int(863) сретение иконы владимирской | Владимирская | Tsurganov.info






сретение иконы владимирской


Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395)

Икона Божией Матери Владимирская

Владимирская икона Божией матери, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона принесена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского. который и решил перевезти икону на север.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (по новому стилю 3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября. установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.


Во Владимир. где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа / 8 сентября

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

О празднике Сретения Владимирской иконы Божией Матери и о самой иконе

  • Алексей Артемьев. Заступничество Пресвятой Богородицы
  • Небесная Заступница
  • Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Владимирская
  • Олег Стародубцев. Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Проповеди

  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь на Сретение Владимирской иконы Божией Матери
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь на Сретение Владимирской иконы Божией Матери
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Слово в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. О благочестии
  • Петр Паламарчук. Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь
  • Елена Лебедева. Московская церковь Владимирской иконы Божией Матери

Богослужения

  • Праздничное архиерейское служение в Сретенском монастыре
  • Божественная литургия на Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Аудиозапись и фотогалерея
  • Всенощное бдение с акафистом на Сретение Владимирской иконы Божией Матери
  • Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Почитание Владимирской иконы в XII–XX вв.

В описании изложенного в сказании XII в. чуда троекратного схождения Владимирской иконы со своего места в храме Вышгорода отражена идея составителей сказания о перенесении иконы в Северо-Вост. Русь по желанию Пресв. Богородицы. Это чудо свидетельствует так-же о том, что икона была выносной (запрестольной, с изначальным изображением на др. стороне). В Вышгороде у иконы еще не было имени; кн. Андрей не знал о ее чудесах. Прославление образа, совершавшего чудеса на пути из Киева, началось во Владимире по инициативе кн. Андрея и клира Успенского собора, пришедшего с князем из Вышгорода.

Существует предположение, что Владимирская икона была списком с чтимой константинопольской иконы из базилики при имп. дворце во Влахернах. О. Е. Этингоф полагает, что прославление Владимирской иконы на Руси было связано с почитанием Влахернской иконы Божией Матери (типа «Умиление»; см. ст. Влахерны) и культом влахернских Богородичных реликвий (Этингоф. С. 127–156). Согласно летописям и сказанию XII в. во Владимире икону носили в крестных ходах и омывали св. водой, получавшей целительную силу, что, как предполагает Этингоф, также связано с «ритуалами Влахернского святилища», где в «часовне источника» была мраморная статуя Богоматери, «из рук которой истекала вода» (Там же. С. 143). Омовение чудотворных икон, восходящее к чину омовения св. мощей и Нерукотворного образа Спасителя в Великий пост, на Руси XII в. вероятно, было соединено с чином малого освящения воды. Омовение Владимирской иконы заключалось в обтирании ее золотого оклада губкой, смоченной св. водой.

Почитание Владимирской иконы соотносилось и с почитанием главной Богородичной иконы Константинополя — «Одигитрии». В источниках XII в. нет сведений о празднествах, в которых участвовала Владимирская икона В XII–XIII вв. рус. праздник 1 авг. представлявший соединение празднований Происхождению (изнесению) Честных Древ Животворящего Креста и Всемилостивому Спасу с Пречистой Его Матерью (служба содержится в прологах рубежа XIV–XV вв.), возможно, отмечался во Владимире «молебным пением» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 297), подобным греч. литии и литании: «хождением» со святынями, сопровождаемым пением псалмов, тропарей и т. п. Не исключено, что кн. Андрей Боголюбский, претендовавший на получение самостоятельной митрополии, мог установить праздник 1 авг. во Владимире, аналогичный константинопольскому торжеству в Великой ц. что уподобило бы Владимир Константинополю, а самого князя — имп. Мануилу I Комнину. Главной Богородичной святыней этого празднества была Владимирская икона, участие которой в чине водоосвящения подтверждается сказанием XII в. Источники свидетельствуют, что в XII в. принесенная из Вышгорода икона была главной и единственной чудотворной иконой Владимира, исключительной по своему значению в церковно-политической и частной жизни кн. Андрея и всех владимирцев; икона в их представлениях отождествлялась с самой Богородицей — основным наименованием иконы было «Пресвятая Богородица». В сказании, в 2 рассказах об исцелении иногородних людей, икона называется «Владимирская»; в неск. летописных статьях, повествующих о военных сражениях, — «Владимирской чудотворной». В тот период образ оставался местночтимой владимирской святыней, слава которого доходила и до далеких от Владимира городов.

В память о чудесном спасении Москвы от нашествия Темир Аксака в 1395 г. было установлено 1-е празднество. До кон. XV в. оно напоминало празднование константинопольской иконе «Одигитрия»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский монастырь, основанный также в память о чуде в 1395 г.), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в Повести о сретении иконы 26 авг. В 1-й трети XV в. вероятно, благодаря митр. Фотию Владимирская икона по своему духовному значению была уподоблена главным константинопольским Богородичным святыням — ризе, благодатной силой которой был спасен Константинополь от нашествия аваров, и иконе «Одигитрия» (в XVII в. изображения Владимирской и. вместо «Одигитрии» встречаются и на иконах, напр. на храмовом образе 1-й пол. XVII в. из ц. Ризположения в Московском Кремле).

По мнению Клосса, празднование Сретения Владимирской иконы 26 августа началось не ранее 70-х гг. XV в. «когда были написаны Пахомиевские редакции Повести»; в редакции Повести Епифания Премудрого празднование Владимирской иконы «приурочено ко дню Сретения Господня — 2 февраля» (Клосс. С. 124). Первые сведения о праздновании Владимирской иконы 26 авг. относятся к 80-м гг. XV в. (Пролог Саратовского университета. № 90, написан ок. 1485 г.; месяцеслов Троицкого сборника. № 762, составлен в Ростове в 1487); в церковных уставах праздник упоминается с кон. XV в. (Там же). В память окончательного перенесения Владимирской иконы в Москву в 1480 г. был установлен 2-й праздник — 23 июня, связанный также с бескровной победой над Ахматом на р. Угре, совершившейся осенью того же года, в день праздника Покрова Пресв. Богородицы. Е. Е. Голубинский на основании месяцеслова в Следованной Псалтири (РГБ. Троиц. № 321, XVI в.; датировка Клосса — 1528) полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 г. (Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 333). По мнению Клосса, в период строительства нового Успенского собора (1472–1479) Владимирская икона находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 г. для благословения войск Иоанна III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время правления митр. Даниила и зафиксирован в вышеназванном месяцеслове Следованной Псалтири (Клосс. С. 124–125).

3-й праздник — 21 мая — первоначально был связан с памятью поновления Владимирской иконы в 1514 г. (Софийский временник. Ч. 2. С. 294–295; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 254). Позднее его соотнесли с памятью о чудесном избавлении от нашествия Магмет Гирея в 1521 г. Клосс полагает, что осмысление события 1521 г. как «новейшего чуда Богоматери» относится ко 2-й пол. XVI в. когда и был установлен праздник 21 мая (Клосс. С. 125–126).

4-й праздник — 15 сент. — был установлен, вероятно, также в XVI в. Он упоминается в сборнике нач. XVII в. вместе с 3 др. праздниками Владимирской иконы (Зимин. С. 189). Праздник был посвящен воспоминанию о проводах в 1520 г. во Владимир поновленных в Москве владимирских икон (в т. ч. древнего списка, см. разд. наст. ст. «Владимирская икона из Успенского собора Владимира»), возвращенных вместе с новыми списками чудотворного образа.

В кон. XV (?) — нач. XVI в. (этим временем датируются самые ранние рукописи, содержащие канон Владимирская икона) для празднования иконе в московском Успенском соборе была составлена служба, в создании которой мог принимать участие Ростовский архиеп. Вассиан (Рыло) (Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. минеям). П. 1956. С. 133–134; Miller D. Legends of the Icon of Our Lady of Vladimir: A Study of the Development of Moskovite National Consciousness // Speculum. 1968. Oct. P. 657–670). Тексты службы Сретения Владимирской иконы датируются кон. XV (?)— нач. XVI в. в Уставе этого времени (РГБ. Ф. 344. № 110. Л. 242–243) — только тропарь и кондак (без стихир); в Минее 1511 г. (РГБ. Троиц. № 597. Л. 133) — 19 песнопений (Серегина Н. С. Отражение ист. событий в стихире о Темир Аксаке и в др. песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного // ПКНО, 1985. М. 1987. С. 150). Нотированная служба Владимирской иконе в стихирарях появилась в сер. XVI в.; заголовки службы на 26 авг. 2 типов: «Стретение Пресв. Богородицы Владимирской» и «Похвала Пресв. Богородице». Заголовки в ряде списков являются краткой летописной статьей; Владимирская икона именуется «Одигитрия»; стихиры «историко-повествовательные». Во 2-й пол. XVI в. появился ряд новых стихир на 26 авг. среди них неск. стихир творения Иоанна IV (Там же. С. 148–170).

Празднования Владимирской иконе сопровождались Большим крестным ходом (в Сретенский монастырь), чин которого окончательно сформировался в нач. XVII в. Описания крестных ходов с Владимирской иконой на 21 мая, 23 июня и 26 авг. содержатся в рукописи 1609 г. (РГБ. Ф. 247. № 82. Л. 276 об.— 279 об.; об этом см. Клосс. С. 126). Согласно «Сказанию действенных чинов», в Большой крестный ход (в отличие от Малого) брали чудотворные иконы — Владимирскую икону и «Одигитрию» из Вознесенского монастыря Московского Кремля, а также чудотворные иконы, кресты и святыни; в шествии обычно принимали участие царь и Патриарх (Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М. 1908. С. 6–7). В чине Большого крестного хода Владимирская икона занимала место перед Патриархом; рядом с иконой несли ее драгоценную подвесную пелену. В плохую погоду в крестные ходы вместо древней Владимирской иконы носили ее список (икону-наместницу нач. XVI в.). Празднования Владимирской иконы 26 авг. и 23 июня отличались наибольшей торжественностью и календарной устойчивостью. Празднование 21 мая нередко переносилось на др. дни мая и даже нач. июня. Большой крестный ход этого праздника с 1668 г. по указу государя стал Малым; в 1722 г. по указу Синода был упразднен, потом его восстановили, но ходили уже не в монастырь, а в ц. в честь Владимирской иконы (1691–1692), в Китай-город, у новых Никольских ворот (Устав Моск. святейших патриархов // ДРВ. 17892. Т. 10. С. 290–299; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Федоровича, Алексия Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682) / Предисл. П. Строева. М. 1844. Указ. С. 13). Праздник 15 сент. просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора нач. XVII в. крестный ход этого дня назван Большим, ходили в Басманную слободу, к деревянной ц. в честь Владимирской иконы, построенной на месте проводов владимирских икон в 1520 г. (Горский, Невоструев. Описание. С. 357). В 1668 г. крестный ход 15 сент. определен как «меньшой»; в 1679 г. он был упразднен (Устав Моск. святейших патриархов // ДРВ. 17892. Т. 10. С. 25–26).

В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с Владимирской иконой и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там Владимирскую икону ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда — в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 декабря 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, Владимирскую икону несли в сопровождении чтимых икон Богоматери — Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ([Снегирев И. М.] Очерки жизни моск. архиеп. Августина. М. 18413. С. 26–52). 26 мая 1833 г. в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму.

В 1918 г. служба Владимирской иконе была использована еп. Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим (Чи¬някова Г. П. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим, — словесная икона Св. Руси // ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 71–76). Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм рус. святых (икону в 20–30-х гг. ХХ в. написала мон. Иулиания (Соколова)). В декабре 1918 г. Владимирская икона была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апр. 1919 г. С 1926 по 1930 г. она находилась в ГИМе, затем была передана в ГТГ.

Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из Государственной Третьяковской Галереи принесли на поклонение Владимирскую икону. В эти годы шла дискуссия о передаче Владимирской иконы из Государственной Третьяковской Галереи в ГММК — на место ее исторического пребывания в Успенском соборе Московского Кремля. После освящения в 1996 г. ц. свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее Владимирской иконы периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно.

Фрагмент статьи из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г.


Сретение Владимирской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

Ныне празднуется день Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.  Это празднование установлено в память спасения Москвы от нашествия полчищ Тамерлана в далеком 1395 году. Не было тогда воинских сил на Руси, чтобы противостоять такому грозному и многочисленному войску.

Но была горячая вера в помощь и заступничество Пресвятой Богородицы, Которой усердно молились русские люди. И неожиданно, необъяснимо, Тамерлан развернулся и увел свою армию из пределов Руси, отказавшись от легкой добычи и успешного завоевания.

Велика сила соборной молитвы к Пречистой Деве!

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет”.

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа/8 сентября – установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.  Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!”

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебя воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, / в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, / невозвратно надежду имуще, притецем, / к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: / радуйся, Невесто Неневестная.


Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери

8 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют Сретение Владимирской иконы Божией Матери.

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля.  Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Пере д ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст. 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст. 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.


Источники: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2150/, http://www.pravoslavie.ru/put/31825.htm, http://www.hram-v-lesnom.ru/content/%D1%81%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B, http://www.brooklyn-church.org/sretenie-vladimirskoj-ikony-presvyatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy.html, http://www.pravmir.ru/sretenie-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
сретение иконы владимирской