int(906) икона троеручица от чего помогает | Троеручица | Tsurganov.info




икона троеручица от чего помогает


Икона Божьей Матери Троеручица значение и молитва

Икона Божьей Матери отличается тем, что на её изображении в низу полотна присутствует третья рука. Её можно считать как отдельный элемент, или как третья рука Богородицы. Это икона тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина. В те давние времена он жил в столице Сирии Дамаске, был ярым защитником Православия и почитания святых икон.


Император Лев Исаврянин всячески преследовал сторонников святых икон. Иоанн Дамаскин писал своим знакомым письма в Византию, в которых обличал ересь иконоборчества. Император был зол на автора этих писем, но ничего не смог сделать и тогда он прибегнул к обману. В письме к дамасскому халифу, он написал, якобы Иоанн Дамаскин предложил завоевать сирийскую столицу. Правитель разгневался и приказал отрубить министру кисть правой руки и повесить её на городской площади для устрашения.

По просьбе Иоанна, ему вернули кисть, после чего он затворился в келье и всю ночь перед иконой Божьей Матери молился об исцелении. Утром рука оказалась на месте, только рубец остался на месте отсечения. Преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял постриг в монахи. А к нижней части иконы в знак благодарности приделал изображение руки из серебра. После этих событий икона начала называться «Троеручница».

В России в 1661 году появилась копия иконы. Она была установлена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Перед иконой Богоматери молилось очень много верующих, в том числе и Царская Семья.

Многие молятся перед иконой, прося об исцелении родных и близких. Она защищает дом от врагов, приносит благосостояние и стабильность семьям. Она помогает при заболеваниях рук, ног, глаз, помогает ремесленникам в их труде.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Троеручница»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.


Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


Троеручица - икона, которая лечит

История рождения этого образа тесно переплетается с жизнью одного человека, который боролся за православие, проповедовал христианство и призывал к почитанию икон. Звали этого человека Иоанн Дамаскин, и жил он в далеком 9 веке, именно с ним связана Троеручица, икона Божьей Матери.

Немного о жизни Иоанна

Преподобный Иоанн Дамаскин в те времена был на службе у халифа Дамасского в должности министра. Был Иоанн человеком честным и взглядов своих не скрывал: рьяно выступал он против еретиков и язычников, призывал всех почитать Бога единого и иконы святые не осквернять.

Примерно в это же время занял Византйский престол император Лев Исаврянин. Он выступал против почитателей икон и православных христиан в общем. С приходом к власти этого человека начались страшные гонения верующих. Конечно же, узнав о взглядах Ионна Дамаскина, о его проповедях и высказываниях, император Лев Исаврянин был взбешен.

По сути, именно из-за этого человека вскоре появилась на свет Троеручица, икона Божьей Матери, перед которой так часто молился Дамаскин.

Наказание для Иоанна

В итоге император решает его наказать таким способом: было составлено письмо якобы от лица Дамаскина, в котором Иоанн как будто призывал Льва напасть на Дамаск.

Письмо отправили халифу, а тот, в свою очередь, отдал приказ отсечь за предательство преподобному Иоанну кисть руки и повесить ее в знак устрашения на местном рынке.

Вечером того же дня, мучимый страшными болями, Иоанн написал халифу письмо и попросил отдать ему отсеченную руку. Кисть ему отдали. Всю ночь не мог уснуть искалеченный Иоанн, сидел он возле образа Пресвятой Богородицы, приложив отрубленную руку к суставу и без устали молился, просил исцелить его от страшной раны. Когда преподобный Иоанн уснул, во сне к нему явилась Дева Мария и сказала, что рана его скоро исцелится. Но за это повелела она трудиться вылеченной рукой и не лениться.

Чудесное исцеление

Когда Иоанн проснулся, он обнаружил, что рука его срослась, а от вчерашней раны остался большой рубец. В благодарность за исцеление свое решил сделать он Богородице подарок. Из хорошего куска серебра отлил Иоанн руку и приложил ее к образу, перед которым молился тогда всю ночь. Именно с тех пор появилась икона Богородицы-Троеручицы.

Дальнейшая история образа

Как гласит предание, кроме серебряной руки, в качестве благодарности Иоанн написал целую песнь, которая получила название «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Впоследствии, Дамаскин ушел в монастырь и полностью посвятил свою жизнь Богу.

Икона Троеручица в 13 веке была принесена в дар Савве Сербскому, а он привез эту святыню на свою родину. Оттуда спустя несколько лет, когда на Сербию пошли войной турки, образ отправили в вольное путешествие, привязав к ослу. Так надеялись сохранить икону от надругательства.

К большому удивлению, осел с иконой благополучно добрался до одного Афонского монастыря, где с благоговением эту святыню приняли монахи.

Чудеса Троеручицы

Конечно же, первым чудом, которое сотворила эта икона, было исцеление преподобного Иоанна. Но на этом чудеса ее не закончились!

Когда в Афонском монастыре умер игумен, монахи стали выбирать нового наставника, но никак не могли этого сделать. Сколько ни спорили, ни выбирали – к единому решению так и не пришли. И однажды утром, придя на работу, увидели они, что на игуменском посту стоит Троеручица. Икона эта тут же была перенесена на свое место, но на следующее утро она вновь была на посту игумена. Изумленные монахи не могли понять, в чем же дело. Тогда ее вновь вернули на место, а вечером, уходя с работы, все двери крепко-накрепко закрыли.

Но рано утром образ вновь ждал монахов на месте игумена. В эту же ночь к одному из монахов пришла во сне Богоматерь и сказала, что она сама будет игуменом этого монастыря и сама желает им управлять.

С тех пор Хилендарский монастырь находится под управлением Богородицы, и игумена там нет.

Икона Троеручицы в России

Первая копия этого легендарного образа попала к нам на родину в 16 веке. С течением времени с этой копии сделали еще несколько списков и установили их в разных храмах страны.

Так, в одной из русских церквей есть свидетельства о чудесных исцелениях прихожан. Молитва иконе Троеручица исцелила многих людей, которые пришли к ней с последней своей надеждой. Примечательно, что многие из исцеленных имели схожие травмы с той, которая была у Иоанна Дамаскина.

Так что образ «работает» и сегодня, и каждый может попросить перед ним здоровья или просто помолиться о тех, кто болеет, ведь Троеручица - икона, которая на самом деле исцеляет.


Троеручица икона

Икона «Богоматерь Троеручица».

«Троеручица» икона Божией Матери. Галерея икон.

История этого чудотворного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.

Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.

Икона «Богоматерь Троеручица». 1680-е гг.

Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы – «Троеручица».

В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ёё на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского монастыря Хиландар. где святыня была с благоговением принята братией.

Монастырь Хиландар. Икона Божией Матери "Троеручица".

Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте.

В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.

В Россию первый список (копия) иконы «Троеручица» был принесён в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё несколько древних списков иконы: один – в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Дни празднования: 11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 (12) июля.

Еще об иконе «Троеручица»

«Троеручица» - одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно преданию, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин (8 век); в благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе (в связи с этим она получила наименование «Троеручица»). Предание связывает предысторию «Троеручицы» с Палестиной, а ее появление в Сербии — со святым архиепископом Саввой (конец 12 века); при нашествии турок икона была возложена на осла, который принес ее на Афон. В Хиландаре «Троеручица» почитается как игуменья монастыря; сохранившаяся здесь чудотворная икона датируется серединой 14 века. «Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда были принесены с Афона ее списки (один из них — патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря ); имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых вотивная серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.

Празднование — 28 июня (11 июля).


Троеручица: странная икона

25.07.13, 10:30

Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА.

Усеченная десница

В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное поясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая же рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в двух преданиях.

Наиболее популярным было сказание, связывавшее историю Троеручицы с преподобным Иоанном Дамаскиным. В некоторых списках жития святого повествуется о ненависти к нему как к защитнику почитания икон византийского императора-иконоборца Льва Исавра, приказывавшего уничтожать иконы и мозаики в храмах. Чтобы оклеветать Иоанна перед его господином -- могущественным халифом из династии Омейядов, Лев Исавр составил поддельное письмо с призывами к войне. Получив подложное послание, написанное почерком Иоанна, разгневанный халиф повелел отсечь преподобному правую руку. Святой, истекая кровью, стал молиться перед иконой Богоматери об исцелении десницы -- руки, которой были записаны слова в защиту православной веры и икон. По его молитве отрубленная рука была исцелена. В память об этом чуде преподобный Иоанн прикрепил к нижней части иконы Богоматери изображение кисти правой руки, отлитой из серебра. В этом, по всей видимости, проявилась древняя традиция подношения «вотивных» предметов святыне в благодарность об исполнении просьбы или обета (от латинского votivus -- «посвященный богам»). Обет, данный Иоанном Дамаскиным, был простым -- служить Христу и Богородице, прославляя их. Святитель Димитрий Ростовский, описывая радость святого об исцелении руки, вкладывает в его уста слова, обращенные к Господу: «Десная Твоя рука исцелила мою усеченную десницу и сокрушит врагов, непочитающих Твоего и Твоей Пречистой Матери образы, и уничтожит ею для возвеличения славы Твоей врагов, попирающих иконы».

Афонская игуменья

Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии. Точных исторических сведений об этом не имеется, но это предположение отчасти согласуется с преданием. Правда, варианты этого предания снова различаются: по одной из версий, икона оказалась привязанной к спине осла, однажды пришедшего к воротам монастыря Хиландар из Сербии, где власть захватили мусульмане. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря. Следы почитания Троеручицы в средневековых памятниках на территории Сербии и соседней Македонии немногочисленны. Среди них отметим уникальное изображение Богоматери в росписи Белой церкви села Каран (1340-1342). Здесь Мария представлена в рост, в длинной голубой тунике. Правой рукой она держит Христа, а двумя левыми (именно так!) обращается к Нему. Поздний список с хиландарской иконы стал главной реликвией болгарского Троянского монастыря, причем особенностью этого образа является наличие не одного, а трех серебряных привесов в форме руки, закрывающих изображения рук Богоматери на иконе.

Святыня с табличкой

Почитание иконы Богоматери Троеручицы в России началось довольно поздно и не сразу получило широкую известность. Во второй половине XVII века патриарх Никон, стремясь утвердить Россию как центр православного мира, переносит в Москву многие греческие святыни и реликвии. Среди них, к примеру, была Иверская икона, которая впоследствии стала одной из самых чтимых в России. По просьбе патриарха из Хиландара доставляются и несколько списков Троеручицы. Один из них был заказан для царицы Марии Ильиничны, другой, привезенный в 1661 году, был помещен Никоном в Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря. Известно, что необычный образ Троеручицы смущал молящихся. В начале XVIII века рядом с иконой была повешена табличка с подробным объяснением ее происхождения. В ней сообщалось о чудесном появлении на иконе третьей руки у Богородицы в мастерской иконописца и не упоминалось о предании, связанном с именем Иоанна Дамаскина. По всей видимости, в это время образ и списки с него были распространены в основном в Москве. Одна из икон Троеручицы находилась в Свято-Даниловом монастыре, другая, написанная в 1718 году московскими мастерами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым, была перенесена в Белобережскую пустынь Брянской области. Белобережская икона Троеручицы на протяжении XVIII-XIX веков славилась чудотворениями, и к ней ежегодно приезжало несколько тысяч паломников. Третья рука на этой иконе была представлена не как серебряное дополнение, а как еще одна реальная рука Богоматери, выступающая из-под мафория в нижней части иконы в центре. Такого же типа иконография зафиксирована и на других иконах и гравюрах ХVIII-XIX веков. По всей видимости, возрастающее распространение этих образов вызвало обеспокоенность Синода, включившего Троеручицу в список тех икон, что противоречат «естеству, истории и истине». Различия в типах изображения третьей руки Богоматери опирались на разные источники -- предание об Иоанне Дамаскине предполагало изображение отдельной серебряной подвески или ее имитации; предание об иконописце позволяло изображать все три руки Богоматери совершенно одинаковыми.

Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».


Источники: http://www.monway.ru/200-ikona-bozhej-materi-troeruchica-znachenie-i-molitva/, http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=372&sid=341, http://fb.ru/article/128232/troeruchitsa---ikona-kotoraya-lechit, http://www.vidania.ru/icony/icon_troeruchica.html, http://www.nsad.ru/articles/troeruchica-strannaya-ikonaNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
икона троеручица от чего помогает