int(1074) владимирская икона третьяковская галерея | Владимирская | Tsurganov.info




владимирская икона третьяковская галерея


Жизненный путь

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя [5]. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь. давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы [6] .

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре ).

Иконография

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей. относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон [7] .

Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке. предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78?55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием ), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом. а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона [8] .

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» [9] позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 году сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось. [источник? ]

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)» [10] .


Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери. Галерея икон.

Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Владимирская икона Божией Матери в киоте и окладе с камнями. Галерея икон.

Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским. отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.

Икона «Богоматерь Владимирская». XVII в.

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона стала называться Владимирской.

В 1480 году Владимирская икона была перенесена на постоянное хранение в Москву. в Успенский собор Кремля. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах. соединенный с музеем небольшим коридором.

Ныне икона находится в музее г. Переславля-Залесского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице.

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Еще об Владимирской иконе

Владимирская икона Божией Матери. главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города.

На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке. написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного. почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в. т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в. один из которых сделан для Успенского собора во Владимире. другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве – в церкви Николая Чудотворца, что в Толмачах, которая имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее.

Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.

Владимирская икона Божией Матери.


Владимирская икона Божьей Матери

Икона Владимирской Божьей Матери

XI - XII вв. Третьяковская галерея, Москва

Владимирская икона Божьей Матери - одна из главных святынь Русской православной церкви. Икона была подарена Юрию Долгорукому константинопольским патриархом в 1131 году, с 1155 года икона хранилась во Владимире, а сейчас находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.


Иконы Третьяковской галереи

Еще в школе нас учили не относится серьезно к религиозному искусству. Ну что там — они не знали перспективы, не могли реалистично изображать человека и прочее. Дьякон Кураев в своей лекции про иконопись, вспоминает забавные факты о советском представлении об иконах.

Я открыла для себя иконы в Третьяковке. В то время я была подготовлена к восприятию иконы, поскольку давно интересуюсь абстрактным искусством. Думаю, если признавать право на живопись только для реализма, оценить красоту иконы невозможно.

При ближайшем рассмотрении, иконы оказались абсолютно новым для меня искусством, искусством абсолютно самодостаточным, с одной стороны и простым с другой.

Русская (византийская) икона появилась на обломках античного искусства.

К IX веку, после периода иконоборчества,  античная традиция на востоке прекратила свое существование. Появилось совершенно новое искусство, далекое от античной традиции — иконопись. Она возникла в Византии и продолжала развиваться в России.

Однако со знакомством России с западноевропейским искусством, иконопись хоть и продолжала существовать, но она уже не считалась пределом совершенства. Российская элита полюбила барокко и реализм.

К тому же иконы в средние века для сохранности покрывали олифой, а она со временем темнела, часто поверх старого изображения накладывалось новое, а еще чаще иконы прятали в оклады. В итоге получилось, что большая часть икон была скрыта от глаз.

Древнерусское искусство было вновь открыто в конце 19 века, а в начале 20 века пережило настоящее признание.

Это был период когда люди стали проявлять интерес к древнему национальному искусству и появилась техника реставрации. Открывшиес я миру в результате реставрации образы потрясли современников.

Возможно именно это дало толчок в развитии русского абстрактного искусства. Тот же Анри Матисс, рассматривая коллекцию новгородского искусства в 1911 году говорил: «французские художники должны ездит учиться в Россию: Италия в этой области дает меньше».

Изображения божьей матери

Одна из величайших византийских икон выставлена в Третьяковской галерее — это икона Владимирской божьей матери.

Она была создана в Византии и попала на русскую землю в 12 веке. Тогда Владимирский князь Андрей Боголюбский построил для нее Успенский храм во Владимире

Изображение богоматери с прильнувшем к ней младенцем относится к типу иконы Умиление, такие изображения стали распространяться в византийском и русском искусстве в 11 — 12 веках. Тогда же появился «Канон на плач пресвятой богородицы». В западной традиции он называется Stabat mater.

богоматерь Симона Шакова

«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.

Слава: Вижу утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, Сего даде.

И ныне: Се Свет Мой, сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.»

Изображение богоматери с младенцем по типу «Умиление» усиливает текст канона.

Еще одна прекрасная икона на эту же тему «умиление» — Донская божья матерь Феофана грека, также находится в Третьяковской галерее

Более древнее изображение богоматери также можно увидеть в собрании Третьяковской галереи

Богоматерь Воплощение — икона 13 века из собрания Третьяковской галереи

Такая икона называется — Оранта. Подобных изображений много в катакомбах и ранних христианских церквях. Здесь основной смысл придается схождению на землю сына божьего через богоматерь, которая в данной трактовки является «вратами света» через которые в мир приходит благодать. Другими словами здесь изображена беременная богоматерь.

Другая икона, которой восхищается ни одно поколение видевших ее, это троица Андрея Рублева.

Чтобы понять и оценить красоту этого произведения, предлагаю также окунуться в историю вопроса.

Троица: отец, сын и святой дух была еще в эллинской традиции — культ бога Диониса. Уж не знаю оттуда ли она перекочевало в христианство, или откуда с востока, но идея эта гораздо древней, чем новый завет и символ веры.

Новозаветную троицу (бог отец, сын и святой дух) в православной традиции нельзя было изображать. Это противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда ». Можно изображать только троицу ветхозаветную.

Справедливости ради, несмотря на канонический запрет, изображения Новозаветной  Троицы  широко распространены по сей день, хотя вроде бы определением  Большого Московского Собора  1667 г. были запрещены.

Икона «Отечество с избранными святыми» 14 век Новгород — по моему здесь явно изображена новозаветная троица

В католической же традиции Новозаветную троицу изображали часто.

Роберт Кампин «Троица». В католической традиции Троицу изображали буквально: Отец, распятый Иисус, святой дух в виде ангела. Картина из Эрмитажа

В основу изображения ветхозаветной троицы легло предание об Аврааме. В книге бытия описывается эпизод, когда Аврааму является бог в виде трех ангелов. «И явился ему господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (быт. 18:1-8)

Именно этот сюжет и изображается как святая троица, его еще называют «гостеприимство Авраамово».

Троица XIV век Ростов

В ранних изображениях этот сюжет изображали с максимальными деталями: Авраам, его жена Сарра, дуб, палаты Авраама, слуга закалывающий тельца.Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим.

В Троице Андрея Рублева нет ничего лишнего. Только три ангела, которые воспринимаются как единое целое. Их фигуры образуют замкнутый круг. Именно рублевская Троица стала каноническим изображением и послужила примером для последующих поколений иконописцев.

Методы и приемы иконописи, обратная перспектива

Для правильного понимания иконописи нужно иметь в виду, что иконописцы не стремились изобразить реальность, у них была другая задача — изобразить мир божественный. Отсюда и происходят приемы не свойственные для реалистичной живописи.

Например — использование обратной перспективы. (Это когда линии к горизонту не сходятся, а расходятся).

Ясли в которых лежит новорожденный Иисус, изображены в обратной перспективе

Однако это использовалось не всегда, а только когда художник хотел подчеркнуть особую близость объекта к нам. Также в иконе используются и параллельная перспектива — когда линии не сходятся на горизонте, а идут параллельно.

Интересная икона мастерской Феофана Грека «Преображение». Здесь еще и изображены события происходящие в разное время.

Очень люблю эту икону, мне от нее сложно оторваться. Здесь изображено преображение Господне не горе Фавор. От Иисуса исходит божественный свет, внизу пали ниц апостолы Петр, Иаков и Иоанн Богослов. Сверху пророки Моисей и Илия. Над ними, ангелы которые принеси их на это место. Под горой группы апостолов, одна группа поднимается в гору, другая спускается с горы. Это одни и те же апостолы, изображенные в разное время.

Преображение господне — очень важный сюжет в православной традиции, он как бы показывает путь спасения, приобщения к божественной славе. Наблюдая свет, исходящий от Христа мы становимся людьми  «которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствие Своем» (Мф. 16:28)

Ранее, питерский снобизм заставлял меня проходить мимо Третьяковской галереи, так как ассоциировалась она у меня только с «Утром в сосновом лесу». Однако, посещение Третьяковки привело меня к мысли, что нужно более внимательно относится к тому что рядом, может гениальные вещи оказаться ближе, чем мы думаем и совсем не обязательно ехать за ними в Италию.

При написании статьи использованы материалы из книги «Шедевры Третьяковской галереи» Иконопись, Москва ГТГ 2012 г.


Календарь

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.

В 1395 году хан Тамерлан достиг рязанских пределов, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и была поставлена в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе:

21 мая – в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году;

23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;

26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви в 1448 году, святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси в 1589 году, Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 года.

В 1918 году Владимирскую икону Божией Матери изъяли из Успенского собора Кремля собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесен в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне.


Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8, http://www.vidania.ru/icony/icon_vladimirskaya.html, http://mirikon.org/katalog-ikon/bozhiya-mater/chudotvornye-ikony/vladimirskaya/, http://yourwo.com/2014/02/%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D1%83%D0%B1/, http://www.hram-vinogradovo.ru/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9-%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.htmlNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
владимирская икона третьяковская галерея