int(1118) тропарь владимирской иконе | Владимирская | Tsurganov.info




тропарь владимирской иконе


Икона Божией Матери «Владимирския-Мироточныя»

Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь

На месте расположения Гродненского Св. - Рождество-Богородичного женского монастыря издревле ( с ХII в.) находилась соборная Свято-Пречистенская церковь. В ХVI в. фундаторами церкви были князь Михаил Глинский и Великий князь Литовский Александр. Но с введением в ХVII в. унии храм был превращен в униатский. С благословения униатского митрополита Иосифа - Веньямина Руцкого при храме было организовано униатское сестричесво Сестер - базилианок. (Орден базилианов, по имени святого Василия Великого, был создан Руцким для пропаганды унии среди православного населения ВКЛ). Так в Гродно возник женский монастырь.

Сестры - базилианки построили на месте сгоревшей старинной Свято-Пречистенской церкви храм Рождества Богородицы и жилые корпуса. Частые пожары препятствовали строительству монастыря, и он был освящен только в 1756 г. ( в XVIII в.)

Когда по решению Полоцкого Собора 1839 г. белорусские униаты возвратились в лоно Православной Церкви, гродненский базилианский женский монастырь был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь. К этому времени в монастыре проживали только 2 престарелые униатские монахини. По их просьбе они были переведены в католический монастырь.

Так, с 1839 г. начался долгий этап расцвета Гродненской обители. Был проведен ремонт и реставрация старых монастырских корпусов и церкви Рождества Богородицы, построен теплый (зимний) храм во имя святого прп. Сергия Радонежского ( 1866 г.). При монастыре открылся приют для девочек из бедных семей и сирот.

В 1877 г. в Гродненском монастыре произошло чудо мироточения Владимирской иконы Божией Матери. История этой святой иконы такова: близ Гродно проживала благочестивая православная семья Домбровских. В этой семье хранился как фамильная святыня список Владимирской иконы Божией Матери. Когда дочь Домбровских сообщила родителям о своем желании уйти в монастырь, мать трижды видела во сне Богородицу и слышала голос, повелевший ей отпустить дочь в монастырь вместе со святой иконой. Мать благословила дочь Владимирской иконой, и послушница Наталия Домбровская привезла ее с собой в монастырь и поставила святой образ в своей келье, где однажды он замироточил.

Мироточение Владимирской иконы Божией Матери продолжалось полгода. Святое миро по благословению игумении было собрано в ковчежец в виже креста, и сейчас хранится в киоте при иконе. Владимирская-Мироточивая икона (так стали называть святыню) прославилась чудесами, в том числе чудом исцеления бесноватой женщины. В ХХ в. в честь Владимирской-Мироточивой иконы Божией Матери составлен Акафист.

История Гродненской обители в ХХ в. началась с необычайного расцвета монастыря. В 1900 г. Священный Синод постановил перенести Св.-Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток, что вблизи г. Гродно, с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Св.-Рождество-Богородичного женского монастыря. Подворья этого монастыря были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине.

Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовал приют для сирот, школа, сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские. Земельные угодья монастыря обрабатывались на самом образцовом уровне, так что на сельскохозяйственных выставках продукция монастыря отмечалась медалями и дипломами. Готовился приезд в монастырь Императора Николая II. Этим планам помешала Мировая война. В связи с приближением фронта монастырь был эвакуирован в 1914 г. в Москву, где сестры во главе с игуменией пережили революцию, гражданскую войну и начало большевистских гонений на Церковь.

В 1921 году сестры во главе с игуменией приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был частью Польской республики, и польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Поэтому сестры вернулись в стены древней Гродненской обители, которая в годы расцвета была подворьем Красностоцкого монастыря. С тех пор до самого своего закрытия в 1960-м году монастырь оставался действующим, не смотря на все события мировой истории: воссоединение с Советской Белоруссией в 1939 году, начало Великой Отечественной войны и немецкую оккупацию, и послевоенные советские репрессии против священнослужителей. Именно в Гродненской Св.-Рождество-Богородичном монастыре совершил свое последнее богослужение священномученик Серафим Жировицкий.

В 1960 г. советские власти приняли решение о закрытии Гродненского женского монастыря. Предполагалось властями переселить сестер в действующие женские монастыри далеко за пределами Беларуси ( назывался Пюхтицкий монастырь в Эстонии), но милостью Божией сестры нашли приют в Св.-Успенской Жировицкой обители. После того, как советские власти стали предпринимать меры к закрытию Жировицкого монастыря, все увидели Промысел Божий в поселении сестер Гродненской обители на территории мужского Жировицкого монастыря - благодаря этому, власти не смогли закрыть Жировицкий монастырь. С собой в изгнание сестры увезли в Жировичи главные святыни своей обители: образ Владимирской-Мироточивой Божией Матери и другие святыни. В изгнании схиигумения Гродненского монастыря, матушка Гавриила (Рисицкая) составила Акафист в честь Владимирской-Мироточивой иконы Божией Матери. Духоносная старица схиигумения Гавриила почила в Жировицком монастыре.

В 1992 году началось возрождение Гродненской обители под руководством игумении Гавриилы II (Глуховой). Сестры после почти 30 лет изгнания смогли вернуться в стены древней обители, где после выселения монастыря богоборческими властями был открыт музей атеизма. Не все здания монастыря были сразу возвращены сестрам. Возрождение шло постепенно, с преодолением множества препятствий. В январе 1993 г. Митрополит Филарет освятил восстановленный храм св. прп. Сергия Радонежского, а июле был возвращен монастырю главный храм в честь Рождества Богородицы. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II, а в 1998 году в Гродненском монастыре побывал Президент А. Лукашенко, и в том же году президентским Указом монастырю были возвращены все монастырские строения.

Акафист в честь иконы Божией Матери «Владимирския-Мироточныя»

Избранней от всех родов Пречистей Деве и Матери Бога, даровавшей нам дивное утешение - мироточивую Свою икону, благодарственное пение приносим Ти - Неискусобрачней. Ты же, яко Милостивая и Благая наша Заступница, услыши потщавшихся Тебе послужити и уневеститися Сыну Твоему. Испроси у Него нам прощение грехов, да неосужденныя на Суде Своем ны одесную поставит. Тебе же, яко Ходатаице нашей, Всеблагой Царице и Владычице, зовем: Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Ангели и праведных души воспевают Тя непрестанно, Царицу всех, Богородице. Мы же, грешнии и непотребнии раби Твои, смиренно взирающе на пречистый образ Твой, во обители сей мироточением прославленный, с умилением взываем Ти сице: Радуйся, Избраннице предвечнаго Совета, Радуйся, Мати Создателя всяческих. Радуйся, Отроковице, вместилище Божественной благодати, Радуйся, Ковчеже златый, вместивший не токмо скрижали завета, но и Христа Господа. Радуйся, сподобившаяся неизреченныя благодати Богоматерию нарещися, Радуйся, израстившая Спасителя миру. Радуйся, первая поклоншаяся Отрочати, яко Богу и Создателю Своему, Радуйся, Царице небесе, Сама Ему служившая на земли. Радуйся, Царице, с Сыном Твоим вечно царствующая, Радуйся, Госпоже, с Господом вечно господствующая. Радуйся, горняго мира украшение, Радуйся, дольняго мира защищение. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Видевше дивное истечение мира от преславнаго Твоего образа, Пресвятая Дево, мы, аще и ленивии и грешнии, но на всяк день с верою и упованием прибегаем под пречистый покров Твой и тепле вопием: не отврати лица Твоего от нас, но, яко Благая, скоро услыши и в скорбех не остави ны, вопиющия Богу: Аллилуиа.

Разум подаждь нам достойно песньми восхвалити Тя, Пренепорочная Дево, яко многая чудеса от сия иконы явила еси, миро точащи от нея, многих болящих исцелила еси, бесы одержимых, - власти их свободила еси, и здрави быта. Темже убо прославляем Тя, святому образу Твоему покланяющеся и благодарственно вопиюще Ти: Радуйся, славою дивнаго врачевания образ Твой украсившая, Радуйся, благодать ему даровавшая. Радуйся, многих немощных исцелившая, Радуйся, бесных власти бесовския свободившая. Радуйся, прошения наша не отвергающая, Радуйся, истинно молитися нас научающая. Радуйся, прощати обидящим нас силы дарующая, Радуйся, любити враги наша научающая. Радуйся, ненависть и вражду искореняющая, Радуйся, посреде нас мир водворяющая. Радуйся, Царице небесе и земли, Радуйся, Госпоже всякаго создания. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Силою, данною от Тебе, Владычице наша, честная Твоя икона источением мира цельбоносно прославися; и в сонном видении трикраты явилася еси старице, образ Твой имущей, и повелела еси его во обитель сию, яко место Твое избранное, даровати. Мы же, видяще дивная от Тебе, смиренно припадаем пред чудотворною Твоею иконою, восхваляюще Тя, яко Матерь Бога нашего, Емуже поем: Аллилуиа.

Имущи богатую милость и теплую любовь к людем, искупленным Кровию Сына Твоего, Владычице, Ты насельниц обители Твоея в годину скорби выну внимала еси слезным мольбам, вопиющих: Радуйся, уповающим на милость Твою помогающая, Радуйся, в смирении молившихся возвеличившая. Радуйся, милостей небесных Подательнице, Радуйся, Материнское попечение о нас имущая. Радуйся, Своими молитвами от бед избавляющая, Радуйся, Твоим предстательством от напастей скоро изымающая. Радуйся, славити покров Твой научающая, Радуйся, хвалити Тя выну побуждающая. Радуйся, милосердием сердца согревающая, Радуйся, от вечной погибели извлекающая. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Имущая небесную милость к роду человеческому, Пресвятая Владычице, не оставила еси обитель сию во дни скорбей и напастей, слезно молившихся избавила еси от злых искушений. Темже благодарственно взываем Богу: Аллилуиа.

Слышавше весть о скорби грядущей, насельницы обители Твоея, Владычице, все упование на Тя возложиша и, к чудотворной иконе Твоей притекающе, слезные мольбы вознесоша Ти, смиренно просяще: Радуйся, Путеводительнице, шествовати по пути благочестия рабом Твоим помогающая, Радуйся, в добрых делех преуспевающих укрепляющая. Радуйся, обитель Свою от напастей охраняющая, Радуйся, злая начинания расторгающая. Радуйся, послушанию старшим нас научающая, Радуйся, умы наша от заблуждений на путь правый направляющая. Радуйся, душевредныя замыслы разрушающая, Радуйся, житие наше на земле устрояющая. Радуйся, к Царствию Небесному путь нам показующая. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Пресветлей звезде уподобися Твоя икона, егда сия миро источи, еже и доныне хранимо на образе Твоем, яко залог Твоея благодати и силы с образом сим, к немуже мы, припадающе, наше усердное моление Ти приносим: не презри нас, требующих Твоея помощи, умягчи противу нас враждующая сердца и любовию Христовою согрей, да во утешении духовнем Сыну Твоему зовем: Аллилуиа.

Видевше икону Твою, о Госпоже Богомати, чудесы прославленную, страха и радости исполнихомся, уразумевающе, яко в сем явлении бысть Твое к нам благоволение. Сего ради поклоняемся Ти и, лобызающе образ Твой, со благодарением взываем Ти сице: Радуйся, сосуде златый мира многоцелебнаго, Радуйся, сокровищнице драгая, на всяк недуг врачевство содержащая. Радуйся, многоцелебный чудес источниче, Радуйся, неисчерпаемыя благодати Ходатаице. Радуйся, Церкви Святей и обителем утверждение, Радуйся, святителей православных укрепление. Радуйся, всех верных удобрение, Радуйся, грешником страх и посрамление. Радуйся, скорая помощнице борющимся со страстьми и похотьми, Радуйся, Облаче росоносный, погашающий пламень вожделений греховных. Радуйся, Судии Праведнаго умоление, Радуйся, грехов наших прощение. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Проповедует Святая Церковь о величии Твоем, Пресвятая Дево, и светло красуется Твоими чудотворными иконами, явленными по всей вселенней. Сия же Твоя икона, яко звезда пресветлая, сияет в храме сем, пред неюже мы повержени, усердно молим: не остави в суете скорбей страну нашу, но светом истиннаго Богопочитания просвети, Церковь Святую в ней возвеличи и мир ей ниспосли, да, осияннии Тобою, поем Богу: Аллилуиа.

Возсияша, яко пресветлыя звезды, Твоя чудотворныя иконы, освещающия вси концы земли и светом боговедения озаряющия умы, пред нимиже выну преклоняяся, Тя величаем и неседальное Ти поем: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, Радуйся, нечаянную радость верным дарующая. Радуйся, Всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая, Радуйся, похвало наша и всего мира надежде и утешение. Радуйся, Радосте наша, покрывающая нас от всякаго зла, Радуйся, Царице Богородице, надежде и прибежище наше. Радуйся, благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте, Радуйся, помощнице наша, молящимся пред иконою Твоею помогающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая, Радуйся, Христианом Помощнице и милосердная о грешных Предстательнице. Радуйся, благодатная Купино Неопалимая, огненнаго запалення нас сохраняющая, Радуйся, Радосте наша, от всякаго зла нас избавляющая и печали наша утоляющая. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Хотящим быти наследниками мира горняго человеколюбивый Господь, имеяй милостей и щедрот бездну, Тебе нам - Матерь Свою - в покров и защиту дарова, да ходатайствуеши присно за ны пред Сыном Твоим и Судиею нашим, Емуже вопием: Аллилуиа.

Новы и вечны обители уготованы любящим Сына Твоего. Мы же, немощию плоти обложени, преступивше заповеди Его, впадше во грехи и далече от сих обителей сотворшеся, к кому убо прибегнем, аще не к Тебе, о Богородительнице? Ты - наша защита и, Тя величающе, поем: Радуйся, у Престола Божия теплая о нас предстательнице, Радуйся, ищущим спасения душевнаго Ходатаице. Радуйся, от небесных высот к земнородным милостиво приникающая, Радуйся, чтущих Тя прошения скоро исполняющая. Радуйся, на стропотнем пути греха стоящим вразумление подающая, Радуйся, искушаемым от диавола скорую помощь являющая. Радуйся, грешныя на покаяние наставляющая, Радуйся, всех шествовати ко спасению направляющая. Радуйся, спасительных благ небесных и земных подательнице, Радуйся, душевных и телесных недугов наших целительнице. Радуйся, яко Тобою от внезапныя смерти сохранени быти чаем, Радуйся, яко Тобою обитель вечну на небеси получити уповаем. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Странники и пришельцы есмы на земли, бурею страстей одержими, паки к кому прибегнем в скорбех странствия нашего, аще не к Тебе, чадолюбивая Мати, при Кресте Сына Твоего нас всех усыновившая. Не отвержи, не рцы нам: «Не вем вас, грех ради ваших», - но, яко удобь послушливая, в скорби и в печали утешающая, защити, спаси, помилуй Царю славы Христу вопиющих: Аллилуиа.

Весь мир христианский блажит Тя, Матерь Божию, и все упование на Тя возлагает: мы же, зряще Твою чудотворную икону, яко сокровище многоценное, со гласом радования поем: Радуйся, при Кресте Сына Твоего всех нас усыновившая, Радуйся, пречистыя язвы Его слезами Своими омывшая. Радуйся, по Бозе - Царе царствующих - Богородице Царице, Радуйся, яблоко благовонное в Христовой деснице. Радуйся, в странствии нашем тихое пристанище, Радуйся, в стране сей наша скорая помощнице. Радуйся, чистоте и целомудрию нас научающая, Радуйся, кротости и смирению нас наставляющая. Радуйся, унывающих благодатное ободрение, Радуйся, изнемогающих внезапное подкрепление. Радуйся, мрак душ наших благодатно просвещающая, Радуйся, в милости к страждущим никогдаже оскудевающая. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Всякия утоли болезни, и бурею житейскаго моря потопляемых к тихому пристанищу приведи; нас же, мирский мятеж оставлыпих и Ангельский образ на рамо свое возложших, яко зело любящая, от блата страстей возведи: отверзи двери милосердия Твоего и в чертог славы Сына Твоего нас введи, да с лики Ангельскими поем Ему: Аллилуиа.

Витийствующий язык не может восхвалити Тя, недоумеет воспети величия Твоего и чудес по достоянию, обаче, Благая, и скудоумныя наша песни прийми, Тебе поющих: Радуйся, Заступнице, от навета клеветническаго нас защищающая, Радуйся, поношения от человек нас избавляющая. Радуйся, яко образ Твой благоволи Бог прославити чудесы, Радуйся, яко взирающим на него с верою сей благодать дарует. Радуйся, в созданием храме, на прославление имени Твоего, незримо обитающая, Радуйся, яко никтоже, в нем с верою моляся, тощь и неуслышан исходяше. Радуйся, Пресветлая Звездо, на путь ко спасению. Радуйся, нищету иноческую до конца хранити научающая. Радуйся, с небесных высот на мольбы наша призирающая, Радуйся, предстательством Твоим безконечныя жизни сподобляющая. Радуйся, коегождо прошения предварити тщащаяся, Радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Спасти хотящи люди от всяких бед и скорбных обстояний, притекающим под Твой покров ниспосылавши Твоя богатыя милости. И икону Свою чудотворную даровала еси обители сей, яко залог непрестаннаго о ней Твоего попечения, на нюже мы взирающе, и на руку Твоею сидящему Богомладенцу поем: Аллилуиа.

Стена еси нерушимая и покров иночествующим, красоты мирския оставившим и крест на рамо свое вземшим, и крепкое заступление всем к тебе прибегающим, образ Твой почитающим и Тебе поющим: Радуйся, стено и покрове к Тебе прибегающих, Радуйся, Отрадо утешения чающих. Радуйся, иночеству благоскорбящему подательнице вечнаго радования, Радуйся, благоподвизающимся им - Ходатаице спасения. Радуйся, возбраняющая грехом нашим, Радуйся, гласом моления Твоего отражающая грехи наша, вопиющия на ны к Богу. Радуйся, всегда Матернюю любовь к обители сей являющая, Радуйся, оскудение брашен в ней чудесно восполняющая. Радуйся, во дни тяжких испытаний обители не оставляющая, Радуйся, в плену и изгнании насельниц ея дивно заступающая. Радуйся, неправедно гонимых и обидимых защитнице, Радуйся, гонящих и обидящих правосудная наказательнице. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Пение сугубое и всеусердное дерзаем принести Тебе, но оскудевает слово, недоумевает ум, како глаголати. Веси бо, яко от полноты любве и усердия приносим Ти сицевая. Ты же, Пречистая, просвети ум наш и Сама научи непрестанно пети Богу: Аллилуиа.

Светоприемная свеща, любовию к Богу горящая, просвети и наша ожесточенная сердца и любовию к Богу и ближним воспламени, да Тебе поем: Радуйся, слезам покаяния добрая учительнице, Радуйся, множество душ уневестившая Христу. Радуйся, живущих в обители сей подкрепляющая, Радуйся, благопромышление о ней являющая. Радуйся, Православия крепкая стено, Радуйся, сего единая защитнице. Радуйся, душам огорченным утешения духовнаго подательнице, Радуйся, обителей иноческих неусыпная блюстительнице. Радуйся, во обитель райскую душею Твоею руками Господа вознесенная, Радуйся, яко всеми Ты прославлена. Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая защитнице, Радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усердная Ходатаице. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

Благодать и милость испроси нам у Сына Твоего и Бога, Егоже родила еси несказанно, Человеколюбивая Владычице! В терпении в бедах утверди, братолюбие ниспосли нам и памятозлобия избави, да, радующеся милосердию Твоему, велегласно поем Господеви: Аллилуиа.

Поюще Тя, милосердную нашу Покровительницу, иконою мироточивою милость Свою нам являющую, яко єдину надежду и прибежище Тя имуще, чистым сердцем Тебе хвалу приносим: Радуйся, трилетствовавшая Отроковице, в храм Божий со славою введенная, Радуйся, от Архангела Гавриила о зачатии Сына и Бога извещенная. Радуйся, Царя Христа во спасение человеков рождшая, Радуйся, Чистейшая, закон очищения исполнившая. Радуйся, многих грешников ожесточенное сердце умилившая, Радуйся, пришествием в землю Египетскую рукотворныя идолы сокрушившая. Радуйся, Сына Своего, распята на Кресте, рыдавшая, Радуйся, Жизнь, во гробе положенную, недоуменно зревшая. Радуйся, язвы Сына Твоего в сердце носившая, Радуйся, глубиною страдания и терпением всю тварь удивившая. Радуйся, первее всех воскресение Сына Твоего узрети сподобившаяся, Радуйся, прежде всех беседы Его насладившая. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

О Всепетая Мати, пресветлая звездо, Солнце Правды - Христа нам явльшая! Приими ныне пред Твоею иконою смиренно приносимая нами Тебе моления. Избави нас напастей всех и вечныя муки своботи, да во обителех райских вечно поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва Пресвятой Богородице пред иконою Ее, именуемой «Владимирския-Мироточныя»

О Пресвятая Владычице Дево Богородице - надеждо и прибежище наше! Ты нам даровала сию, мироточием зде прославленную, Твою икону, пред неюже мы предстояще молимся: не отврати лица Твоего от нас, не отступи от нас за беззакония наша, но, яко Благая, приими нас под Свой покров. Огнь нечистоты и всякия скверны в нас морем благодати Твоея потопи, даждь нам познание собственных грехов и немощи, а человеческия хвалы - бегство. Жестокосердием и немилосердием ны отягченныя умягчи, даждь нам сопечаловатися ближним и памятозлобия избави, любовь сея жизни излишнюю и плотскаго покоя рачение отложи от нас, смерть же, суд, мучения, грешником уготованная, в памяти углуби, от всякия же злобы сердца наша отврати, да мирными усты прославим Тя - Владычицу нашу. Аминь.

Днесь светло красуется обитель сия, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы, притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит обитель сию, град сей и вся грады, и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.


Владимирская икона Божией Матери

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г. образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г. когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[1].

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Читайте также: Икона Божией Матери Владимирская в истории России

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви ( 1448 г .), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси ( 1589 г .), Святейшего Патриарха Тихона ( 1917 г .), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (??????? – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (???????????? – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Читайте также: Царица неба и земли: почему так много икон Богородицы?

Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником»[2]. Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви, она могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона[3]. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в. «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См. Книга Степенная. М. 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики[4], то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротоде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией»[6]. «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света»[7].

В храме свт. Николая в Толмачах

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

В храме свт. Николая в Толмачах

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконы Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

Владимирская — Волоколамская икона (память Мр. 3 /16 ), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20 ), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.

Владимирская — Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря) 1588 год.

Владимирская — Оранская (память М. 21/ Ин. 3)1634 год.

Владимирская — Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3 ).1603 год.

Владимирская – Ростовская ( память Ав. 15/ 28) 12 век.

Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак иконе Божией Матери Владимирская. глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Молитва иконе Божией Матери Владимирская

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

[1] Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому путю, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».

[2] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М. «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

[3] Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в. где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г .

[4] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» …

[5]. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках..

[6] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.


Празднование:

История

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462 - 1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют "поясом Богоматери", охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям - "стояние на Угре". Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473 - 1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская


Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Владимирская

Эта страничка относится к разделу

  Икона Пресвятой Богородицы Владимирская

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4.

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

---

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8.

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

---

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8.

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Статья опубликована участником [tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .


Источники: http://akafist.narod.ru/B/Vladimirskaya-Mirotochivaya.htm, http://www.pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi-2/, http://azbyka.ru/days/ikon/vladimirskaja, http://pravicon.com/info-1047NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
тропарь владимирской иконе