int(817) тихвинский монастырь икона | Тихвинская | Tsurganov.info






тихвинский монастырь икона


ГОМЕЛЬСКИЙ ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

История монастыря восходит к 1899 году, когда он из единоверческого мужского был обращен в православный женский. Монастырь располагался в деревне Чонки. находившейся в 12 верстах от Гомеля, на левом берегу Сожа.

В начале XX века прихожанкой Чонкского монастыря была ныне прославленная в лике святых прп. Манефа Гомельская. До Первой Мировой войны в этой обители подвизалось 80 сестер во главе с игуменьей Валерией. Монастырь жил по строгому Саровскому уставу.

В 1929 году Чонко-Макарьевский монастырь был закрыт, чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери был утрачен.

Монашеская жизнь возродилась лишь в 1943 году трудами прмч. Серафима (Шахмута). В эти годы в обители под началом игуменьи Поликсении подвизалось 30 сестер.

В послевоенное время обитель снова закрыли. Монастырский храм был разрушен, а все имущество разграблено. В настоящее время в уцелевших стенах бывшего монастыря располагается санаторный комплекс.

Возрождение обители

В 1992 году по инициативе архимандрита Антония (Кузнецова) и оставшихся в живых сестер Чонкинской обители организовывается женская монашеская община. Решением Синода Белорусского экзархата Московского Патриархата от 01 апреля 1993 года (журнал N 34) община получила статус женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери с назначением настоятельницы монахини Неонилы (Ярешко) и возведением ее в сан игуменьи.


Свято-Тихвинский женский монастырь возобновлен 9 июля 1992 года при кафедральном соборе св. апп. Петра и Павла. Первоначально обитель размещалась в здании Гомельского епархиального управления, затем переехала в собственное здание. В сентябре 2004 году сестрам был передан бывший гомельский Дом милосердия с домовым храмом в честь блаженной Матроны Московской .

В ведении монастыря находится источник в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Гомеле, на котором в праздники Богоявления, Казанской иконы Божией Матери и в четверг Светлой седмицы совершается водоосвящение.

Монахини трудятся в Епархиальном управлении, преподают в воскресной школе, работают с заключенными женской исправительно-трудовой колонии и наркозависимыми, посещают детские дома, а также больницу в селе Дятловичах. В обители есть пошивочная мастерская.


История

Тихвинская икона Божией Матери при снятом окладе

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери », наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв. её появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима». (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки .

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере. в погостах Смолково на реке Ояти. в Вымоченицах. затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией. из Влахернского храма в Константинополе. откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки. за 70 лет до падения Восточной Римской империи. либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа. сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы в Тихвине (Новгородская епархия).

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками 25 годами ранее явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом .

Икона как бы подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становилась ярким символом Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

В 1507 —1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории.

В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III. а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн Васильевич Грозный. который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г. О. Чириковым. [1] Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича. страх перед прикосновением к письму иконы (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

Список XIX века

До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу. Либаву. Яблонец-над-Нисоу. американскую зону оккупации Германии .

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго. где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс). а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс). всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

Предварительно церковью была организована круглосуточная экспозиция иконы в храмах по пути следования иконы, включая Троицкий собор Александро-Невской лавры в г. Санкт-Петербург .

Иконография

Относится к иконографическому типу икон Богородицы. носящему название Одигитрия. характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток. правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери. главное отличие в наклоне головы.

Чудотворения и происшествия

Предание говорит о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г. возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским. Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. «Скажи воеводам и всем людям» , — сказал Чудотворец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу» [2]. Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Список чудотворной иконы Тихвинской иконы Божией Матери был привезен в г. Каракол в 1897 году. преосвященным Аркадием епископом Туркестанским. Сей список он получил от Афонского монастыря в дар. Первоначально икона находилась в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль (Светлый мыс — сегодня), но после разграбления и разрушения монастыря икона была перенесена в Свято-Троицкий храм Каракола, где и прибывает доныне. Местно чтится как чудотворная. На самой иконе имеются следы от выстрелов. (В икону в упор стреляли, но пули отскакивали от доски, оставив только следы). В 2012 году со дня перенесения на Кыргызскую землю чудотворного списка Тихвинской иконы исполнилось 115 лет.

Православный историк Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия » [3] сообщает о легенде, согласно которой в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин […] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин» .

Почитание

Список иконы, хранившийся до 1941 в Тихвине. был и остается важнейшей святыней Новгородской земли и всего Русского государства.


Тихвинская икона

Тихвинская икона Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери. Галерея икон.

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь .

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

День празднования: 9 июля (26 июня по старому стилю).

Еще об Тихвинской иконе

Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского. при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).

По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую. от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Празднование — 26 июня (9 июля).


Пожертвования

Братья и сестры, друзья!

Тихвинский монастырь – официальный сайт которого Вы посетили – древняя и знаменитая обитель России. На страницах сайта Вы узнаете об одной из самых почитаемых Святых икон – Чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, благодаря которой, в 1560 году, и возник Тихвинский мужской монастырь.

Нынешнее время – особенное для нашей недавно восстановленной обители. Тихвинский монастырь, благодаря находящейся в нём возвращённой в 2004 году из США Святыне, известен во многих частях света – и в далёкой Америке, и в Европе и в России. Братия, прихожане, паломники посещающие Тихвин, благотворители и все наши друзья долго готовились к возвращению на Родину, в Тихвин, в Тихвинский монастырь величайшей Святыни православного мира Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

Чудесно пришедший на Русь в XIV в. образ Богородицы Одигитрии, по месту своего явления получивший наименование "Тихвинский", связывает всемирную христианскую историю с историей нашей страны. В XVII веке, когда Московское государство раздирали междуусобицы, шла война с Польшей и Швецией, Тихвинский монастырь остался верен Москве, и на его землях был заключен Столбовской мир. Это упрочило положение, которое занимал в то время Тихвинский монастырь и находящяяся в нём Чудотворная Тихвинская икона, как места, особо почитаемого царствующими особами. В XVIII и XIX вв. на поклонение святыне в Тихвинский монастырь приезжали российские самодержцы и члены их семей. Здесь бывали: Император Пётр I, Императрица Елизавета Петровна вместе с Великим Князем Петром Фёдоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной (впоследствии ставшей Российской Императрицей Екатериной II), Император Павел I с Императрицей Марией Фёдоровной и Великими Князьями Александром (впоследствии ставшим Императором Российским Александром I) и Константином, Великая Княгиня Екатерина Павловна, Великий Князь Михаил Павлович, Великие Князья Николай и Михаил Николаевичи и Император Александр II.

Но в годы военного лихолетья ХХ века, в годы запустения на святом месте и, должно быть, в наших душах образ Путеводительницы и Заступницы православных христиан покинул Россию на 60 лет. Теперь Матерь Божия, в образе всепочитаемой Тихвинской иконы, вернулась в Россию, в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. По случаю Её чудесного возвращения Тихвинский монастырь 16 июля 2004 года посетил Президент России Владимир Владимирович Путин, впервые возобновив тем самым историческую традицию Высочайшего покровительства.

От лица братии, населяющей Тихвинский мужской монастырь, благодарю всех наших прихожан, благочестивых паломников и жертвователей за оказываемое содействие в восстановлении монастыря. Прошу Ваших, братья и сестры, молитв, чтобы Господь даровал нам силы для дальнейшего возрождения и обустройства обители. Мы верим в то, что по Вашим святым молитвам наша обитель, Дом Пресвятой Богородицы – Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, восстав из руин, вновь засияет драгоценной жемчужиной в ожерелье Святых обителей северной Фиваиды.

Игумен Тихвинского Богородичного

Успенского мужского монастыря,


Святыни

Возникновение и дальнейшая судьба Тихвинского женского монастыря являют собой живой пример дивного Промысла Божьего. На создание обители была воля Пресвятой Богородицы, которая открылась следующим образом.

В 1862 году монахиня Браиловского монастыря Феонилла (Ефремова) направлялась в одесский монастырь, намереваясь остаться в нем, так как родом она была из тех мест. Путь лежал через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы.

По неизвестным причинам монахиня Феонилла действительно в одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, она взяла с собой семилетнюю племянницу-сироту Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь, в Браилов. Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонилла вынуждена была остановиться на полпути к Браилову, в городе Екатеринославе.

Монашеская жизнь Феониллы привлекла внимание екатеринославских купцов, и у них возникло желание создать в городе девичий монастырь. Узнав об этом, монахиня вспомнила слова старца, поняла их смысл и обратилась к правящему архиерею, епископу Платону (Троепольскому) за благословением на открытие монастыря. Преосвященный Платон ходатайствовал перед Священным Синодом, и вскоре было получено разрешение на открытие в Екатеринославе девичьего монастыря. Таким образом, основание обители в виде общины относится к 1867 году, а в 1877 году община была переименована в монастырь.

Большую помощь при открытии монастыря оказал монах архирейского дома Трифон (Новгородский). Он вызвал из Золотоноши монахиню Мелетию, председательницу общины, и отдал ей доставшиеся ему после смерти родителей деньги для устройства монастыря.

Много жертвовали на монастырь купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие. Из кирпича, который производился на заводе купца Сергея Рыбакова были построены собор, зимняя церковь и все здания монастыря.

После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители.

Позднее возник вопрос: во имя кого будет построен монастырь? Одни предлагали — в честь Вознесения Господня, так как основание будущей обители произошло 6 мая 1866 года, в праздник Вознесения. Другие — в честь Казанской иконы Божией Матери, которая был почитаема в Троицкой церкви (ныне кафедральный собор). Третьи — во имя святых, в честь которых они были названы, но, поскольку купцов было много, опять получилось разногласие. Тогда обратились к епископу Платону. Епископ пригласил монахиню Феониллу. Она передала предсказание старца, что поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Осталось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил совершить трехдневный пост с молитвой, а затем молебен Царице Небесной и написать записку, в которой было бы указано во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю.

К концу трехдневного поста Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней — образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители».

Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и попросил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что сей образ Владычицы пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонилла.

Каково же было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред св. образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница».

Услышали посланные и рассказ о чудесном пребывании св. образа в обители. Образ сей был написан в Царьграде святым апостолом Лукой, но за прегрешения жителей города трижды скрывался и появлялся. Последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим Ангелами на воздусе над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись, все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам, Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином св. образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления св. икона стала называться Тихвинской. Она является главной святыней обители и всего города.

При нашествии татар в 1533-1534 годах образ Божией Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, перед которым была зажжена лампада. Но в монастырском храме был оставлен его список, написанный на деревянной доске. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но список образа Богородицы один остался несгоревшим, а только почернел. Этот список и был передан обители города Екатеринослава в благословение.

Икону с пением акафиста иноки внесли на пароход, затеплили пред ней лампады, и под колокольный звон пароход направился по рекам Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На сретение св. образа вышли преосвященный Платон с духовенством и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе все чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице». Архиерей снял с парохода образ Божией Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста по чину, совершаемому каждую субботу.

Крестным ходом образ, под пение тропаря «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…», был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Икону, временно, до окончания строительства зимнего храма, поставили в Троицкой церкви у первой правой колонны. В 1867 году, к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины, образ был торжественно перенесен в храм обители и водворен за правым клиросом. Здесь он находился до окончания строительства собора, а в 1874 году перенесен в собор и также поставлен за правым клиросом. Св. образ Владычицы прославился многими чудесами.

По благословению Святейшего Синода преосвященным епископом Платоном из Золотоношского монастыря были вызваны монахини Олимпиада (Милютина), Людмила (Архангельская), Анисия (Куликова), Анфия (Пойда) и другие. Монахиня Феонилла была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе собора.

В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились о монастыре такие сведения: « Екатеринославский Тихвинский общежительный монастырь основан в 1867 году, первоначально был общиною, а в 70-х годах переименован в общежительный.

Храмы монастыря:

1. В Варваринской церкви два престола: 1-й — в честь святой великомученицы Варвары, 2-й — в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

2. В Тихвинской церкви три престола: 1-й — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 2-й — в память Вознесения Господня, 3-й (с левой стороны) — в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви каменные, с такими же колокольнями.

Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек.

Помещение для сестер монастыря имеется, а также все необходимые хозяйственные постройки.

Угодья монастыря — 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады.

Сведения о монашествующих:

- настоятельница, монахиня Констанция;

- казначея, монахиня Ефимия ( Мария Полякова), 50 лет, обучалась в Золотоношском женском монастыре; в монастыре с 1884 года, в монашестве с 1902 года;

- благочинная, монахиня Евпраксия ( Евфимия Целовальникова), 74 лет, домашнего образования, в монастыре с 1846 года, в сем Тихвинском с 1867 года, в монашестве с 1877 года;

- монахинь — 47;

- рясофорных послушниц — 36;

- белиц — 168.

Сведения о причте монастыря:

- священник Алексий Мефольев Кириллов, 45 лет, студент духовной семинарии, состоит духовным следователем Екатеринослава и законоучителем церковно-приходской школы;

- священник Андрей Захариев Чернов, 36 лет, окончил курс духовной семинарии, состоит законоучителем городского мужского начального училища и частной школы».

Архивные сведения 1910 года подтверждают, что в обители действовали те же два каменных храма с колокольнями. Угодья обители составляли 700 десятин земли.

Известно имя еще одной игумении — Евфалия.

С 1917 года в смутное время революции, насельницы Тихвинской обители неоднократно подвергались издевательствам проходивших банд, но по воле Владычицы среди них жертв не было. Перед окончательным закрытием монастыря, в 1925 году, монахиням удалось вынести святой чудотворный образ; до 1942 года он хранился в квартире монахини Геннадии.

Во время оккупации Днепропетровска начали открываться храмы Божии. Монахини, проживавшие в городе, возбудили ходатайство перед правящим епископом Димитрием об открытии монастыря. К счастью, все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный Димитрий, выслушав просьбу монахинь, обратился к митрополиту Киевскому и получил благословение на повторное открытие обители.

По благословению правящего архиерея, было решено было восстановить зимний храм, а до окончания ремонта проводить богослужения в здании просфорни, в которой была устроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. После окончания ремонта Варваринского храма чудотворный образ Божией Матери был перенесен из квартиры монахини Геннадии в монастырский храм, по восстановлении же зимнего храма образ был перенесен на первоначальное место. Это произошло в 1943 г.

Игуменией монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Тихвинской обители и 17 лет хранила икону Богородицы в своей квартире. Несмотря на преклонный возраст, игумения много сил положила на восстановление обители и храмов. В 1946 году, по немощи, она была уволена на покой архиепископом Андреем (Комаровым), а управление монастырем было передано монахине Ксении, прибывшей в Днепропетровск из Крымской епархии.

Игумения Ксения старалась улучшить состояние монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла она монастырем до зимы 1958 года (к этому времени монастырь жил уже полной жизнью) и была уволена на покой по старости и немощи архиепископом Гурием (Егоровым). Новой настоятельницей была назначена монахиня Руфина, находившаяся в обители с молодых лет, и пережившая с сестрами все события смутного времени. Весной 1959 года монахиня Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игумении с вручением жезла.

5 августа 1959 года, неожиданно для всех, монастырь был закрыт, в нем разместили интернат для умственно отсталых детей. Свято-Тихвинский соборный храм, пострадавший во время войны, в 1959 г. был взорван. В начале 60-х на его месте построили здание детсада-интерната для глухонемых.

Насельницы разъехались по частным квартирам, а св. чудотворный образ Божией Матери был снова перевезен и поставлен в Троицком соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни его прибытия в город.

Духовная жизнь в обители стала возрождаться в1997 году, когда по благословению архиепископа Иринея сюда были переселены сестры из Самарского монастыря, ставшего мужским. Игумения Марина (Ткачук) с сестрами взялась за восстановление обители. 17 декабря 1997 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, в Свято-Варваринском храме обители впервые после многих лет был отслужен молебен. А с февраля 1998 года возобновились богослужения.

9 июля 1999 года после Божественной литургии из Свято-Троицкого кафедрального собора в монастырь крестным ходом была перенесена святыня обители — Тихвинская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Иринея с этого времени, как прежде, каждую пятницу пред св. образом Богородицы читается акафист.

В 2000 году, на месте разрушенных стен между келейным и школьным корпусом была восстановлена большая каменная монастырская трапезная, в которой был устроен храм. В нем совершались богослужения во время реконструкции Свято-Варваринского храма. Освящение восстановленного храма совершил митрополит Ириней 16 апреля 2001 года.

На сегодняшний день в монастыре 50 насельниц.

При монастыре действует воскресная школа, в которой обучается 50 детей. На великие церковные праздники воспитанники организуют концерты, а также посещают детский интернат и дом престарелых. С недавнего времени детский хор стал принимать участие в пении во время богослужения.

В обители создан молодежный хор, который является участником международных фестивалей «Від Різдва до Різдва» и Пасхальных песнопений.

По субботам священники читают лекции для взрослых прихожан.

В конце 2005 года при монастыре был открыт методический кабинет епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы по христианской этике в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. На базе методкабинета проходили семинары и педагогические конференции.

По благословению высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского, летом 2005 года монастырь приобрел скит в селе Орловщина, освященный в честь преподобного Серафима Саровского. Сестры, трудящиеся на подсобном хозяйстве и скотном дворе, регулярно обеспечивают обитель молочными и другими продуктами. На территории скита планируется строительство часовни. От воды из источника в скиту совершались исцеления больных. Сейчас там ведутся восстановительные работы и строительство хозяйственных помещений. Осенью 2001 года обитель приобрела скит в селе Волосское под Днепропетровском. Там устроено монастырское кладбище. В настоящее время скит используется приходом храма в честь архистратига Михаила. В мае 2003 года обители был передан еще один скит в поселке Карнауховка.

На территории монастыря восстановлена теплица, планируется в ближайшее время строительство здания крестильной и дома священника. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, сохранились остатки фундамента разрушенного в богоборческое время Свято-Тихвинского собора, восстановление которого будет возможным, когда монастырю возвратят ранее принадлежащие земли и владения.

Богослужения в Свято-Тихвинском монастыре совершаются ежедневно:

6 часов — утренние молитвы с чтением канонов и акафистов дня;

7 часов 25 минут — часы;

7 часов 40 минут — Божественная литургия;

15 часов 45 минут — вечернее богослужение;

00 часов — полунощница.

В монастыре читается Неусыпаемая Псалтирь.

Престольный праздник — 8 января


Источники: http://drevo-info.ru/articles/17335.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E8%F5%E2%E8%ED%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8, http://www.vidania.ru/icony/icon_tihvinskaya.html, http://www.tihvinskii-monastyr.ru/, http://www.pravoslavie.ua/monasteries/region-Dnepropetrovsk/134/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
тихвинский монастырь икона