Безвозвратно отбыла она из Византии. За гордость, ненависть и неправды народа».

Как произошло чудо

Утром на берегу реки Тихвинки собралась толпа народа во главе с местными священниками. Стали все они усердно молиться, и вскоре сошла прямо в руки икона «Тихвинская Божья Матерь». Значение этого поистине чудесного случая было огромным. Ведь из самой Византии «приплыла» по воздуху эта святыня! В тот же день решили строить церковь. Определились с местом, срубили лес, начали возведение храма. А вечером уставшие люди стали расходиться по домам. Но икону просто так не бросили. Приставили к месту строительства и к иконе стражу.

Но сторожа уснули, а когда проснулись, то обнаружили, что ни начатого строительства, ни иконы нет. Собрались люди. Долго оплакивали они потерю, а потом решили отправиться на поиски святыни.

Каково было их удивление, когда они обнаружили, что все приготовленные бревна и инструменты ждали их на другом берегу, а во главе всего этого стояла Тихвинская икона Божьей Матери! Значение случившегося трудно было не понять – таким образом Богородица выбрала место для своего храма. Вскоре именно здесь красовалась прекрасная церковь Успения.

Позже деревянное строение заменили каменным и достроили рядом небольшой монастырь.

Похищение иконы

Во время Второй мировой войны немцы безжалостно разоряли села, деревни, города, храмы и монастыри. Не пощадили они и этой церкви. Из разоренного храма захватчики вывезли множество икон, в числе которых была и Тихвинская.

В 1944 году, когда гитлеровцы дошли до Риги, икона оказалась в одном местном храме. Немцы «выдавали» ее на время служб священникам, надеясь на то, что те начнут их поддерживать. Неизвестно, что стало бы с этой святыней, если бы фашисты при отступлении случайно ее не забыли.

Обратно в Россию

Назад в город Тихвин образ вернулся только 23 июня 2004 года. К этому времени разрушенный монастырь восстановили. 9 июля - именно в этот день много веков назад явилась святыня над Тихвином - прошла торжественная литургия во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

Считается, что Тихвинская икона Божьей Матери помогает в детских болезнях, при беспокойном сне и капризах. Кроме этого, в более старшем возрасте, когда ребенок идет в школу и заводит друзей, образ ограждает его от плохого выбора и помогает наладить отношения с родителями.


Тихвинская икона Божией Матери

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы. упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х. когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Влахернская икона Божией Матери

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Пропись Тихвинской иконы Божией Матери

Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 - 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Тропарь, глас 4-й

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й


Источники: http://www.belmagi.ru/icon/tihvin.htm, http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=7&sid=341, http://www.vidania.ru/icony/icon_tihvinskaya.html, http://fb.ru/article/128960/tihvinskaya-ikona-bojey-materi-znachenie-i-istoriya, http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1132025NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
образ тихвинской иконы божий матери