int(862) икона богородицы взыскание погибших | Взыскание погибших | Tsurganov.info




икона богородицы взыскание погибших


Икона Божией Матери "Взыскание погибших"

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Кондак 1

В озбранной Воеводе, Царице небесе и земли, даровавшей нам пречудную икону Взыскующую, благодарственное приносим пение. Ты же, яко благосердая Мати, не отрини нашего сего моления, но благоволи прияти е, и сподоби вопити Тебе тако:


Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

А нгельский услыша глас святая Анна, вещаяй: зачнеши и родиши Дщерь, преблагословенную Марию, о Нейже благословятся вся колена земная и приидет спасение всему миру; мы же, сие ведуще, возопиим Богородице:

Радуйся, Мати Сына Божия; радуйся, пренепорочная Дево.

Радуйся, Спаса душ наших родившая; радуйся, Невместимаго вместилище.

Радуйся, к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение.

Радуйся, честнейшая херувим; радуйся, славнейшая без сравнения серафим.

Радуйся, ада и смерти попрание; радуйся, вечныя жизни дарование.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 2

В идевше святии Твои родителие Иоаким и Анна, яко Ты еси, Пречистая, плод благословенный, возблагодариша Бога, и пред дверьми храма положиша обет посвятити Тя Господу, поюще Ему: Аллилуиа.

Р азум совершенный стяжала еси, Богородице, воспитавшися во святая святых, тако же не престани умудряти и просвещати светом богоразумия и вся христианы, вопиющия Ти таковая:

Радуйся, к богопознанию приводящая; радуйся, к свету истины прельщенных обращающая.

Радуйся, страх Божий в сердца вселяющая; радуйся, благоговети пред святынею научающая.

Радуйся, в них отраду находити вдохновляющая; радуйся, жажду Святаго Причащения возбуждающая.

Радуйся, веру и любовь к Богу воспламеняющая; радуйся, чистоты и целомудрия поборнице.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 3

С ила Вышняго осени Тя, Благодатная, егда архангел Гавриил благовествование о безсеменном зачатии из Тебе Сына Божия Спасителя миру принесе; Ты же, приявши сию благую весть со смирением, яко раба Господня, возопила еси Богу: Аллилуиа.

И мущи во утробе Христа Жизнодавца, востекла еси, Благословенная, к южице Своей, праведней Елисавете, и целовастеся обе матери, радующеся о Бозе Спасе нашем. Сего ради, яко источнику святыя радости, вопием Ти сице:

Радуйся, тяжкое житие наше облегчающая; радуйся, лютыя беды и напасти отгоняющая.

Радуйся, от душевныя туги и уныния спасающая; радуйся, испытания Божия за благо приимати указующая.

Радуйся, в самех страданиих утешение подающая; радуйся, яко Тобою доброе желание наше исполняется.

Радуйся, яко Тобою злая начинания наша пресекаются; радуйся, огнем Матерния Твоея любве души верных согревающая.

Радуйся, благодатию Святаго Духа нас озаряющая; радуйся, всех скорбящих и угнетенных Мати благосердая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 4

Б уря недоумения смущает мне ум, како возмогу недостойными устны восхвалити Тя, Пресвятая Дево, за Твое великое нам воспоможение; темже, величая неисчетныя Твоя милости, смиренномудренно пою Вседержителю Богу: Аллилуиа.

С лышаша вифлеемстии пастырие ангелов, поющих Христово Рождество, текше к пещере, обретоша тамо Богородительницу, на руках держащую Предвечнаго Младенца. С ними в веселии духовном и мы Тебе, яко общей Матери, глаголем тако:

Радуйся, младенцев воспитание; радуйся, отроком смысла подательнице.

Радуйся, добрых дел величие; радуйся, возрастных мужей премудростию обогащающая.

Радуйся, стариц благолюбивых тихое прибежище; радуйся, честных браков устроение.

Радуйся, благочестивых семейств благословение; радуйся, девства похвало и возвышение.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 5

Б оготечною звездою являешися, Царице Небесная, всем под кров Твой всемощный прибегающим и непрестанно во умилении сердечнем вопиющих Богу: Аллилуиа.

В идя праведный Симеон Тя пришедшую с Младенцем Иисусом во храме представитися Господеви, рече: Тебе Самой душу оружие пройдет, проразумевая Матерняя Твоя страдания о Сыне Твоем Божественнем. Сего ради зовем Ти:

Радуйся, рабов Божиих осмеиваемых ободрение; радуйся, стоящих за правду защищение.

Радуйся, терпеливых страдальцев предвкушением блаженства на небеси услаждающая; радуйся, сердца злых людей, враждующих противная, умягчающая.

Радуйся, советы лукавыя и коварство их разоряющая; радуйся, от разбойников на пути нас охраняющая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 6

П роповедницы Твоея благодатныя помощи все множество Тобою спасенных есть: страждущии, болящии, скорбящии и грехми обремененнии, благодарственно о Тебе вопиющии к Богу: Аллилуиа.

В озсия божественный свет во Египте и падоша тамо идоли, егда бежала еси, Пречистая, с Богомладенцем Иисусом, спасающися от убийства Иродова; Ты бо, озаряющи светом боговедения умы всех, удаляющихся прелестей суетнаго мира, исторгаеши из душ их кумиры гнездящихся тамо губительных страстей, темже превозносим Тя словесы сими:

Радуйся, сумнящихся в вере вразумление; радуйся, гордых умом своим смирение.

Радуйся, озлобленных и гневом палимых укрощение; радуйся, ропщущих на промысл Божий с тяготами жизни примирение.

Радуйся, заблуждших на путь спасения наставляющая; радуйся, суеверных и гадателей посрамление.

Радуйся, развращенных и нечестивых обличение; радуйся, яко душевредныя учения низлагаеши.

Радуйся, яко истину познавати помогаеши; радуйся, яко мрак хулы, срамословия и всякия лжи разсеваеши.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 7

Х отяще николиже отлучатися от рожденнаго Тобою Спасителя мира, Ты, Богоблаженная, пребывала еси с Ним неотлучно во граде Назарете, детоводящи и питающи Его, яко Человека, и поющи в сердце Своем, яко Богу: Аллилуиа.

Н овую показующи Матернюю любовь к Сыну Твоему, со скорбию искала еси Его, двоюнадесятолетняго Отрока, во граде Иерусалиме в праздник Пасхи, мнящи Его во дружине быти. Ведуще таковое Твое сердоболие, со умилением вопием Ти:

Радуйся, обидимых и огорченных возвышающая; радуйся, ненавидимых и всеми отверженных честию венчающая.

Радуйся, убогих и нагих одеяние; радуйся, нищих и разоренных питание.

Радуйся, бездомных, странных, вдов и сирот призрение; радуйся, путешествующих благополучное к дому возвращение.

Радуйся, заблуждших в пути к жилищу приведение; радуйся, детем неразумным разум обновляющая.

Радуйся, умом и нравом простых людей Своею помощию не оставляющая; радуйся, уповающих на волю Божию наслаждение.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 8

С транное и предивное Твое попечение бысть о христианех на всех путех их жизни многомятежныя и многотрудныя; имуще убо в Тебе толико милосердную и независтную помощницу, вси облагодетельствованнии Тобою велегласно поют Богу: Аллилуиа.

В ся была еси со Христом, егда служаше Той роду человеческому, якоже божественный Лука повествует. Приидоша бо неции к Сыну Твоему, глаголюще: Мати Твоя и братия Твои вне стоят, видети Тя хотяще. Мним, яко Ты, всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию, и восхваляющими Тя тако:

Радуйся, сущих во власти к торжеству добра наставляющая; радуйся, святителей правило веры и благочестия являющая.

Радуйся, пастырей ревностию о спасении душ чад духовных снабдевающая; радуйся, наставников совершенный разуме.

Радуйся, учащихся в науках преспеяние; радуйся, иноком и инокиням в борьбе с прилоги мира и плоти пособляющая.

Радуйся, судей святое зерцало правды; радуйся, врачей искусное врачевание больных.

Радуйся, земледельцев соработнице и благая помощнице; радуйся, всех труждающихся покою и надежное пристанище.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 9

В сяк возраст верных благопользуется Твоим попечением, всемилостивая Мати, яко всегда к Тебе прибегающим душеполезная даруеши, потребная в житии доставляеши и усердно ходатайствуеши за ны, немощныя и грешныя, у престола Господа славы, Емуже поем: Аллилуиа.

В ития многовещаннии не могут изглаголати Твоея Матерния печали, при кресте Сына Твоего бывшия, егда видела еси Его страждуща за вся человеки муками неизглаголанными; темже, яко искушенная по всяческим, претерпети в самых тяжких скорбех и лишениих нам помози. Сего ради взываем Ти:

Радуйся, слепым прозрение; радуйся глухим слышание.

Радуйся, хромым хождение; радуйся, расслабленных телом исцеление.

Радуйся, недужных здравие; радуйся, стужаемых от бесов избавление.

Радуйся, поврежденных умом просвещение; радуйся, неисцельных больных на Свои всемощнеи руце приемлющая.

Радуйся, отчаянных грешников моление не отвергающая; радуйся, от пагубнаго безволия их похищающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 10

С пасти хотя мир иже всех Господь, Сый на кресте, дарова всему миру пресвятую премилосердную Матерь, егда изрече Пренепорочней и возлюбленному ученику: Жено, се сын Твой, и: Се Мати твоя. Благодаряще за сие всеблагаго Бога, глаголем Ему: Аллилуиа.

С тена крепкая явилася еси по завету Господа, Преблагословенная, дарующи всем благоденствие, мир, отраду, радость, яко и Сама сия от воскресшаго Христа Спасителя прияла еси, услышавши от Него приветственный глас:

Радуйся, яко ублажают Тя вси роди; радуйся, всякую ненависть, злобу, вражду укрощающая.

Радуйся, мир о Дусе Святе в сердца верных вселяющая; радуйся, клевету, ревность и злопамятство истребляющая.

Радуйся, братолюбием люди ущедряющая; радуйся, от глада, хлада, труса, потопа, огня, меча ограждающая.

Радуйся, хлебом насущным верныя питающая; радуйся, смертоносную язву прекращающая.

Радуйся, гнев Божий праведный утоляющая; радуйся, праведных дел поспешение.

Радуйся, на всех путех жизни христиан промышление; радуйся, родителей благонравием детей утешающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 11

П ение наше смиренное, от полноты любве и усердия Тебе приносимое, не презри, Богоневесто, и не отвратися от нас, грешных и недостойных, но помози нам очиститися от всякия скверны плоти и духа, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа.

С ветом путеводящим явилася еси апостолом, Богородительнице, по вознесении Сына Твоего на небо; сего убо света, о Всепетая, не лиши всех, даже до сего дне оставльшихся и хотящих спастися и в разум истины приити. Твоим святым водительством и нас спаси, в житейском море треволненьми обуреваемых, обаче от сердца приносящих Тебе благохваления таковая:

Радуйся, нечистыя помыслы пожигающая; радуйся, искушения и соблазны от нас прогоняющая.

Радуйся, к покаянию и исправлению жизни нашея подвизающая; радуйся, слезами сокрушения бездну беззаконий наших омывающая.

Радуйся, духовно бодрствовати нам помогающая; радуйся, к трезвению и молитве верныя приводящая.

Радуйся, блаженство духа тем уготовляющая; радуйся, подвижников благочестия явное укрепление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 12

Б лагодать божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри руку помощи, да не погибнем во гресех и лютых обстояниих, находящих на ны от враг видимых и невидимых; умиротвори наша сердца, злобою и враждою исполненная, да утешени Тобою, радостно зовем Богу: Аллилуиа.

П оюще честное Твое успение, прославляем и покров Твой святый, распростертый над всем миром, наипаче же родом христианским, прославляющим Тя тако:

Радуйся, покаянием ко исходу от сея жизни нас приуготовляющая; радуйся, болезньми от грехов очищающая.

Радуйся, яко от напрасныя смерти верныя сохраняеши; радуйся, яко последняго напутствия достойныя сподобляеши.

Радуйся, смертный страх от тех удаляющая; радуйся, скорое разрешение души от тела в предсмертных муках находящимся посылающая.

Радуйся, мирную кончину живота нашего дарующая; радуйся, горьких мытарств избавляющая.

Радуйся, христианскаго погребения нас не лишающая; радуйся, ко Господу, Сыну Своему, о нас предстательствующая.

Радуйся, и в жизни и по смерти с нами пребывающая; радуйся, радосте наша, двери райския нам отверзающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Кондак 13

О Владычице мира! Приими сие малое благодарение наше, от всего сердца Тебе приносимое, и не попусти нам николиже охладевати в сем благодарном чувстве, но вразуми нас всегда помнити Твоя неисчетныя милости и со слезами умиления вопити о Тебе Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельский услыша …» и 1-й кондак «Возбранной Воеводе …».

Молитва первая

О. Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

З аступнице усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего, вопль мой и стенания услыши, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Дево Богородице, премилостивая Мати всех христиан, наипаче же скорбянщх, гонимых и многоразличными недуги одержимых! Аз, нищ сый и убог душею и телом, предстою пред святым Твоим образом со слезами и умильно прошу Твоего благодатнаго призрения, ничтоже бо доброе и благое во мне есть: весь обложен есмь немощьми, нищетою и убожеством; нозе мои не обувены, дабы поспешати ми на дела святая и богоугодная; руце мои загрязнены от множества содеянных беззаконий; очи мои потуплены от нечистоты совести, не возмогут взирати на благолепие красоты Твоея; лице мое потемнено и испещрено печатию безчисленных моих пороков и грехопадений. Несть во мне ни спасительныя веры, ни утешительныя надежды, ниже благостынныя любве. Аз есмь яко гнилостный сосуд, преисполненный всякия скверны, гордости, себялюбия, высокоумия, тщеславия, гнева, раздражительности, злобы, памятозлобия, недоброжелательства, зависти, ревности, осуждения, ропота, злословия, празднословия, лукавства, лести, обмана, невоздержания душевных и телесных чувств, пристрастия, плотоугодия всякаго, сладострастия и иных тьмочисленных страстей; и всякое убожество мое духовное, и телесныя болезни, и напасти обдержаша мя, и все житие мое, яко трость, колеблемо ветром, полно недостоинства, страха, и всякия опасности; по глаголу святаго апостола, беды нападоша отовсюду на мя; беды от духов злобы поднебесных, беды от ненавидящих и обидящих, враждующих противу мене человек; беды от зверей, скотов и гад земных, беды от стихий мира: молнии, огня, воды, тлетворнаго воздуха, хлада, глада; беды от многих немощей и болезней моего тела; беды на пути и в дому, беды во дни и нощи. Кто же мя от врагов избавит, кто к доброте дел направит, кто болезни моя исцелит, кто утешит и успокоит, вразумит, наставит, спасет и помилует мя, аще не Ты, Пресвятая Мати, заступнице и покровительнице всеблагая! Ты разсеянный мой ум собери, помыслы от всякия скверны очисти; чувства, отравленная злом, освежи; волю мою немощную на все доброе укрепи и от пагубнаго безволия мя избави; сердце мое от страстей свободи и святою любовию к Богу и ближним наполни; всю внутреннюю храмину мою устрой и удобным жилищем Духа Святаго соделай. Не остави мя, премилосердная Владычице, в телесном моем многоскорбном житии. Болезни потреби, враги видимыя и невидимыя разжени, злая обстояния разруши, страх, приходящий от духов злобы и человеков, хотящих мя погубити, отжени. Вся потребная и нужная ми даруй; бодрость духа посли; да обновленный, да очищенный, да утешенный Тобою, Царице моя пресвятая, прославлю Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое дивное о мне попечение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Р адуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца и Бога носившая, проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы, припадающе, молимся и, надеющеся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

В зыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши, избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

П редстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Н е имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.


Взыскание погибших икона

"Взыскание погибших" икона Божией Матери

«Взыскание погибших» икона Божией Матери. Галерея икон.

По преданию, икона прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним из образов Пресвятой Богородицы, называемых «Взыскание погибших», считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г. Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина Феодота Алексеевича Обухова из деревни Вязовки Калужской губернии (почти на границе с Московской губернией).

Крестьянин этот занимался различными промыслами, большую часть времени проживал в Болхове Орловской губернии, часто разъезжал по деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Но не забывал он сельскую церковь в селе Бор, прихожанином которой был (в родной деревне Федота – Вязовки – храма не было). Насколько позволяли ему средства, он украшал свой бедный сельский храм, жертвуя в него различные иконы.

Однажды в пути во время сильного мороза его застигла страшная вьюга. Настала ночь. Лошадь выбилась из сил и остановилась на краю непроходимого оврага. Мороз становился всё лютее, вьюга не унималась. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он непрестанно взывал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать список с иконы «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевской церкви Болхова, и поставить его в своём приходском храме. И Пресвятая Богородица услышала его сердечную молитву и взыскала погибающего.

В соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите», и, выйдя из дома, увидел привязанную лошадь, а в санях полузамёрзшего своего приятеля Феодота Обухова. Его внесли в дом, оттёрли, обогрели и вернули к жизни. По выздоровлении Обухов тотчас приступил к выполнению своего обета, заказав список с иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.

Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы, на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. А прославилась Борская икона «Взыскание погибших» многими благодатными знамениями и чудесами. Так в 1871 году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока богоборческая власть не разрушила борский храм до основания. Святая икона после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько древних списков иконы «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве – в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. в Санкт-Петербурге – в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре – в Покровском кафедральном соборе.

Перед этой иконой к Богородице обращаются невесты, выходя замуж, с молитвенной просьбой о защите и покрове их брака, молятся перед ней люди об избавлении от различных пороков, матери молятся о погибающих в грехах детях.

День празднования: 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Чтимый список с Борской иконы «Взыскание Погибших», Зачатьевский собор Высоцкого монастыря. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.

"Взыскание погибших" икона Божией Матери.


Икона «Взыскание Погибших»: значение. «Взыскание Погибших» - чудотворная икона

Достоверно установить, когда и как появились образы с таким названием на Руси, сегодня не представляется возможным. Сведения об этом в разных источниках порой значительно отличаются друг от друга. Попробуем собрать воедино разрозненные данные. Возможно, получится цельная картина. Но сначала поговорим о появлении таких икон в православии вообще.

История появления образа

Церковные предания гласят, что первая икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» появилась в VI веке. Согласно легенде, инок Феофил, оклеветанный и изгнанный из дома архиерея, затаил в душе большую обиду. Отвернулся он от Бога и Матери Его и вступил в союз с дьяволом.

Но на пороге духовной гибели Феофил испугался содеянного и горячо просил Богородицу о спасении, называя её «Взыскание Погибших». Пресвятая Мать, услышав искренние молитвы его, приняла искреннее раскаяние падшего, даровала прощение и освободила от обязательств перед дьяволом.

Спасённый Феофил посвятил остаток жизни служению Богу и был прославлен в лике святых.

Ранние русские образы «Взыскание Погибших»

В московском Храме Воскресение Словущего хранится русская икона «Взыскание Погибших», впервые упоминавшаяся в церковных записях 1548 года. Предположительно, извод принадлежит кисти итальянского мастера.

Легенды рассказывают, что в 1666 году раненый воевода Саратова, Кадышев, исцелился в момент явления ему такого образа. Воин, готовившийся к смерти, увидел в Волге чудесную икону и встал на ноги. Много ещё чудес сотворила эта икона Богородицы «Взыскание Погибших».

Двести лет спустя Кадышева, потомок знаменитого воеводы, организовала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной святыней этой обители стала фамильная ценность: икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Чудотворная икона исцелила многих верующих и прославилась далеко за пределами Поволжья.

Граф Шереметьев в благодарность за излечение своего сына заказал для этой иконы дорогой золочёный киот, украшенный драгоценностями.

Чудотворная Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших»

Особое почитание образов с таким названием на Руси началось с прославления Борского извода.

Красивое предание гласит о чудесном спасении Обухова Федота. В лютый мороз крестьянин выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг он в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. Дал он в тот момент обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви.

Чудесным образом сани оказались у крестьянского дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, он обнаружил Федота, замерзающего в санях.

Чудеса продолжались. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову. Но тот требует такую сумму за работу, которой у Обухова нет. Едва Федот вышел за двери, иконописец ослеп — очередное чудо Пресвятой Богородицы. Осознав, что это наказание за алчность, Гуров обещает написать извод за любую цену. И тут же зрение вернулось!

Другие чудотворения святого образа

Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм.

И снова чудо: церковный староста во сне увидел, где будет впоследствии стоять эта икона. А в скором времени из Синода был получен указ о строительстве храма именно на этом месте.

В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. Во время принесения случилось ещё одно чудо: немой мальчик, до того дня не ходивший, вдруг заговорил и встал на ноги. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде.

Этот образ был утрачен с приходом советской власти. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.

«Взыскание Погибших» в Серпухове

Ежегодно, начиная с 1892 года, торжественный Крестный Ход доставлял эту святыню в город Серпухов. Каждый верующий мог поклониться святыне и просить Божью Матерь о помощи. Особой удачей для православных серпуховчан была возможность принять этот образ для молебна в собственном доме.

Обычай был нарушен с установлением советской власти в России после Октябрьской революции. Храм, в котором хранилась эта чудотворная икона, сравняли с землёй. Многие образы были потеряны.

Но верующие продолжали поклоняться этой святыне и бережно хранили её копии. Один из таких списков находился в Троицком храме. Однако и эта церковь была закрыта в 1961 году. А чудотворная икона на 35 лет стала недоступной для верующих, так как всё это время находилась в хранилищах историко-художественного музея города Серпухова.

Возвращение святого образа в лоно церкви

Но в июне 1996 года святая икона «Взыскание Погибших» снова появилась в Серпухове: её временно поместили в Ильинский храм для молитв. Это событие стало большим праздником для многих жителей. Цветы, колокольный звон и церковное песнопение заполнили город в этот день.

Крестный Ход доставил чудотворный образ из Высоцкого монастыря в Ильинский храм. С раннего утра площадь при монастыре заполнили многочисленные паломники. А многие даже ночевали там.

В городских храмах состоялись торжественные богослужения. Бесконечный поток верующих, желающих причаститься и исповедоваться, двигался к Трехсвятительскому храму. Исповедовали в этот день несколько священников одновременно. Много народа собралось на центральной площади, где был прочитан Акафист иконе «Взыскание Погибших».

Окончательно образ Божьей Матери «Взыскание Погибших» был возвращён верующим в 1997 году. 18 мая святыня была передана Серпуховским историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Этот день стал большим праздником для православных серпуховчан. Сейчас образ доступен для верующих и продолжает творить чудеса.

Московская икона «Взыскание Погибших»

Велика любовь Матери Божьей к людям и безгранична милость её. В России найдётся не одна чудотворная икона «Взыскание Погибших». В Москве есть храм Воскресения Словущего, возведение которого относят к середине XVII века. Богослужения здесь не прекращались никогда. Икона «Взыскание Погибших» - одна из главных святынь этого храма.

Предание гласит, что представителя некогда богатой дворянской семьи стали преследовать беды: сначала смерть жены, а затем угроза полного разорения. Многодневные горячие молитвы перед этой домашней святыней отвели от его семьи нищету и несчастья.

В знак благодарности спасённый пожертвовал эту икону Храму Рождества Христова в Палашах. В 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса. Восстановленный храм работал до 1934 года и был закрыт. Утварь и иконы передавались в другие церкви и монастыри. Святой образ «Взыскание погибших» не сразу нашел себе новый дом.

Богородица сама выбирает себе обитель

Интересно, что при попытке перевезти икону в Пименовскую церковь повозка не сдвинулась с места. Решив, что сама Богородица не желает находиться там, выбрали новое место хранения святыни - Воскресную церковь, располагавшуюся на Малой Бронной. В этот раз кони буквально летели к месту назначения.

А когда и эту церковь снесли, икона «Взыскание Погибших» нашла своё последнее пристанище в Храме Воскресения Словущего.

Другие прославленные российские образы «Взыскание Погибших»

В Мариенбурге, в церкви Покрова Божьей Матери хранится список с самарского образа «Взыскание погибших». Эта икона была создана в 1888 году монахинями Раковской женской обители.

После революции этот образ был утрачен, но чудом обретён в 50-х годах прошлого столетия в Мариенбурге. Долгое время он находился буквально под ногами: его положили в качестве доски на пешеходный мост. Находку поместили в храм Покрова Божьей Матери города Мариенбурга. Примечательно, что накануне празднования дня памяти иконы «Взыскание Погибших» в феврале 1994 года эта икона начала мироточить.

Особо почитаются иконы «Взыскание Погибших», которые хранятся в московских храмах.

Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в Тульской области, стал местом хранения и почитания списка иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», созданным для церкви Успения Божией Матери в селе Себино.

Интересные факты об иконе «Взыскание Погибших» из Раковского монастыря

Сохранились рукописи, в которых засвидетельствованы чудесные изменения внешнего вида этого образа. В обычное время Раковская икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» была тёмной, изображения на ней едва просматривались. Но иногда образ вдруг просветлялся, как будто свет изливался изнутри. Это считалось Божьим посланием о радостных событиях. Описаны случаи появления на лике и руках Божией Матери и Младенца капель миро. Это происходило в период с мая по октябрь месяцы 1895 года, со времени освящения нового каменного храма Свято-Троицкого монастыря.

Иконография образов «Взыскание Погибших»

Изводы этого типа являют нам Матерь Божью сидящей. На её коленях стоит Младенец Христос. Он обнимает Мать руками за шею, прижимается левой щекой к её лику. Руки Царицы Небесной образуют кольцо вокруг фигуры Младенца, пальцы её плотно сцеплены.

Существовало несколько вариантов икон этого типа — с покрытой или непокрытой головой, иногда руки Богородицы изображались не сцепленными.

Иногда в композицию включались дополнительные элементы: окно с пейзажем или изображения святых. Так, на московском образе Богородица изображена с непокрытой головой в окружении святых.

Примечательны размеры Борской иконы. Ширина её 1 метр 25 сантиметров, а высота превышает 2 метра. В верхней части иконы - изображение Крещения Христова. Это связано с тем, что крестьянин Обухов спасся от смерти именно в праздник Крещения. По преданию, эту огромную икону Федот принёс в храм на руках. Так он почтил Богородицу за чудесное спасение.

Почему эти образы так именуют?

Попробуем разобраться, какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Оно само говорит за себя: Матерь Божья в своей бесконечной любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных. Пресвятая Мать спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, утонувших в пороках.

«Взыскание Погибших» - икона, значение которой можно кратко описать так: это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам.

Именно к этим образам идут матери с просьбой о спасении младенцев. Икона, неоднократно являвшая чудеса избавления детей от болезней и страданий, считается покровительницей и заступницей малолетних.

О чём молятся верующие перед иконой Богородицы «Взыскание Погибших»?

К этому образу обращаются с горячими просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, например, от алкогольной зависимости. К этим иконам идут раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от Бога. Женщины просят в своих молитвах перед «Взысканием Погибших» о счастливом браке и здоровье детей.

К этому образу идут просить исцеления для больных близких, находящихся при смерти. В военное время верующие взывают к Богородице, умоляя защитить воинов на поле брани.

Молитва иконе «Взыскание Погибших» помогает при болезнях глаз, лихорадке, головной боли. Важно, чтобы просьбы шли от чистого сердца и были полны веры в Бога. Только тогда Матерь Божия явит свою милость и силу заступничества.

Обращаться к Пресвятой Матери можно простыми искренними словами, которые идут от души. Но лучше выучить молитвы, которые можно найти даже интернете. А еще лучше для этого сходить в храм.

В церковном календаре 5 (18) февраля установлен день памяти иконе Богородицы «Взыскание Погибших».

Православные традиции продолжаются

На Руси возникают всё новые храмы иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Только один пример — по инициативе Харьковского союза ветеранов Афганистана в 2007 году было начато строительство часовни в память о погибших участниках локальных войн.

Часовня была задумана, чтобы увековечить память 19-летнего пограничника Евгения Родионова, погибшего «за веру» в 1996 году. 100 дней в плену не изменили убеждений молодого бойца, он мужественно встретил смерть. Евгений почитается православными как мученик за веру.

А уже летом 2008 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил преобразование часовни в храм. Главной святыней стала икона «Взыскание Погибших». Фото этого храма вы можете видеть ниже.

26-метровую церковь венчает крест, изготовленный в Украине. Проект храмового комплекса включает в себя колокольню и прицерковный парк.

23 августа 2008 года стал двойным праздником для харьковчан: годовщина освобождения города от фашистских оккупантов и освящение нового храма в честь иконы Богородицы «Взыскание Погибших».

«Взыскание погибших» - икона, значение которой для православных трудно переоценить. Таких богородичных образов не так много, но почти все они являются чудотворными.


Икона Богородицы «Взыскание погибших»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» — православная икона Пресвятой Богородицы. Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».

На Руси история Феофила была известна с XVII века. Почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века, при этом поскольку из повести «О покаянии Феофила…» неизвестна иконография образа Богородицы перед которым молился Феофил, то почитавшиеся иконы связаны с этой историей только эпитетом Богородицы.

Наиболее известные списки иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находятся в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) и в храме Положения Ризы Господней в Москве.

Празднование иконе совершается Русской православной церковью 18 февраля.

Телерадиокомпания «Мироздание»

См. также раздел ИКОНА на портале «Азбука веры».


П разднование 5 февраля.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание

погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуджших в Церковь.

К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку:

"Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

В первые эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери появляется в повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.). Сюжет восходит к IV в. инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию

Первая чудотворная икона Богородицы "Взыскание погибших" стала известной в селе Бор, Калужской губернии.

Более двух веков назад жил в селе Бор крестьянин Федот Алексеевич Обухов.Это был человек благочестивый,

любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Болхова его настигла

страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре дорогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага.

На морозе Обухов совершенно продрог. Невидя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая,

что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мысленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших».

В соседнем селении жилодин крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал голос под окном:«Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старогодруга Федота Обухова. Федота обогрев, вернули к жизни.

С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел.

Когда икона была готова, Федот Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм во имя Святителя Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 3

О, Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение прибегающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия. Но имам многия образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благосердию.

О, Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога Матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение.

Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой есть воистинну Христос, Сын Бога живаго. Судия живых и Мертвых, воздаяй коемуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния; воистинну бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.

Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы, припадающе, молимся и надеющиеся на Тя да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси Владычице Взыскание погибших.

КОНДАК, ГЛАС 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, не предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

ИН КОНДАК, ГЛАС 8


Источники: http://akafist.ru/bogorodica/vzyskanie-pogibshix/akafist/, http://www.vidania.ru/icony/icon_vzyskanie_pogibshih.html, http://fb.ru/article/140966/ikona-vzyiskanie-pogibshih-znachenie-vzyiskanie-pogibshih---chudotvornaya-ikona, http://azbyka.ru/video/ikona-bogorodicy-vzyskanie-pogibshix/, http://hram-s-sarovskogo.narod.ru/ikona_vziskanie.htmNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2017 - Правосланые иконы
икона богородицы взыскание погибших