int(1063) афон икона троеручица | Троеручица | Tsurganov.info






афон икона троеручица


Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне

Среда многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — T????????? ), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре 1. Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г. (рис. 1) 2 .

Рис. 2 3 Мирковиh Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.

Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу. Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой — поясное изображение св. Николая. Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX в. на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем (рис. I). позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом (рис. 2) 3 .

Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов. Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы. В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая (рис. II). Криптограмма ?.?.?.?. ("??? ??????? ?????? ?????") расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех». Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию. Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.

На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, мы проследили на поверхности иконы отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов (см. наш рисунок, рис. 2). Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. Странно, что при изготовлении оклада XIX в. не сохранили такой важный элемент, а сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески (рис. I, рис. 2) .

4 Мирковиh Л. Икона. С. 233–235; Богдановиh Д. Буриh Б. Медаковиh Д. Хиландар. С. 50.

Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ?? ?? O????[????]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной 4. По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами. Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.

Рис. VII 5 Hamann-Mac Lean R. Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58. 6 Ваjцман К. Алибегашвили Г. Вольскаjа А. Бабйh Г. Хацидакис М. Алпатов М. Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35. 7 Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.

В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы 5. а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) (рис. VII) 6. Оба примера указывают на локальный культ иконы Троеручицы в Скопие до 1340 г. где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре. На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 г. или около этого времени 7 .

Рис. III 8 Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М. 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М. 1895 (репринт). С. 201–203.

Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в. (рис. III). Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем. Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря 8. И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.

В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. — неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала Троеручицею и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа.

9 Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб. 1902. С. 172–173.

Было ли появление вотивной руки отражением локального культа чудотворной Троеручицы в Скопие? Знали ли Хиландарские монахи о существовании македонской Троеручицы? Ответов на эти вопросы нет и в другой легенде о чудотворной Хиландарской иконе, где речь идет об истории ее появления. Легенда содержит рассказ из Деяний св. Иоанна Дамаскина (680–749) и Жития св. Саввы Сербского, который был основателем первого Хиландарского собора (1199). В греческом варианте X в. Жития св. Иоанна Дамаскина святой дарит иконе Богоматери серебряную вотивную руку в благодарность за случившееся с ним чудо. Именно после молитв перед этой иконой прирастает отрубленная калифом (по другой версии — императором Львом III) правая рука святого. Эту же икону берет святой с собою, когда удаляется в Палестину в Лавру св. Саввы близ Иерусалима. Далее начинается рассказ, почерпнутый из Жития св. Саввы Сербского. В 1219–1235 гг. святой, будучи архиепископом сербским, посещает Палестину, где в Лавре св. Саввы получает в благословение от братии две иконы: Троеручицу св. Иоанна Дамаскина (или копию с нее) и Млекопитательницу. По возвращении он основывает на Афоне в Карее скит св. Саввы Иерусалимского, куда вкладывает образ Млекопитательницы 9. а Троеручицу берет с собою в Сербию.

Рис. IV 10 Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни. С. 300. 11 Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М. 1852. Кн. XV. С. 97. 12 Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб. 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб. 1994. С. 40–41. 13 Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275. 14 МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71.

Существуют различные версии дальнейшей судьбы иконы. Согласно одной, в 1198 г. из Сербии эта палестинская икона (или копия, список) попадает на Афон в Хиландар. По другой — это происходит в XIV в. когда во время военного похода король Стефан Урош (1355–1371) везет икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропадают и появляются чудесным образом перед воротами Хиландара. Третья версия близка ко второй. После оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь 10. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII в. наглядно свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 г. упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени» 11. А 20 июля 1661 г. костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске — копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица», которая 16 октября 1662 г. была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону 12. Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках, например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге 13. в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 г. из Научной библиотеки МГУ в Москве (рис. IV) 14. В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, «несоблажняя народ».

15 Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990 (Slavische Veroffentlichungen. Bd. 70). S. 63.

Поздним XVII в. датируется еще одно свидетельство — архимандрита Никанора из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где находилась принесенная в 1661 г. в Россию копия Хиландарской иконы. Когда в 1684 г. афонский митрополит Леонтий посетил монастырь, архимандрит Никанор спросил его, почему на иконе изображена третья рука. Леонтий рассказал еще одну легенду: афонский иконописец работал над изображением Богоматери и на нем чудесным образом появилась третья рука. Вначале он подумал, что это шутки братии и хотел записать третью руку, но Божественный голос остановил его 15 .

Рис. V 16 Динко Давидов (Хиландарска графика, Београд 1990, N 5), убежден, что прототип делал серб Захарий Орфелин, но не пишет где. Папастратос (с. 18, сн. 3) не пишет ничего конкретного. Вариант 1779 г. тоже печатался два раза позднее, при том тоже с незначительными изменениями, но с той же датой "1779". 17 ????? ???????????. ???????? ??????? ???????? ??????????? ????????? 1665–1899. Athens, 1986. N 460–465. 18 Давидов. N 28.

Изображения Хиландарской Троеручицы получили распространение в графике (ксилография и гравюра на меди). Самая ранняя из известных нам гравюр на меди была исполнена в 1755 г. в Вене Томасом Месмером (иконография Троеручицы передана неправильно), печаталась в 1757 и 1764 гг. и с изменениями в 1779 г. (рис. V) Она представляет Троеручицу в верхней части сложной многочастной гравюры. Иконография чудотворной иконы передана достаточно точно, гравер только добавляет двух коронующих ангелов. Последняя деталь позднее повторяется на большинстве гравюр, хотя и не соответствует подлинному виду чудотворной иконы. Небольшое изображение Троеручицы на роскошной московской гравюре 1757 г. восходит к прототипу Месмера. Тот же самый иконографический тип повторяется в венских листах 1763 и 1764 гг. 17 Наконец большая венская гравюра 1779 г. показывает Троеручицу в иконографическом изводе Елеусы-Гликофилусы 18 .


Образ Божией Матери "Троеручица"

из монастыря Хиландар

на Святой Горе Афон.

Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась и получила свое название в VIII в. во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преп. Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь».

Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону. В XIII в. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Там святая икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.

Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, ягоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу; услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, и к Тебе от души сокрушенный и смиренныя усердно прибегающих: Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молимтися, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочну сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирный христианския кончины и добраго ответа на страшном суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшегося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.


икона Богородицы «ТРОЕРУЧИЦА»

11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 (12) июля

______________________________________________________

Описание иконы Божьей Матери Троеручица

История этой чудотворной иконы Богоматери тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.

Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.

Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы Богородицы – «Троеручица».

В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ёё на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского Хилендарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией.

Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручицу». Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону «Троеручица» на игуменском месте.

В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.

В Россию первый список (копия) иконы Богоматери «Троеручица» был принесён в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё несколько древний списков иконы – один в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Перед иконой Божьей Матери «Троеручица» молилась Царская Семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины.

__________________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Троеручица»

Молитва первая перед иконой Божьей Матери Троеручица

Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, вос­поминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода на­шего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, ус­лышала еси, так и нас не при­зри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегаю­щих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобле­ние наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ни­же заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычи­це. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра­вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неук­лонно ходити, покаяние истин­ное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Гос­пода Иисуса Христа, Емуже под­обает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Божьей Матери Троеручица

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотвор­ною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и ве­селия всех чтущих святую икону Твою, да ра­достно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Троеручица»

Тропарь, глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия, даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы: созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держати, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе верою, приемлют от всех зол свобождение, от врагов защищение. Сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется царствую­щий град Москва, имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честней­шая, Заступнице наша Дево Богороди­це, честный образ Твой, имже подсолнечныя концы земли удивляеши и мир мирови даруеши, во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, и от потопления изымаеши, и всем полезная даруеши, и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, и всех всегда милуеши, честною ризою Своею покрываеши жительство сие и вся грады и страны наша, да зовем Ти: радуйся, Обрадованная.

Тропарь, глас 4

Яко звезда светозаряющая, из Сер­бии на Афон чудесно прииде всечестная икона Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу, и умильно вопиет: не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.

Величаем Тя, Пренепорочная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в сла­ву Божества, в Троице Бога нашего.

________________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Троеручица»

Взбранней Воеводе, Богообрадованной Приснодеве Богороди­це, посетившей Гору Афонскую явлением чудотворным иконы Своея и многия милости Ею дарующей роду христианскому, похвальное возглашаем ныне пе­ние: Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую и Матернее о нас попечение, пред­вари на помощь к нам и от всяких бед избави зовущих Ти: Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Ангел земный и человек Не­бесный преподобный Иоанн Дамаскин от любве теплыя к Тебе, Богомати Владычице, икону Твою святую соорудити потщася и сию в келлии своей благоговейно по­ставив, пред нею сице Тебе в молитвах усердных глаголаше: Радуйся, радость вечную — Спасителя миру рождшая; Радуйся, всегубительнаго ада силу Рождеством Твоим поправ­шая. Радуйся, пророческих глаголов исполнение принесшая; Радуйся Адама и Евы преступ­ление загладившая. Радуйся, Единаго от Троицы на руку Твоею нетрудно носившая; Радуйся, Огнь Божества не­опально во чреве Твоем вместив­шая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Видя преподобный Иоанн Дамаскин десницу свою, много пи­савшую в защиту чести и по­клонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от невернаго мучителя и, приложив к усеченному ея составу, пред честною иконою Твоею, Пречистая Дево, слезно моляшеся Ти, о еже исцелитися ей. Ты же, Всеблагая и Всемощная рода нашего За­ступнице, молитву его скоро ус­лышала еси и, во сне представ ему, исцеление усеченной руце его даровала еси, да благодарст­венно поет Богу: Аллилуиа.

Разум человеческий не может постигнути силу исцелений бла­годатных, иконою Твоею, о Богомати, чудесно являемых, не может изъяснити и чудо велие, како отсеченная десница преподобнаго во едину нощь цела и здрава обретеся, на ней же ток­мо червленный знак бывшия яз­вы оставлен бысть Врачебницею Благою, слышащею от нас сия похвалы: Радуйся, скоро являющаяся Утешительнице скорбящих душ; Радуйся, Радостотворная Посе­тительнице болезнующих сердец. Радуйся, безнадежных стра­дальцев надеждою исцеления ободряющая; Радуйся, врачами оставленных болезнующих на свои руце при-емлющая. Радуйся, усеченную десницу Божия избранника целу и здраву вышеестественно соделавшая; Радуйся, яко ничтоже невоз­можно Тебе, Милосердая Пред­стательнице, нам всегда заступление показующая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченныя десницы своея познав богоглаголивый Иоанн, песньми красными воспе Тя, Владычице Всеблагая, и по­добие усеченныя руки Своея приложи к целебному Твоему образу ради памяти всегдашния о великом чудеси. Тем ныне видима есть и именуется сия святая икона Твоя Троеручица, тремя руками, на ней описанны­ми, проявляющая таинство Святыя Троицы, чудесы же, от Нея бывающими, всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец Святыя Церкве и Божественный славитель ея, сладкий преподобный Иоанн, хвалебными пении до конца жизни своея прославляше Твою к нему дивную милость, Богородительнице, в память же бывшаго чудесе плат, имже усе­ченная рука его обвернута бе, на главе своей ношаше, икону же Твою многоцелебную, яко насле­дие богатое, Святей Лавре пре-подобнаго Саввы Освященнаго по себе остави, да вси вернии зовут к изображенней на Ней Целительнице душ и телес сице: Радуйся, врагов святыя православныя веры крепкая поборнице; Радуйся, проповедников Евангельскаго учения покровитель­нице. Радуйся, благочестивых хри­стиан защите и похвало; Радуйся, боголюбивых иноков утешение. Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола до­брая споспешнице; Радуйся, ревнующим о цело­мудрии и чистоте изрядная по­собнице. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Буря недоумения смущает ми ум, како возмогу недостойными усты воспети славу Твою, Пречи­стая Дево, юже во иконе Твоей святей явила еси, даровавши ю нам в помощь и защиту от враг видимых и невидимых. Темже, величая неисчетныя милости Твоя к роду христианскому, ис­поведую чудеса Твоя и смиренномудренно пою Вседержителю: Аллилуиа.

Слышавше иноцы Святыя Лав­ры Саввы Освященнаго о вели­ких добродетелях пришедшаго в Лавру на поклонение первосвятителя сербскаго Саввы, по вну­шению Твоему, Богомати, дароваша ему на благословение святую икону Твою Троеручицу, юже он со благоговением, яко дар многоценен, в страну Серб­скую принесе, поучая паству свою звати Тебе: Радуйся, от востока и до запа­да силу Всемогущества Христова иконою Твоею возвещающая; Радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая. Радуйся, Сербстей стране ико­ну Твою в залог благоволения даровавшая; Радуйся, чудесы Твоими Пра­вославие в ней крепко утвердив­шая. Радуйся, Симеона Мироточиваго область благодатно посетив­шая; Радуйся, Саввы первопрестольнаго паству Матерним Покровом Твоим приосенившая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богородительнице, по воли Твоей Святей на осля поставленная и отпущенная из Сербии, осляти никимже водиму, принесеся им на Гору Афонскую ко вратом обители Хилендарския, юже яко дар Небесный восприимше иноцы, по-ставиша в алтари соборныя церкве обители, зовуще во умиле­нии глубоцем благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Видевше иноцы хилендарстии Твое к ним благоволение, Пре-благословенная Дево, в чудеснем пришествии к ним святыя иконы Твоея Троеручицы явленное, с радостию и любовию Ей поклоняхуся, целующе и песненно возглашающе Ти благохваления сицевая: Радуйся, путеводительнице по­движников благочестия к Горне­му Сиону; Радуйся, пустыннолюбивых иноков приводящая к Небесному Иерусалиму. Радуйся, безсловесное осля во­ли Твоей святей чудесно поко­рившая; Радуйся, на осли икону Твою благодатную от Сербии на Афон дивно принесшая. Радуйся, пустыню Афона бла­гоуханием святыни исполнившая; Радуйся, Хилендарскую оби­тель благоволением Твоим облагодатствовавшая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Проповедует обитель Хилендарская на Афоне богатство ми­лостей и щедрот Твоих, Богоро­дице Дево, и светло красуется, имущи святую икону Твою Троеручицу во игумена себе, ибо таковая бысть воля Твоя, еже пребывати иконе Твоей тамо на игуменстем месте во храме Божием и в душах братии, от Тебе Единыя благословение на всякое послушание приемлющей и хва­лебно зовущей тако благоволив­шему о них Творцу: Аллилуиа.

Возвестила еси волю Твою, Богомати, иноком хилендарским, разногласием во избрании игуме­на смущенным, чудесно поста­вивши святую икону Твою на игуменстем месте во храме Божием и открывши единому от них в видении, яко Сама Ты хощеши пребывати настоятельствующею в обители их иконою Твоею Честною, и да прочее не избирают себе игумена. Они же во умилении Душ и сердец обрадованнии возопиша к Тебе: Радуйся, иноков благоподвизающихся Известная и Всемощная Покровительнице; Радуйся, к Сыну Твоему и Богу теплая о них Предстатель­нице. Радуйся, жезл игуменский в Хилендарстей обители невидимо приемшая; Радуйся, обитель сию доселе целу и благоустрбену сохраняю­щая. Радуйся, страхом и благогове­нием сердца братии, благослове­ние от иконы Твоея приемлю-щих, исполняющая; Радуйся, неблагоговейныя и дерзостныя грозно наказующая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Хотя соделати не токмо Афон, но и все иныя страны православныя причастными благодати ве­ликих чудес, иконою Твоею Тро­еручною изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, тую во всех градех, весех, церквах и обителех иноческих распростра­нила и дивными чудесы просла­вила еси. Темже вся верная чада святую икону Твою Троеручицу любовию чествуют и на ней вкупе с Тобою изображенному Христу усердно зовут: Аллилуиа.

Дивно являеши, Преблагословенная Дево, милости верным людем и святою иконою Твоею Троеручицею преславныя чудеса содеваеши силою Благодати Христовы: слепыя просвещавши, разслабленныя укрепляеши, недужныя врачуеши и всем прибе­гающим к целебному Твоему об­разу скорую помощь Твою при­сно являеши, подвизающи звати к Тебе: Радуйся, Святую Гору Афон­скую в жребий Себе избравшая; Радуйся, и вся страны православныя покровом милости Твоея осенившая. Радуйся, Хилендарския обите­ли Настоятельнице неизменная; Радуйся, многих мест и пус­тынь сокровище исцелений не­оскудное. Радуйся, на Афоне, в России, Сербии и иных странах иконою Твоею преславно чудодействую­щая; Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Странно есть видети иноки хилендарския, к иконе Твоей яко к игумену приходящия и от Нея благословения на послушания своя приемлющия. Но, о Всебла­гая, якоже приемлеши их милостивно и благословляеши, тако и нас недостойных не лиши Матерняго Твоего милосердия и по­печения, приими благоутробно молитвы наша пред святою ико­ною Твоею возносимыя, осени нас благословением Твоим благо­датным, избави от всяких бед и скорбей и научи богоугодно пети Триединому Богу: Аллилуиа.

Весь мир преисполнен, яко звездами Богосветлыми, чудо­творными иконами Твоими, Бо­городице Дево, в нихже яко Ден­ница Лучезарная, икона Твоя Троеручица предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего к нам милостиваго призрения. Сего ради чествуем Пречистаго Лика Твоего святое изо­бражение и Тебе пред ним во­пием: Радуйся, Богообрадованная и Пренепорочная Приснодево; Радуйся, Едина Чистая и Бла­гословенная в Женах. Радуйся, Нетленная и Неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати; Радуйся, прекрасная и свето­носная палато святых Святейшаго Слова. Радуйся, крине белоснежный и благовонный девства и чистоты; Радуйся Царице и Владычице Небесе и земли. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Всяк возраст верных благопользуется Твоим Матерним попечением, Всеблагая Владычице. Младенцы милосердно окормляеши, отроки невидимо руководствуеши, мужи во благочестии утверждаеши, старцы в немощех укрепляеши, всем же вся благая и душеполезная даруеши все­сильным ходатайством Твоим у Престола Пресвятыя Троицы, Ейже благодарно поем: Аллилуиа.

Ветии человечестии не могут достойно восхвалити Тя, Богоро­дице, Честнейшую Херувим и Славнейшую Серафим, рождшую Единаго от Троицы Христа Жизнодавца. Мы же, любовию к Тебе воодушевленнии, смиренномудренно дерзаем приносити Те­бе песни таковыя: Радуйся, Державная Заступни­це рода христианскаго; Радуйся, Благосердая Мати всех скорбящих и обремененных. Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и страстей наших разгоняющая; Радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая. Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая Защитнице; Радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усерд­ная Ходатаице. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Спасения залог даровася нам святая и всечестная икона Твоя, Богородительнице Дево, ибо, якоже древле прорекла еси Божест­венному евангелисту Луце, с нею и доныне сила Твоя благодатно пребывает, чудесы преславными веру в нас утверждает, недужныя безмездно врачует и на путь спасения души наша приводит, да зовем прославльшему имя Твое во Вселенней Царю Небесе и земли: Аллилуиа.

Стена еси девам и ликом ино­ческим, Богоневестная Дево, всем усердно к Тебе прибегающим, икону же Твою святую благого­вейно чествующим, ибо сию дарова нам благих Податель Гос­подь в помощь и врачевство недугом душевным и телесным и сим внушает пети Тебе: Радуйся, добрая Младопитательнице дев и безматерних си­рот; Радуйся, иноков и инокинь благоскорбящих Предводительни­це к наградам Небесным. Радуйся, в узах и темнице седящих посещающая утешением благодатным; Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых. Радуйся, юных наставнице це­ломудрия и воздержания. Радуйся, старцев приводящая к благому житию и мирней кон­чине. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Пение молебное наше, Тебе пред Пречистым образом Твоим с верою и любовию возносимое, милостивно услыши, Госпоже Всемилостивая, и сохрани нас от тлетворных учений неверия и суеверия, ими же наветуется в нас святоотеческая православная вера, избави нас от лукавых со­вращений, сохрани нас и Отече­ство наше от всяких крамол и от всяких нестроений и злых раз­вращений врагами веры и Отече­ства нашего воздвизаемых, и сподоби в любви и единомыслии со всеми верными чадами Святыя Христовы Церкве Богоприятно пети Создателю нашему: Аллилуиа.

Светоприемлемая свеща икона Твоя святая, Богородице Дево, мир весь сиянием чудес просвещает, сердца же наша любовию воспламеняет к Тебе, Пречистей и Преблагословенней Матери Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, даровавшаго нам Тебе в покров и защиту противу полчищ сатанинских, иже боятся и трепещут самаго имене Твоего, ведающе силу Твою, юже ве­личаем и Тебе зовем: Радуйся, враги наша видимыя и невидимыя премудро запинающая; Радуйся, хулителей святыя православныя веры невидимо ка­рающая. Радуйся, духов злобы от нас державно отгоняющая; Радуйся, преовладети им над нами не попускающая. Радуйся, любовию к Богу и ближним нас воодушевляющая; Радуйся, вся благая прошения наша скоро исполняющая. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

Благодать свыше даровася свя­тей иконе Твоей Троеручице, Владычице Преблагая: скорбящия утешати, болящия исцеляти, слепыя просвещати, разслабленныя укрепляти, верныя во благоче­стии утверждати, неверныя к познанию истины приводити, знаменьми и чудесы от нея бываемыми, яже воистину превосходят разумение человеческое и токмо верою постигаются, приводяща верныя души к немолчному сла­вословию Творца, Богокрасною песнию: Аллилуиа.

Поем чудеса Твоя, благодатная Богородительнице, не таим щед­рот Твоих, исповедуем благодеяния Твоя, прославляем неисчетную милость Твою к роду хри­стианскому, юже велят вси концы земли, ибо от востока до запада хвально имя Твое святое, благо­словляемое от всех родов и в молитвах призываемое во всех странах. Тебе убо, сице прослав­ленней и превознесенной Сыном Твоим и Богом, и мы хвалебно вопием: Радуйся, тихое пристанище плавающих в пучине житейскаго моря; Радуйся, треволнение страстей умиротворяющая Своим сердобольным участием. Радуйся, во уныние и отчая­ние впадших подъемлющая на­деждою спасения; Радуйся, сомнениями в вере колеблющихся вразумляющая знаменьми и чудесы. Радуйся, в обителех иноческих подвизающимся богоугодно подательнице блаженнаго упо­коения; Радуйся, и в мире благочестно живущия не лишающая Твоего заступления. Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.

О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою ико­ною Твоею нами смиренно воз­носимому, и Матернею молит­вою Твоею к рождшемуся от Тебе Святых Святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молит­венно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!


Уникальная подписная монастырская икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская». Греция, Афон 1863 год.

Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители - полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Икона: дерево, грунт, паволока, темпера, масло, золото, цировка. Икона без реставрации, на обороте оригинальная памятная надпись и сургучная печать афонского монастыря. Размер иконы: 19х14,5 см. Для иконы изготовлен современный открывающийся киот с рамкой «под старое золото». В киот поставлено специальное ультратонкое антибликовое музейное стекло. Размер киота: 26,5х22х7 см. Данная старинная икона Белобережской Богоматери Троеручица – уникальный памятник, представляющий огромный научный, историко – культурный и художественно - исторический интерес, а также имеющий безусловное культовое значение.

Икона с документом-экспертизой, включающим в себя развернутое искусствоведческое исследование техники письма и иконографии. Подлинность, культурная и коллекционная ценность данной старинной иконы подтверждена заключением эксперта-искусствоведа – специалиста по антиквариату и иконописи Управления Министерства культуры по ЦФО. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Икона Божией Матери «Троеручица» защитит от врагов, угрожающих благополучию в доме, и всех живущих в нем. Ей молятся, прося об исцелении и желая здоровья близким. Образ способствует росту благосостояния. Целительная икона «Троеручица» помогает вылечить заболевания рук, ног, глаз. По молитве избавляет от тоски и горестных мыслей. Образ Божией Матери «Троеручица» покровительствует тем, кто занимается ремеслами.

В отличие от большого количества бытовавших на Руси списков с прославленного еще в XVI веке образа, данный памятник был написан на Афоне. Причем, обстоятельства его создания были не совсем обычными, чему имеется неоспоримое документальное подтверждение в виде пространной надписи на оборотной стороне иконной доски, исполненной чернилами и подкрепленной оттиском сургучной печати с эмблемой и названием обители. Сам факт отличной сохранности сургуча является счастливой случайностью – как правило, они доходят в досадном фрагментарном виде, в качестве обломков – в то время как на нашем памятнике состояние печати почти первозданное, что можно объяснить только исключительно хорошими условиями бытования, бережным хранением.

Результаты изучения надписи при помощи увеличительных стекол, в том числе, в УФ-лучах, а также анализ шрифта, манеры написания и стилистики письменной речи не вызывают сомнений в ее аутентичности. Само же содержание надписи можно прочитать примерно так:

«Удостоверяется приложением печати Ново-Русского Свято-Андреевского Общежительного Скита что на Афонской горе, в том что сия икона, точное подобие чудотворной иконы триручицы Б.М. Хилендарская и действительно писана здесь на Афоне и освящена игуменом Феодоритом вышеупомянутого Скита по просьбе белобережского монаха Мефодия.

1863г. 20 Генваря».

На первый взгляд, эта информация только подтверждает время и место создания рассматриваемой иконы, но на самом деле она раскрывает одну из интереснейших страниц духовной жизни и монастырских связей дореволюционной России.

Русский Свято – Андреевский Скит на Афоне это первое монашеское русское общежитие в данной местности, «славный иноческий питомник», дух, обычаи и уклад которого, по свидетельствам очевидцев XIX века, имели ярко выраженный русский отпечаток. Основан он был двумя московскими выходцами из купеческой среды, которые на своем пути к Афону первоначально прошли через другую обитель - Белобережскую Предтеченскую пустынь, славившуюся в те времена строгостью жизни, куда они поступают в 1825 году и где их руководителем становится старец Серапион. Здесь же происходит знакомство со схимонахом Симеоном, бывшим афонским монахом. Эта встреча окончательно утверждает их в намерении стать святогорцами. И по благословению игумена Моисея и старца Серапиона они отправляются на Святую Гору. Дальше им и последователям предстоял долгий путь по созиданию и обустройству обители - открытие скита состоялось только 27 октября 1849 года.

В 1862 году скончался первый игумен скита, о. Виссарион, а новым игуменом становится его ученик, о. Феодорит, упомянутый в этом качестве в надписи. Родился о. Феодорит (в миру Федор Крестовников) 7 февраля 1822 года в селе Суринском Сызранского уезда Симбирской губернии в семье крестьян Василия и Екатерины Крестовниковых. Уже в молодости, в 1842 году, он прибыл на Афон и 6 мая 1862 года утвержден в должности игумена Ватопедским монастырем. Позже он был возведён Константинопольским патриархом в сан священноархимандрита, что вполне соответствовало неустанным трудам второго игумена ради устроения обители.

Таким образом, между двумя далекими монастырями существовала глубокая и древняя связь. Скорее всего, обе обители поддерживали отношения друг с другом – тем более, что Афонский скит имел, если можно так выразиться на современный манер, развитую сеть гостиниц для паломников и гостей.

Особо почиталась в обители Богоматерь – в соборе висели древние и «нового письма» богородичные иконы: Казанская (Табынская), Тихвинская, «Отрада или утешение», «Достойно есть», «В скорбех и печалех утешение», «Нечаянная радость», «Скоропослушница Афонская», Касперовская и других. Кроме того, как известно, иконы с изображением Богоматери в различных изводах являются наиболее характерными для местной, афонской школы. Но Богоматерь Троеручица была создана особо – специально для приехавшего из России монаха.

Дело в том, что сей образ Богоматери был особо чтимым и чудотворным в Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни, куда поступил впервые в виде списка с иконы, привезенной на Русь в XVII веке опять же с Афона, из Хиландара, созданного московскими иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII века. Он был пожертвован художниками уже упомянутому раньше старцу Серапиону (в схиме Симеон) на устройство новой обители в Белых Берегах под Брянском.

Так вот, непостижимым образом, эти два далеких монастыря снова оказываются связаны друг с другом незримыми нитями.

В середине XIX столетия белобережский монах Мефодий отправляется на Афон, в скит, некогда основанный выходцами из его родной обители, лично знавшими и духовно окормлявшимися там у схимонаха Симеона, впервые привезшего в монастырь московский список с древней чудотворной богородичной иконы афонского письма.

В это время в Белобережском монастыре в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» был заложен новый пятиглавый храм, а древние обветшалые образа несколько раз починялись и писались заново. Сама же Белобережская пустынь принимала в год до пяти тысяч паломников, стремившихся к чудотворному образу. Даже на записках, подаваемых о здравии паломниками, была изображена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», подающая исцеление всем, к ней прибегающим.

Поэтому неудивительно стремление инока специально заказать и привести с собой с Афона именно образ Белобережской Богоматери Троеручицы, местного, признанного высокохудожественным письма.

По мнению современных исследователей, афонскую икону, воплотившую в себе лучшие традиции греко – византийской и итало – критской художественной культуры, «благоговейно принимали в дар священники и церковные жертвователи, благоговейно приобретали и пускались с нею в дальний путь простые паломники».

Рассматриваемая икона отличается остроиндивидуальным художественным стилем – она выделяется даже среди собственно «афонских писем». Причем отличается своим подчеркнуто греческим и слегка архаизирующим характером. В ней как будто оживает сама древняя византия (то, что в Италии называлось «византийская манера») – с ее подчеркнутым графичным, линейно – орнаментальным началом, повышенной декоративной ролью цвета, скорее условно обозначающего, намекающего, нежели моделирующего форму. Наиболее близкие аналогии ей можно найти в ранних книжных миниатюрах, еще находящихся на стыке западной и восточно-христианской культур. Силуэт прост и монументален, разделка одежд золотом и рисунок складок напоминают о ранних итальянских, до-возрожденческих художественных традициях. Черты ликов лишены острой портретной характеристики, они условны и их условность снова абсолютно не русская – как будто создававший ее мастер ставил своей целью намеренно обратиться к далекому, привезенному в XVII веке из Хиландара прообразу будущей чтимой русской святыни.

Письмо ровное, плотное, гладкое; краски положены непроницаемым слоем, все движения кисти скрыты – ничто не отвлекает внимание от главного, от самого изображения. Манера изображения, особенности технологии – все вторично, а важна лишь символико – семиотическая функция Образа, его роль духовного и зримого «окна в Небо Горнее». Уровень исполнения профессиональный, высокий. Является безусловной культурной ценностью, представляет музейный интерес и коллекционный; не подлежит вывозу с территории РФ.


Источники: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=41, http://sv-afon.orthodoxy.ru/ikon_bog/troeruci.htm, http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=505, http://www.1939.ru/kupite-ikonu-v-moskve-afonskaja-troeruchica-bozhija-materi-AR7868NULL

Комментарии: 2

06.06.16, 23:53
Димитрий
Здравствуйте. Почему на последней иконе спаситель находится с правой стороны , а не с левой , как обычно ? Откуда именно такой список ? Есть ли какая-то информация именно такого изображения иконы Троеручицы ?

25.06.16, 06:02
Jazlyn
Oi Juln!iaa!! Bom sempre acompanho seu blog, porГѓВ©m nГѓВЈo tenho blog, e tal e nunca comentei, mas adoro seus looks ! Achei o primeiro look, da saia com a camisa vermelha lindo, e o ultimo look, da calГѓВ§a jeans,e eu acho essa sua sandalia meio laranja, liiinda !! Bjs, bom fds ! Lu.


Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
афон икона троеручица