int(1036) взыскание погибших икона брюсов переулок | Взыскание погибших | Tsurganov.info






взыскание погибших икона брюсов переулок


Брюсов переулок. Путешествия по Москве. Исторические улицы.

Брюсов переулок был бы одним из многих уголков московского центра, если бы не вел… прямо к Консерватории, к памятнику Чайковскому. Здесь рождалась московская музыкальная школа. Каждому, входившему сюда, Консерватория всегда была рада, торжественно провожая по широким мраморным лестницам бывшего особняка Дашковой в Большой зал, где нет места повседневности, где душа расправляет крылья и летит.

Брюсов переулок соединяет Тверскую и Большую Никитскую улицы. Со стороны Тверской переулок начинается торжественной аркой с массивными гранитными колоннами, поэтому входишь в него всегда с некоторым сердечным волнением. С первых же домов Брюсов вовлекает нас в жизнь своих героев, полную великой любви и страданий, насыщенную счастьем творчества.

Брюсов переулок соединяет Тверскую и Большую Никитскую улицы. Со стороны Тверской переулок начинается торжественной аркой с массивными гранитными колоннами. С первых же домов Брюсов вовлекает нас в жизнь своих героев, полную великой любви и страданий, насыщенную счастьем творчества.

Это название XVIII века, дано переулку по фамилии домовладельцев, потомков сподвижника Петра I - генерал-фельдмаршала и талантливого учёного Я.В.Брюса.

В 30-е годы XVIII века владельцем усадьбы и дома на углу Большой Никитской и переулка, называвшегося Воскресенским и Вражским по церкви Воскресения на вражке (то есть у оврага, по которому текла небольшая речушка, приток реки Неглинки, которая, как и сама река Неглинка, сейчас забраны в трубы), становится граф Александр Романович Брюс - племянник и наследник знаменитого сподвижника Петра I - Якова Вилимовича Брюса. Во владении Брюсов дом-дворец находился почти сто лет, и за это время за переулком укрепилось название Брюсов (на некоторых планах Москвы обозначен как Брюсовский) переулок.

В 1962 году Брюсов переулок переименован в улицу Неждановой. А.Н. Нежданова (1873 - 1950 гг.) - певица, народная артистка СССР, жила в этом переулке в доме 7, на котором имеется мемориальная доска. В 1994 году переулку возвращено его историческое название.

Брюс Яков Вилимович - генерал-фельдцейхместер и впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, составитель календаря; родился в 1670 году, по одним данным в Москве, а по другим - в Пскове. Получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным, которыми занимался до конца своей жизни.

Чернокнижник и колдун Яков Брюс. Так окрестила его народная молва. Ну а кем он был на самом деле, обрусевший шотландец, верой и правдой служивший российскому престолу? Парадокс, но известно о нем не так уж много…

Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы. Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII в. оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом.

Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра. И к тому времени, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой «марсовым потехам», Яков уже понюхал пороха - он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом царевны Софьи - В.В.Голицыным.

Москва, в которую вернулся Брюс, затаилась в предгрозовом ожидании: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Неожиданно Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру и стал собирать вокруг себя всех сторонников. Исполнительный Брюс вместе с потешными прибыл в лавру, и с этого момента его судьба оказалась тесно связанной с судьбой русского царя.

Вместе с Петром входя в состав Великого посольства, он посетил Англию. В Лондоне русский царь и Брюс встречались и беседовали с великим Исааком Ньютоном. За границей Брюс изучал математику и организацию артиллерийского дела. Война со Швецией была неизбежной, и Россия нуждалась в обновленной мощной артиллерии. Это ответственное поручение и было возложено на Брюса.

В 1704 году Приказ артиллерии возглавил Брюс в звании генералфельдцейхмейстера. Под его началом были открыты навигацкая, артиллерийская и инженерная школы.

Письма Якова Вилимовича почти не раскрывают его личной жизни, это деловые сообщения о количестве пушек и артиллерийских припасов, о выполненных царских поручениях и т.д. Казалось, личной жизни у него не было вовсе, все его помыслы и старания посвящены служению России. И все-таки этот суровый, замкнутый человек знал увлечения и волнения, понятные немногим: он был страстным коллекционером. Брюс собирал картины, древние монеты и редкие минералы, гербарии. Он владел несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. О широте научных познаний и интересов Брюса говорят его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т.д. Но особенно гордился Яков Вилимович домашней кунсткамерой - собранием различных раритетов и «курьезов».

В описи кабинета, составленной после его смерти, значатся, например, такие вещи: «зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо»; «раковин разных больших и малых 99»; «туфли китайские плетеные из травы»; «гриб каменный»; «тыква индейская»; «кость мамонтовой головы»; «янтари, в которых есть мушки»; коробочка с «маленькой натуральной змейкой» и тому подобные диковины. Некоторым предметам чиновники даже не могли дать определение и писали просто: «некакой фрукт продолговатый», «два мячика некакого фрукта»…

В 1697 году предприимчивый устюжский мужик В.В. Атласов был послан обследовать Камчатские земли. Вернувшись в Москву, он привез с собой маленького желтокожего человека. Атласов забрал его у камчадалов, которые поведали любопытную историю. Года два назад к их берегу прибило большую лодку с незнакомыми людьми. Непривычные к суровому быту и скудной еде камчадалов, чужеземцы быстро умирали. Остался лишь один. В отчете, составленном в 1701 году, Атласов отмечал: «А нравом тот полоненик гораздо вежлив и разумен». Когда пленник увидел русских землепроходцев, в которых чувствовалась принадлежность к цивилизованному миру, то «зело плакал» от радости. Чужеземец успешно осваивал русский язык. В Москве удалось наконец выяснить, что это - японец. Он был первым японцем, которого увидела Россия. И даже официальные чины не вполне представляли, где находится его страна и что за люди там живут. Атласов в отчете именовал его «индейцем». В бумагах же Приказа артиллерии его назвали и того хитрее: «Апонского государства татарин именем Денбей».

А энергичный Петр уже строил далеко идущие планы. Передав Денбея под опеку Приказа артиллерии, царь повелел: «А как он, Денбей, русскому языку и грамоте изучится, и ему, Денбею, учить своему японскому языку и грамоте робят человек 4 или 5».

Брюс, который в качестве главы Приказа артиллерии опекал и «утешал» Денбея, начал грезить Японией. Брауншвейгский резидент в России Ф. Х. Бебер в своих «Записках» рассказывает, что Брюс мечтал найти путь из России в Японию и послал экспедицию, которая отчалила от дальневосточного побережья на поиски этой неведомой земли, но в бурю погибла. Еще Вебер сообщал: «У сего Брюса был кабинет китайских редкостей, и он очень сожалел, что невозможно никак приобрести точных сведений о положении и особенностях Китайского государства, потому что наряжаемые туда посольства и все русские купцы не имеют права оставаться там долее 3 или самое большее 4 месяцев».

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 году передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название «Брюсова календаря». На самом деле составителем календаря был В. А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу. Киприанов - это тоже незаурядная личность. Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он составлял карты и учебные пособия, написал сочинение «Планетик», посвятив его царю Петру и царевичу Алексею. Как считают исследователи, «Планетик» и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. Источниками для календаря стали древнерусские отреченные книги - громовники, колядники, западноевропейская астрология и другие. По гадательным таблицам календаря можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Россия в Петровскую пору беспрестанно воевала, и Брюс, руководивший артиллерией, прошел все военные кампании. Во время Полтавской битвы его орудия мощным огнем весьма способствовали победе русской армии, за что Яков Вилимович получил орден Андрея Первозванного. Английский посол Ч. Витворт в 1709 году сообщал, что Брюса высоко ценят при русском дворе: «Он очень хорош и с царем, и с князем Меншиковым».

В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А.И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией. Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились.

Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга, а энергичная напористость, с которой русские посланники отстаивали интересы России, приводила в замешательство иностранных резидентов. Брюс и Остерман с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова.

Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был так доволен, что даже сбивчивый тон ответного письма передавал его волнение: «Нечаемая так скорая ведомость нас и всех зело обрадовала «…» понеже трактат так вашими трудами сделан - хотя б написав нам и только бы для подписи послать шведам - более бы того учинить нечего, за что вам зело благодарствуем; и что славное в свете сие дело ваше никогда забвению продатися не может, а особливо николи наша Россия такого полезного мира не получала».

Брюс был возведен в графское достоинство и получил в награду 500 крестьянских дворов. В.Н. Татищев утверждал, что Петр, желая придать Брюсу более значительности на переговорах, намеревался сделать его действительным тайным советником. Это второй после канцлера чин «Табели о рангах». Но честный и щепетильный Брюс отказался и «сам его величеству представлял, что хотя он подданой, но иноверец, оный чин ему неприличен и может впредь его величеству подать причину к сожалению».

Весной 1723 году Петр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряженных лошадьми. Кампредон рассказывал: «Царь ехал на 30-пушечном фрегате, вполне оснащенном и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс». В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу - он был главным распорядителем на похоронах Петра I.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградила его орденом Александра Невского. Но увидев, как «птенцы гнезда Петрова», прежде дружно служившие русскому государству, начали враждовать, делить почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году предпочел удалиться в отставку в чине генерал - фельдмаршала. В 1727 году он купил у А.Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: «Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».

Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыли музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало «белых пятен» в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Брюс Александр Романович. сын петербургского обер-коменданта Романа Вилимовича Брюса и крестник Александра Даниловича Меншикова. по имени которого и назван, родился около 1705 года; службу начал в 1722 году в гвардии, солдатом, и через 18 лет был в чине генерал-майора. В 1736 - 1739 годах участвовал в войсках Миниха в Турецкой войне; в 1751 году по расстроенному здоровью вышел в отставку и вскоре скончался. Александр Романович был женат дважды; в первый раз - на княжне Анастасии Михайловне Долгорукой, племяннице генерал-фельдмаршала князя Василия Владимировича Долгорукого (от этого брака у него родился сын Яков. впоследствии известный главнокомандующий Москвы), и во второй (в 1745 году) - на возвращенной из ссылки, бывшей обрученной невесте императора Петра II. княжне Екатерине Алексеевне Долгорукой. В 1735 году Александр Романович получил, после смерти Якова Вилимовича Брюса, графское достоинство.

Во владении Брюсов дом-дворец находился почти сто лет, и за это время за переулком укрепилось название Брюсов переулок.

Со стороны Тверской переулок начинается торжественной аркой с массивными гранитными колоннами. Слева нас встречает дом № 12 с небольшим палисадником за металлической оградой - первый в череде «артистических» домов переулка.

Здесь жил знаменитый режиссер, реформатор театра Всеволод Мейерхольд с женой, актрисой Зинаидой Райх, и ее детьми от первого брака с С.Есениным. На ужин к Мейерхольдам любили приходить Андрей Белый, Юрий Олеша, Дмитрий Шостакович, Сергей Эйзенштейн, Петр Кончаловский, Михаил Тухачевский, Борис Пастернак, Сергей Прокофьев. Пастернак посвятил хозяевам этого гостеприимного дома стихотворение «Мейерхольдам», где есть чудные строчки о Всеволоде Эмильевиче:

Той же пьесою неповторимой,

Точно запахом краски дыша,

Вы всего себя стерли для грима.

Имя этому гриму – душа.

В доме № 12 жили, также, артист И.Н. Берсенев и С.В. Гиацинтова, А.П. Кторов, балерины В.В. Кригер, М.Т. Семенова, балетмейстер В.Д. Тихомиров, архитектор И.И Рерберг. Сейчас здесь находится музей – квартира В.Э. Мейерхольда.

Следующий за домом Мейерхольда большой девятиэтажный дом № 8/10 сталинской архитектуры и соседний, соединенный с ним, - «музыкальные» дома, построенные для профессоров Консерватории и композиторов. Здание отступает от красной линии переулка и поэтому, несмотря на внушительные размеры, не подавляет соседние сравнительно небольшие дома. Здесь жили Кабалевский, Хачатурян, Шостакович, Коган, Рихтер, Вишневская и Растропович. Сюда в гости к Рихтеру приходил Высоцкий.

В сквере между домами № 6 и 8/10 в 2006 году установлен памятник Араму Хачатуряну

На противоположной стороне на фасаде дома № 19 - цифры «1881». Это дата его перестройки из одноэтажного строения 1863 года, где находился «склад колониальных товаров» магазина А.В. Андреева, лучшего в Москве гастрономического магазина до появления елисеевского. Этот участок еще с XVII в. занимали люди торговые. Екатерина Алексеевна, дочь купца Андреева, писала в своих воспоминаниях, что движение на дворе «не прекращалось с раннего утра до сумерек во все времена года». Несмотря на купеческие корни дом этот тоже оказался причастен к русскому искусству: в нем часто бывал поэт Константин Бальмонт, женившийся на Екатерине Алексеевне.

«В середине двора стоял наш двухэтажный изящный особняк, всегда красившийся в темно-серый цвет. Из тесной передней поднимались по широкой лестнице светлого полированного дерева, устланной цветистым ковром, в парадные комнаты. Из приемной с резными шкафчиками и стульями светлого дуба вели две двери: одна в кабинет отца, другая - красного дерева с матовыми узорными стеклами - в залу. Кабинет отца - маленькая комнатка с вычурным лепным потолком, изображавшим голубое море, из волн которого выглядывали наяды и тритоны. Этот потолок был предметом нашего восхищения в детстве…»

Данный отрывок из воспоминаний Екатерины Андреевой - Бальмонт, второй жены Константина Бальмонта - открывателя и зачинателя того, что теперь принято называть «серебряным веком русской поэзии». Усадьба, расположенная в Брюсовом переулке, принадлежала отцу Екатерины Алексею Васильевичу Андрееву, владельцу небольшой лавки колониальных товаров, которая впоследствии разрослась до известного по всей России «Магазина А. В. Андреева».

Магазин этот располагался в пяти минутах ходьбы от Брюсова переулка, на Тверской (там же находилась принадлежащая Андреевым гостиница «Дрезден»), прямо напротив дома генерал-губернатора (ныне - здание московского правительства). Большая часть двора по Брюсову, 19, была накрыта железным навесом, под ним складывались товары для магазина. Около ворот располагалось двухэтажное каменное помещение, называемое «фабрикой», где хранились и фасовались более деликатные товары - китайский чай, сахар.

Интересно, что когда Андреев вместе со старшей дочерью Сашей выезжал по делам за границу, в Париже, например, очень удивлялись, откуда у «русских дикарей» столь хорошие манеры, осведомленность во французской литературе и знание трех иностранных языков.

После смерти Алексея Васильевича в 1876-м году, дела магазина пошатнулись настолько, что супруга Андреева, Наталья Михайловна, приняла решение о ликвидации. Дом на углу Тверской и гостиница «Дрезден» были проданы, фабрика и склад во дворе снесены. На их месте в 1881 году помощник архитектора Каминского, один из кавалеров старших сестер Андреевых, Максим Карлович Гепнер построил двухэтажный доходный дом с четырьмя квартирами, выходящими в переулок, и еще два небольших особняка. «Он же отделывал эти дома внутри по последним заграничным усовершенствованиям… Несмотря на очень высокую для того времени цену (в год 1500 и 3000 рублей), квартиры были немедленно сняты, и квартиранты жили в них бессменно десятки лет: парижский портной Жорж, генерал Кондратьев, профессор Павлинов…» (Из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).


Кстати. если на такси - так с Тверской (особенно если ехать со стороны Охотного ряда) -довольно проблематично..

Въезжать надо с Б.Никитской ул. но не по Брюсову переулку (там одностороннее движение), а по параллельному Вознесенскому..

Натали,простите,но Вы ошиблись - с Б.Никитской к храму Воскресения Словущего нужно въезжать по Брюсову переулку - по Вознесенскому одностороннее движение только по направлению к Б.Никитской - наш приход находится как раз на пересечении Б.Никитской и Воскресенского переулка.Поверьте водителю с 10-ти летним стажем.

На самом деле это все мелочи - главное,что Николай все равно найдет храм-улочки небольшие,люди подскажут.


Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего

История

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год. (фото Николая Найденова )

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея. построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета. возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский [1]. (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера [2] верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой ), но колокола были сняты.

В 1963—1964 годах, 1979 году и 1982—1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка. между улицами Никитской и Тверской. проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище ») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего. посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа. церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название [3]. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением [4]. Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик ) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками. строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида. а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 гг. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками. завершенными фронтонами .

Святыни

  • икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах )
  • образ святого Спиридона. епископа Тримифунтского

О храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва, Брюсов переулок 15/2). Отрывок из д/ф "Тайна Чудотворца Спиридона" телекомпании ТВ3 (из серии "Святые", фильм 9, 2010 г.).

История храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в 1629 году. На ее месте в 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 году и был возобновлен как придел к храму Воскресения Словущего в 1820 году.

Во второй половине XIX века были растесаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году верхние ярусы колокольни заменили новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы.

Посвящен же храм празднику Воскресения Словущего.

Что означает «Воскресение словущее»? «Воскресение словущее» — простонародное название дня, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого на Голгофе равноапостольной царицей Еленой, которая очистила и обновила это святое, но оскверненное место (после разорения Иерусалима император Адриан устроил на Голгофе языческое капище, посвященное богине Венере). Храм был освящен 13 сентября 335 года (по юлианскому календарю). Этот праздник в народе называют «Воскресение словущее», так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». То есть этот праздник лишь слывет, называется Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи

Святыни

Икона Божией Матери "Взыскание погибших" (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах);


Чем примечателен Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке?

Небольшой скромный Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке не теряется на фоне обширного архитектурного наследия российской столицы. Разумеется, в Москве немало православных соборов, которые превосходят эту скромную старинную церковь и высотой куполов, и пышностью отделки фасадов, и выразительностью убранства интерьеров. Но как любят говорить православные верующие об особо любимых храмах - это намоленное место.

Из московской истории

Известный москвичам Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке не прекращал своего молитвенного служения с середины шестнадцатого века. Но свой сегодняшний вид он имел не всегда. Первоначально он представлял собой деревянную церковь, располагавшуюся на Успенском Вражке. Первое упоминание о ней в исторических источниках относится к 1548 году. Успенским Вражком в те годы именовался овраг, вблизи которого церковь была построена. Древесина - не самый прочный строительный материал. И после случившегося весной 1629 года пожара храм пришлось строить заново. Его возведение было завершено в 1634 году. И в общих чертах он соответствовал тому, что из себя представляет в настоящее время Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Некоторые изменения со зданием храма произошли лишь в первой половине девятнадцатого века, когда к нему была пристроена трапезная и реконструирована двухъярусная колокольня. Архитектурные формы храма постепенно приблизились к традициям русского классицизма.

Наименование храма

Не совсем обычное наименование храма в Брюсовом переулке связано с событиями священной истории. Храм Воскресения Христова был открыт в 335 году, на месте Гроба Господня в Иерусалиме. Именно на том самом месте, где был погребён и воскрес Христос. И только Иерусалимский храм имеет право на такое название. Поэтому храмы, посвящённые этому событию в других странах, именуются в честь "Воскресения Словущего". Они посвящены не самому центральному событию священной истории, а только празднику в честь него.

В советское время

Для многих остаётся загадкой, почему в годы суровых гонений на православие и государственной атеистической пропаганды в столице коммунистической России, а потом и Советского Союза, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке? Не следует забывать о том, что многие православные храмы в Москве в тридцатые годы двадцатого века были варварским образом взорваны и уничтожены. Но Храм Воскресения для верующих был открыт всегда. Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. В нём издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно их участие помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, ко мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства. Но православные верующие видят в сохранении любимого храма особый Божий промысел.

Колокольня

Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения "Архангел Михаил". Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.

Важнейшие святыни

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, адрес которого известен далеко за пределами столицы, является местом пребывания двух особо чтимых в православном мире святынь. Прежде всего это икона "Взыскание погибших". Она посвящена Божьей Матери. Это произведение написано в восемнадцатом веке. Но главное, что привлекает множество православных паломников в Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке - икона Спиридона, епископа Тримифунтского. Этот особо чтимый в православии святой традиционно являлся заступником всех бедных и обездоленных. Считается, что образ Святителя Спиридона обладает чудодейственной силой. Обращение к нему с молитвой в трудную минуту жизни помогает обрести душевные силы для преодоления ниспосланных судьбой испытаний. И нет ничего удивительного в том, что к этой святыне не зарастает народная тропа. Иной раз паломники стремятся к ней издалека. Именно от них можно слышать вопрос: "Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Как доехать до него?" К чудодейственной иконе Святителя Спиридона Тримифунтского идут те, кому больше не от кого ждать помощи. Она находится справа от образа Спаса Нерукотворного, в алтарной части церкви.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке - как проехать?


Источники: http://www.woman55plus.ru/ru/travel/.view/id/221/, http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=264718.0, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F0%E0%EC_%C2%EE%F1%EA%F0%E5%F1%E5%ED%E8%FF_%D1%EB%EE%E2%F3%F9%E5%E3%EE_%ED%E0_%D3%F1%EF%E5%ED%F1%EA%EE%EC_%C2%F0%E0%E6%EA%E5, http://spyridon-trimifuntsky.narod.ru/raznoe_016.html, http://fb.ru/article/149802/chem-primechatelen-hram-voskreseniya-slovuschego-v-bryusovom-pereulkeNULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
взыскание погибших икона брюсов переулок