int(1169) умиление икона божией матери | Умиление | Tsurganov.info






умиление икона божией матери


Головна > Икона Божьей Матери "Умиление"

Икона Божьей Матери "Умиление"

День празднования: 10 августа/28 июля (по старому стилю).

Перед иконой Божией Матери "Умиление" матери молятся Пресвятой Богородице о благополучном замужестве дочерей, о счастье и достатке. Икона по вере просящих дает им исцеления.

На иконе Умиления Богородица изображена по пояс. Мария одета в мафорий - длинный плащ-покрывало, спускающийся почти до земли, здесь на голове Богоматери короткий, до плеч, темный плат. Голубое платье и голубой чепец Богородицы оживляют, делают праздничным общий колорит иконы. Руки Пресвято Богородицы скрещенные на груди, правая рука поверх левой в отличие от Остробрамской. Богородица изображена на иконе в тот момент, когда Архангел Гавриил известил ее о том, что скоро Она станет Матерью Сына Божия. Поэтому если посмотреть на лик, то можно сразу понять значение слова «Умиление» - это милосердие, любовь, сострадание, смирение.

Чудотворная икона «Умиление» - чтимая икона преподобного Серафима Саровского, одного из самых известных и почитаемых святых, слава которого распространилась далеко за пределы России, тем более его родного города Курска и места подвижничества святого - Саровской Успенской пустыни. Преподобный Серафим Саровский очень почитал и молился иконе Божьей Матери «Умиление», которая всегда находилась у него в келье. Приходило к Преподобному много людей, страдавших различными недугами, он исцелял их, помазывая елеем от лампады, которая горела перед святыней. Перед этим образом он скончался 2 января 1833.

По наставлению Серафима Саровского икону Божьей Матери «Умиление» передали сестрам Дивеевской Серафимской обители после его смерти. С тех пор иконе дали название «Умиление» Серафимо-Дивеевская или называл ее преподобный Серафим Саровский икона «Всех радостей Радость».

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой,

именуемой «Умиление»

Тропарь, глас 4

К Богородице со умилением при­падем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиление облобызающе и вопиюще со слезами: Влады­чице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.


История иконы Божией Матери "Умиление"

Празднование совершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: "Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему". Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону "Умиление" -"Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 (15) января 1833 года.

Дивеевским сестрам Батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери "Умиление": "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной".

После смерти преподобного Серафима Саровского выполняя его завещание настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена Государем Николаем II при прославлении Преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными.

В 1903 г. икона "Умиление" приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери "Умиление" вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шаповальникову, жившему в подмосковном посёлке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери "Умиление", принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Согласно жизнеописанию составленному по воспоминаниям близко знавших Серафима Саровского людей, вся его жизнь проходила под покровительством Пресвятой Богородицы: Она и Господь наш Иисус Христос являлись ему в видениях, исцеляли от смертельных болезней. Преподобный Серафим Саровский владел не одной иконой Богородицы, у него их было несколько, но келейная икона Умиление занимала среди них особое место. Никто не знает откуда у батюшки Серафима появилась эта икона Умиление, сам же он называл этот образ Божией Матери "Радость всех Радостей": елеем от лампады, которая горела перед иконой, отец Серафим помазывал больных, после чего они исцелялись. Некоторые получали утешение в скорбях, когда преподобный Серафим давал им приложиться к образу Царицы Небесной. 2 января 1833 года во время молитвы и отошел ко Господу преподобный Серафим Саровский.

Изображение Богоматери на иконе - поясное, то есть в полурост, со сложенными руками на груди, немного наклонённой головой и опущенным взором без Богомладенца. Икона Умиление написана маслом на холсте, который закреплён на дощечке из кипариса, размером 67х49 сантиметров.

Сестрам Дивеевского монастыря батюшка постоянно говорил, указывая на икону Умиление: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти отца Серафима икона Умиление была передана игуменом Нифонтом, осиротевшим сестрам в женский Дивеевский монастырь, основанный Серафимом Саровским и находившимся под его покровительством. По его благословению икона Умиление стала Верховной игуменьей монастыря, а настоятельницы его назывались наместницами Верховной игуменьи. Их место в соборе Живоначальной Троицы и в зимнем Тихвинском соборе находилось за большим киотом с иконой Умиление. Перед образом всегда теплилась лампада из серебра. Лампада была пожертвована императором Николаем II в октябре 1902 года. На чудотворную икону Умиление в Дивееве сделали серебряную, золочёную ризу. Ещё одну ризу с камнями подарил Николай II при прославлении Преподобного Серафима Саровского. Нимб на подаренной ризе выполнен в виде разливающихся лучей, которые сделаны из жемчуга и драгоценных камней. С чудотворной иконы Умиление дивеевские рукодельницы сделали много копий-списков, некоторые стали чудотворными.

В Троицком соборе икона Умиление имеет особый придел, были установлены дни празднования её - 29 июля и 9 декабря (день основания обители). Копия с этой иконы, занимает главное, основное место в Свято - Троицком соборе Дивеевского женского монастыря (она написана дивеевскими сестрами на рубеже XIX и XX веков с иконы Серафима Саровского и приняла на себя чудотворные свойства) в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица. Воскресенье по заповеди отца Серафима, до начала литургии перед иконой служится нараспев Параклис (особое молебное пение по уставу Афонской горы).

В 1927 году монастырь в Дивееве закрыли, но игуменья Александра (Траковская) чудотворный образ (икона Умиление) в драгоценном окладе тайно вывезла в Муром. Ризу с иконы она закопала, а чудотворный образ остался вместе с матерью - игуменьей в ее келье.

Монастырь разогнали за неделю, а последняя служба перед разгоном была под праздник Рождества Богородицы 21 сентября. Здесь же дивеевские сестры прощались, кланяясь друг другу в ноги и плача. На улицу их не выкинули, но условия поставили такие, что сама уйдёшь: монашескую одежду не носить, в альтерных мастерских иконы снять, вместо них повесить портреты В.И. Ленина. В тот год в Дивееве жили в ссылке два владыки: епископ Серафим Звездинский и Архиепископ Зиновий Тамбовский. И они сказали сестрам: "Монашество с вас не снимаем: хоть и в миру, но монашество свое берегите. Теперь каждой из вас поднесена чаша, и кто как примет её: кто только к губам поднесет, кто лишь отхлебнет, а кто и до дна выпьет".

Иконы из монастырских храмов были собраны и свалены в церкви Рождества христова. К концу 1940 годов сроки заключения у многих ссыльных закончились, и они снова слетелись в Дивеево.

В 1941 году после смерти игуменьи Александры, чудотворный образ Божией Матери (икона Умиление) хранила монахиня Мария (Баринова), а в конце своей жизни она подарила святыню патриарху Пимену.

В 1991 году все дивеевские иконы в том числе икона Умиление были переданы Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. И в настоящее время икона Умиление хранится в палатах Святейшего Патриарха - в церкви в честь иконы Владимирской Божией Матери. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — икона Умиление выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.


Псково-Печерская икона «Умиление»

Содержание

История

Икона эта в Печерской летописи называется еще Владимирской, так как она есть список с известной чудотворной иконы Божией Матери «Владимирской», которая Владимирским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским была привезена из Киева в 1154 году во Владимир (на Клязьме), а 26 августа 1395 года, в. кн. Василием Дмитриевичем перенесена была в Москву в Успенский Собор.

Список был сделан в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. В Псково-Печерский монастырь принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия. С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.

В 1524 году во Пскове и окрестных землях появились сообщения о чудесных исцелениях, приписываемые иконе:

«Не только православным подаёт Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходящим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Её образу, подает исцеление». [1]

Особую известность и почитание по всей России она приобрела после того, как, по преданию, Богородица через эту свою икону избавила Псков от осады войсками польского короля Стафана Батория. В 1581 году польский король Стафан Баторий бомбардировал город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря. одно из них попало в икону Божией Матери, принесённую в Псков по приказанию царя Ивана Грозного и поставленную на забрале стены, и «тихо паде пред иконою», не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией перемирие .

Помощи и заступлению Пресвятой Богородицы, ради её чудотворной иконы «Умиления», находящейся среди войск I корпуса в 1812 году. приписывает командир этого корпуса отнятие во время нашествия войск Наполеона у французов города Полоцка. Именно с того года празднуется 7 октября память иконы.

По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы. Так, 28 мая 1587 года, когда икона Умиления Божией Матери была во Пскове, вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видевшая два года девять месяцев, помолившись перед этой иконой в соборном храме Живоначальной Троицы, шла за иконой к печерскому подворью и - вдруг прозрела. 26 марта 1603 года, по молитве перед этой иконой, получил прозрение крестьянин Потапий Григорьев, Луцкого уезда, Надвинского стана, бывший слепым 6 лет. По молитве перед этой иконой почти в то же самое время получил исцеление боярский сын Иван Ступицын, у которого два года сведены были жилы левой руки. [2]

Ежегодно, с 1892 года по 1914 год, в период с 8 по 30 сентября, Псково-Печерская чудотворная икона «Умиления» Божией Матери пребывала в Риге и была поднимаема почти во все православные рижские храмы и в весьма многие частные дома. Был утвержден порядок встречи и провожания св. иконы. Вот этот порядок: 1) Чудотворная икона Божией Матери «Умиления» ежегодно прибывает из Псково-Печерского монастыря в Ригу 8 сентября и выбывает обратно 30 сентября. Часы прибытия и отбытия св. иконы зависят от движения поездов Псково-Рижской железной дороги. 2) Святая икона встречается городским духовенством с крестным ходом. 3) Для этой встречи накануне 8-го сентября из церквей Алексеевской и Александровской доставляется в Благовещенскую церковь запрестольные кресты, хоругви, храмовые иконы и фонари. 4) 8 сентября, в 9 часов утра, собирается в Благовещенскую церковь городское духовенство с диаконами и псаломщиками, во главе с архимандритом, которое в 9:30 следует из Благовещенской церкви на Риго-Двинский вокзал, где и встречает св. икону и сопровождает её до Собора. 5) Около Собора встречает икону Высокопреосвященнейший Владыка, с соборным духовенством и с крестным ходом. По внесении св. иконы в Собор и по поставлении её на место совершается Божественная литургия и после неё молебное пение Божией Матери. 6) 30-го сентября чудотворная икона приносится в Собор к Литургии; в 14:30 городское духовенство собирается в Собор, куда к 14:45 прибывает Архипастырь; затем, совершается молебен Божией Матери и поднимается св. икона и сопровождается духовенством с крестным ходом до часовни. что против Риго-Двинского вокзала, где служится опять молебен Божией Матери, а затем вносится в вокзал и в вагон. 7) Как при стрече, так и при проводах св. иконы духовенство имеет облачение лучшее, если хорошая погода. 8) И при встрече и при провождении иконы производится трезвон на колокольнях: Соборной, Благовещенской, Всесвятской и Александровской. [3]

Гимнография

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса. от мора и глада. от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа. в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь .

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиление облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.


Святая икона Умиление Божьей Матери

Одной из православных святынь, которая особо чтима матерями, имеющими дочерей, является православная икона Умиление Божьей Матери. Перед этой святыней православные христианки молятся о благополучном замужестве, о семейном счастье и достатке. На старинной иконе Божией Матери изображена по пояс. Пречистая одета в длинный мафорий, на голове у Нее короткий до плеч, темный плат. По-праздничному выглядит эта святыня, благодаря голубому платью и голубому цепцу. У Богородицы руки скрещены на груди, правая – по верх левой. Глядя на лик Богоматери. можно понять название, данное этой христианской иконе – Умиление, что означает милосердие, сострадание, любовь и смирение.

В наши дни чтимую икону Умиление купить стараются многие христиане ввиду ее чудотворных явлений по молитвам верующих. Сегодняшние иконописцы радуют христиан своими работами в виде икон, вышитых бисером, написанных красками с использованием новых художественных технологий, которые можно приобрести в иконных лавках или интернет-магазинах. Православные храмы отмечают день празднования дивной иконы Умиление Божьей Матери 10 августа .

Значение иконы Божьей Матери Умиление

Данный христианский образ Богородицы являлся особо чтимой иконой преподобного Серафима Саровского, который обрел славу самого почитаемого святого не только в России, но и далеко за ее пределами.

Значение иконы Божьей Матери Умиление обрело большой размах во времена жизни святителя, когда чудеса этой святыни возвращали к жизни многих христиан. Перед иконой всегда горела лампада в келье у святого, елеем от лампады Серафим Саровский помазывал больных, и они получали исцеление. Сам же преподобный называл эту святыню Всех радостей Радость. Долгие годы после смерти святителя эта древняя икона находилась в Дивеевской обители, затем, в тяжелые для православия времена, монахини прятали православную икону Умиление Божьей Матери в разных укромных местах. Почти двадцать лет святыню бережно хранил протоиерей Виктор Шаповальников в поселке Кратово. Уже в 1991 году вещи преподобного Серафима Саровского, сама икона и ее оклад были переданы Московскому Патриархату. Ежегодно, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы чудотворную икону Умиление Божией Матери выносят на поклонение в Московский Богоявленский собор. Верующие со всей России приезжают в этот день помолиться перед этим замечательным образом.


Умиление

«Умиление» Серафимо-Дивеевская

икона Божией Матери.

Другое название: «Радуйся Невесто Неневестная»

икона Божией Матери.

"Радуйся Невесто Неневестная" икона Божией Матери. Галерея икон.

Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Иногда икону называют по словам, написанным по нимбу Богородицы: "Радуйся Невесто Неневестная".

"Радуйся Невесто Неневестная" икона Божией Матери. Галерея икон.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь. где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II. и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).

Еще об иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевская

«Умиление» Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех радостей Радость») - чтимая икона преподобного Серафима Саровского. находившаяся в его келье; перед этим образом он скончался 2 января 1833. После смерти Серафима Саровского икона была передана в Дивеевский монастырь; в годы Советской власти хранилась в г. Муроме ; ныне в резиденции патриарха Алексия II. В настоящее время является одной из особо чтимых святынь Русской Православной Церкви; в пятую неделю Великого Поста (суббота Акафиста) икону приносят в кафедральный патриарший Богоявленский собор для чтения перед нею Акафиста. Икона написана на полотне маслом во второй половине 18 в. по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Богоматерь изображена без Младенца, руки сложены на груди, голова склонена, глаза полузакрыты. На иконе драгоценный оклад, исполненный по заказу императора Николая II. С иконы делались многочисленные списки, особенно после канонизации Серафима Саровского в 1903. Один из наиболее ранних (1840-50-е гг.) был исполнен на стекле, на обороте (на картоне) имелась надпись о благословении этим образом митрополитом Филаретом монахини Зачатьевского монастыря (икона погибла в 1984).

Празднование — 28 июля (10 августа), в Дивеевском монастыре совершалось также празднование 9 (22) декабря (день основания обители).


Источники: http://bogoroditsa.org.ua/page.php?id=202, http://umilenie.lugansk.ua/ikona.htm, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%EA%EE%E2%EE-%CF%E5%F7%E5%F0%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%AB%D3%EC%E8%EB%E5%ED%E8%E5%BB, http://www.sudba.info/svyataya-ikona-umilenie-bozhej-materi/, http://www.vidania.ru/icony/icon_umilenie.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
умиление икона божией матери