int(1064) икона знамение пресвятой богородицы значение | Знамение | Tsurganov.info






икона знамение пресвятой богородицы значение


27 ноября/10 декабря – Серафимо-Понетаевская (1879), Царскосельская.

СЛОВО МИТРОПОЛИТА НИКОЛАЯ (ЯРУШЕВИЧА)

О ЗНАЧЕНИИ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Тропарь иконе Божией Матери «Знамение», Глас 4:

Яко необоримую стену и источник чудес / стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя: / мир граду Твоему даруй // и душам нашим велию милость.

Новгородская икона Божией Матери «Знамение»

История свидетельствует о неисчислимых милостях Пресвятой Богородицы к русскому православному народу, явленных через Ее святые иконы.

Одна из наиболее почитаемых а нашем народе икон – Новгородская икона «Знамение». Иконы Божией Матери такого типа появились на Руси очень рано, а именоваться так стали после чудесного Знамения от Новгородской иконы.

В 1170 году, во времена тяжких междоусобиц, на Новгородскую землю двинулись объединенные полки русских удельных князей, чтобы покорить вольный Новгород. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города. Святой архиепископ Иоанн, молившийся пред образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас :«Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных».

Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Иоанн в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ и осыпали защитников города градом стрел, то одна из стрел попала в святой лик иконы. И обратилась икона лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз ее, оросив фелонь архипастыря. «О великое и преславное чудо! Не суть то слезы, но милостивое Знамение» – восклицает летописец. Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города.

В тот же миг непонятный страх овладел нападающими, и новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля.

С того времени за иконой закрепилось название «Знамение» и впоследствии было установлено празднование чудотворной иконе на 27 ноября.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

В середине XV века в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон на эту тему. Знатоки русской иконописи сравнивают эту икону с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый написан около 1440 года сербом иеромонахом Пахомием Логофетом, приехавшим на Русь с Афона.

Слава святой иконы «Знамение» велика. На протяжении последующих столетий чудесами были прославлены некоторые списки. К их числу относятся иконы Мирожская, Абалацкая, Царскосельская, Курская-Коренная и многие другие.

Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие Люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

Об иконе Богоматери «Знамение» Абалакской (Абалацкой)

Икона Абалакской Божией Матери написана в 1637 году при третьем Тобольском Архиепископе, благочестивом Нектарии. Писал ее протодиакон Тобольского кафедрального собора Матфей, известный в первой половине XVII века в Сибири как искусный иконописец.

Эта икона была написана по следующему случаю: в царствование Михаила Феодоровича и при Тобольском Преосвященном Нектарии на Абалакском погосте жила одна одинокая вдова. Неизвестно, кто она была, известно только, что женщина она была очень благочестивая, звали ее Марией.

Эта-то благочестивая вдова Мария, через 50 лет по построении Тобольска, в 1636 году 10-го июля, однажды задремав в своей келии, увидела на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на сторонах Святителя и Чудотворца Николая и преподобной Марии Египетской и услышала от образа голос: «Мария! Объяви это видение народу и скажи, чтобы построили на Абалакском погосте, по правую сторону ветхой Преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону Святителя Николая, а по другую Преподобной Марии Египетской». После этого видение кончилось и Мария проснулась. По робости она никому ничего не сказала.

Через некоторое время не во сне, а наяву вдове было опять то же видение, только с небольшою разницею. Шла она из своей хижины и несла хлеб. Вдруг покрыло ее светлое облако, и она без чувств упала. Очнувшись немного, но еще не совсем, видит она на воздухе два образа, один Знамения, а другой Марии Египетской, а Святителя Николая, как бы живого, в светлом архиерейском облачении, стоящего пред образом Богоматери. Святой Николай сказал ей: «Мария! Иди и скажи абалакским жителям по прежнему видению, чтобы построили церковь, притом чтобы и лес рубили своими руками и приплавили бы его и выносили на гору сами; а ежели не послушают сего, то увидят гнев Божий, и не только умрет другой священник, но и лучшие из прихожан». Но и после этого видения Мария, боясь насмешек, не сказала ничего.

Вскоре было ей третье видение, так же как и второе – наяву. Однажды, работая в своей хижине, Мария почувствовала сначала как бы запах от кадила, потом к своему ужасу опять услышала голос Святителя Николая: «Для чего не объявляешь видения и повеления? Ты сама неверием своим наводишь на себя озлобление». При этих словах у нее руки повело назад, и она, сильно страдая, упала на пол почти без чувств. Тогда Пресвятая Владычица сказала: «Это тяжело, Мне жаль ее». Тут же боль прекратилась, Мария пришла в себя, и видение окончилось. После этого Мария пошла к своему духовнику, рассказала ему все три свои видения и просила объявить их народу. Но духовник не объявил, неизвестно по неуважению ли, по забывчивости ли, или чтобы лучше удостовериться в истине и воле Божией.

Четвертое видение, которое вдова уже не могла скрыть, было следующее: 24-го июля шла она в Тобольск и, подходя к городу по подгорью, вдруг была покрыта туманом или мраком, среди которого увидела облачный столп, доходивший до неба, а на столпе образ Знамения Богоматери и образ Преподобной Марии Египетской, и Святителя Николая, как живого на земле. «Для чего медлишь объявить о видениях и повелении народу? – сказал он грозно, – если еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена; если же объявишь, но тебя не послушают, тогда не ты, а они пострадают». После этого вдова начала всем рассказывать о своих видениях, в Тобольске она рассказала их Архиепископу Нектарию при всем соборе, а, возвратившись из Тобольска, в Абалакском погосте всему народу. В Тобольском соборе, чтобы удостовериться в справедливости видений, показали вдове образ Знамения Богоматери (который она никогда не видала), она тотчас сказала, что этот видела в видении. Оказалось, что вдова напрасно молчала. Все ей поверили, и Преосвященный, после строгого испытания, сделанного ей при собрании духовных лиц и городских старшин, благословил абалакских прихожан строить храм, и многие из тобольских граждан приняли участие в этом благочестивом деле.

Пока строится церковь, промысл Божий чудесно уготовляет и образ в новую церковь. Некто крестьянин Евфимий, по прозванию Кока, несколько лет лежал в расслаблении. К нему приходит однажды нищий, уже давно знакомый и наверно пользовавшийся его милостями, Павел, и говорит: «Ефим! Слышишь ты, на Абалаке строится церковь по повелению Божию, во имя Знамения Богородицы, Святителя Николая и Марии Египетской. Дай ты обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и усердию, простит тебя и освободит от болезни твоей». Евфимий послушал совета Павла и в этот же день дал обещание написать икону «Знамение» Богоматери с предстоящими по сторонам Святителем Николаем и Преподобной Марией Египетской. Господь наградил его за веру: в тот же день после полудня он начал владеть правою стороною.

На другой день крестьянин Евфимий послал к преосвященному Нектарию с просьбою позволить написать храмовую икону для новой Абалакской церкви и, получив благословение, заказал ее протодиакону Софийского собора Матфею, известнейшему в то время в Сибири живописцу. И пока писался образ, Евфимий становился все крепче и крепче. Наконец он совсем выздоровел, пошел к живописцу и сам принес образ в собор для освящения. Преосвященный, обрадованный и удивленный этим чудом, сам окропил образ и отслужил в соборе молебен; а потом с честию отпустил его в Абалакское село для поставления в новой церкви.

Когда дошли до деревни Шанталыка, где теперь Ивановский монастырь, Господь прославил эту икону новым чудом. В деревне Шанталыке у одного крестьянина, Василия, дочь, долго хворавшая глазами, ослепла, и уже два года ничего не видела. Услышав, что в Абалак несут образ, Василий вышел со слепою дочерью ему на сретение и пал пред ним со слезами и верою. К радости и удивлению отца и всего народа девушка вдруг прозрела.

Эта икона получила название Абалакской от Абалакского прежде села, а затем (с 1783г.) монастыря. На Абалакской иконе Божия Матерь изображена точно так же, как и на Знаменской, т. е. с воздетыми кверху руками и с Предвечным Младенцем на персях; только с той разницею, что на Абалакской по сторонам Приснодевы изображены: с правой стороны Святитель Николай, а с левой Преподобная Мария Египетская. Риза вся серебряная под золотом с жемчугом и драгоценными камнями.

Особенного празднества и службы в честь Абалакской иконы Богоматери не положено; а празднуют ей в день Знамения Пресвятой Богородицы. Несмотря на это, Абалакскую икону очень уважают не только в Сибири.

Каждый год приносить икону Богоматери из Абалака в Тобольск на две средние недели было установлено по следующему случаю: в 1665 году летом в Тобольске и во всех окрестностях его, не переставая, шел проливной дождь; хлеб, овощи и трава гибли; все затопило водой, и народ приходил в отчаяние. Решили обратиться за помощью к Царице Небесной: Тобольский Архиепископ Корнилий послал за чудотворною иконою Богоматери в село Абалакское. Икону принесли с большим торжеством 8-го июля. После молебна на площади икону внесли в собор, где тотчас началась Литургия. Еще не кончилась служба, как к радости всех облака исчезли, дождь перестал и сделалось ведро. В память этого чуда и для постоянного благодарения Господа и Его Пречистой Матери преосвященный Корнилий установил каждый год приносить чудотворную икону Богоматери из Абалака в Тобольск.

Через три года после этого, в 1668 году Архиепископ Корнилий был вызван в Москву для назначения митрополитом. Когда он возвратился из Москвы, то услышал от недобрых людей, что в его отсутствие протоиерей и прочие соборяне встречали Абалакскую икону Богоматери без должного благоговения, да и во время ее пребывания в соборе будто бы производили разного рода бесчинства. Преосвященный прогневался на них; соборного, ключаря, когда он, при наступлении времени приноса иконы из Абалака, пришел принять благословение, наказал, укорив его сначала за прошлогодние беспорядки, а икону не велел приносить. Так в 1669 году в Тобольск икону не приносили. Донос на соборян был ложный, а так как Преосвященный поверил клевете без исследования дела, то скоро сильно захворал, и хворал несколько месяцев.

Когда и в 1670 году Митрополит Корнилий во гневе на соборян не позволил принести иконы, то опять захворал еще сильнее, и чем ближе подходило время принесения иконы, тем ему становилось хуже. Врачи не могли ему помочь. Наконец, уже в сентябре он понял причину своих страданий. Горько плача, он тотчас послал за чудотворною иконою и, когда ее принесли в город, велел поставить в соборе и отслужить Литургию. По окончании службы Владыка велел принести икону к себе в дом и, когда начали звонить пред ее выносом из собора, велел слуге ввести себя в приемную комнату и поставить подле окна, чтобы видеть, как понесут Владычицу. Едва он увидел лик Пречистой, как почувствовал себя гораздо легче; когда же икону внесли в его дом, больному стало легко так, что он без помощи других мог стоять во время молебна и проводить икону до того места, где принял. На следующий день преосвященный мог даже идти в собор к Литургии и возблагодарить Царицу Небесную за посланную Ею помощь. Через десять дней икона была возвращена в Абалак. После этого случая, когда опять открылась чудесная сила Божия через Абалакскую икону Приснодевы, опять стали приносить эту икону в Тобольск в Софийский собор на две недели.

Из чудес, бывших от Абалакской иконы Богоматери, замечательны следующие:

1). 2-хлетний Александр, сын надворного советника, жившего в Екатеринбурге, каждый месяц подвергался припадкам падучей болезни. Родители дали обет съездить с ребенком помолиться Абалакской иконе Богоматери и вскоре исполнили свой обет. Едва они дали обет, припадки стали легче, а когда, прибыв в Абалак, отслужили молебен, мальчик совсем исцелился.

2). Татьяна, жительница села Богородского, 12 лет была одержима злым духом, который особенно сильно мучил ее по праздникам, отчего она, несмотря на свое желание, не могла долго стоять в церкви и никогда не выстаивала службу до конца. У сестры Татьяны, Ирины, жившей в Нижнем Новгороде, был список с Абалакской иконы Богоматери. В 1879 году в ноябре ей пришла мысль написать другой экземпляр с этой иконы для больной сестры. Икона была написана и украшена ризою. Ирина зажгла пред нею неугасимую лампаду и усердно молилась за сестру, твердо веря, что она, как получит эту икону, выздоровеет. Ирина только не знала, с кем ей послать икону, потому что муж не отпускал ее, сколько она ни просилась. Вдруг Ирине пришла мысль, что муж, ради наступающего праздника Рождества Христова, не откажет ей, и написала сестре, что на праздник к ней приедет и привезет гостинец. Татьяна отвечала ей: «Ты ко мне с этим гостинцем и не являйся», и обозвала ее бранным словом. Ирина же, несмотря на это, стала просить мужа отпустить ее к сестре. Муж, к ее радости, охотно согласился и даже обещался сам ехать, только, чтобы им выехать в ночь на Рождество Христово.

Как видно, врагу спасения их поездка была неприятна и по его действию начались препятствия: одно за другим. Ирина с мужем уже была готова к отъезду, как вдруг принесли мужу повестку явиться к мировому судье в качестве свидетеля, и они выехали из Нижнего вечером. Ночью, когда супруги выехали из Кетова, на них напали пять разбойников; трое из них выскочили из саней, схватили лошадей под уздцы, остановили и, заглянув в повозку, с радостью крикнули своим товарищам, что седоков, кроме ямщика, только двое и в числе их одна женщина. Ирина усердно молила Царицу Небесную об избавлении от злодеев. К счастью, ямщик не струсил, быстро повернул лошадей назад, а лошади, рванувшись, сшибли с ног троих разбойников. Разбойники погнались было за путниками, но завязли в снегу.

Переночевав в Кетове и выехав, когда ударили к утрени, путешественники прибыли в Богородское, когда народ выходил из церкви от заутрени. Ирина, взяв икону, обернутую в холст и бумагу, пришла к сестре, помолилась, поздоровалась с ней и, отдавая образ, сказала: «Вот я тебе гостинец привезла». Татьяна взяла образ, бросила его на стол, сама же также упала, у нее сильно раздулось горло, она билась о пол и кричала: «Сейчас выйду, сейчас выйду, сейчас уйду, сейчас уйду», несколько раз повторяла она одно и тоже. Затем изо рта кричавшей пошел густой туман. Через полтора часа Татьяна пришла в себя и встала совершенно здоровая. Как только Татьяна встала, сказала: «Сестра, пойдем к обедне». «Пойдем, – отвечала Ирина, – я давно жду тебя». Сестры пошли. Татьяна дорогой сказала сестре, что она не отстоит всю обедню. Ирина во время службы не спускала глаз с сестры и с радостью видела, что она молилась так усердно и с таким благоговением, как редко кто молится, и всю обедню простояла безвыходно. На другой день сестры опять ходили в церковь, и больная также усердно молилась. Возвращаясь домой, Татьяна сказала сестре: «Теперь, сестрица, у меня внутри сделалось так легко, так хорошо, как будто я переродилась; теперь я уже не чувствую никакой боли». Весь день сестры разговаривали о чудесах от иконы Абалакской Богоматери. Исцелевшая от души благодарила сестру за икону и усердно молилась. На третий день праздника Ирина, обрадованная исцелением сестры, отправилась с мужем в Нижний Новгород.

3). Девица Екатерина, сестра приказчика, служащего при магазине Федора Васильева Сыромятникова, жителя Нижнего Новгорода, 20 лет сильно страдала падучей болезнью и черной немощью; в большие праздники она страшно кричала, валялась по полу, никогда не могла читать духовные книги. В доме Федора Сыромятникова около трех лет был список с Абалакской иконы Богоматери. Страдавшая Екатерина, мать и брат начали усердно молиться Царице Небесной пред Ее Абалакской иконой, и не только у себя дома, но писали в Абалакский монастырь, прося там помолиться пред чудотворною иконою, и их молитва была услышана, припадки стали легче, а летом 1880 года и совсем она выздоровела.

С Абалакской иконы есть несколько копий в разных местах Сибири.

8/21 марта (1898), 8/21 сентября (1295),

27 ноября/10 декабря (1295)и в 9-ю пятницу по Пасхе .

Об иконе Богоматери «Знамение» (Курской-Коренной)

Город Курск, разоренный Батыем, пришел в запустение и зарос лесом, где блуждали дикие звери. Тут охотились жители Рыльска. В 1295 году 8-го сентября один из них, ходя по лесу по берегу реки Тускары, увидел у корня дерева образ, обращенный лицом к земле. Подняв образ, он увидел, что эта икона «Знамение» Богоматери. Как только он поднял образ, на том месте, где лежал он, показался источник воды. Это было первое чудо, и о нем скоро узнал рыльский князь Шемяка.

По приказанию князя икону принесли в Рыльск; жители благоговейно встретили ее. Князь не пожелал сделать торжественную встречу иконе, может быть потому, что сомневался в ее чудотворной силе, и за это был наказан слепотою. Когда же он раскаялся и отслужил молебен пред чудотворною иконою, опять получил зрение, и в благодарность выстроил в Рыльске церковь во имя Рождества Богоматери, потому что эту икону нашли в день праздника Рождества Богородицы. Икону поставили в новой церкви, но не раз находили в пустыне, на прежнем месте, при корне дерева. Вследствие этого жители Рыльска выстроили на месте явления иконы Коренной часовню, поставили в ней икону, и для богослужения определили из Рыльска священника. В 1383 году на Курскую область напали татары. Найдя в лесу часовню и священника, варвары взяли его в плен, а часовню хотели сжечь, но пока была в ней икона, это им не удалось. Варвары рассекли икону пополам, а часовню сожгли. Одна часть осталась на месте часовни, а другая брошена немного далее.

Иерей, находясь в плену в Крыму, просил освободить его от уз, обещался не бежать и клялся иконою; но его не слушали и сделали для него неволю еще тяжелее. Иерей молился Богоматери; агаряне смиловались, взяли клятву и для испытания его верности налагали на него едва выносимые труды. Иерей все переносил, что очень удивляло всех. Однажды послы московского царя, проезжая мимо, услышали русские песнопения Богоматери, встретили иерея, расспросили его и выкупили. Иерей возвратился на прежнее место, где была часовня, нашел там одну половинку иконы, а скоро и другую, по тому признаку, что среди весенней зелени около нее были кусты старой травы, не сгоравшей осенью. Иерей сложил вместе обе половины, и расколотая икона срослась. Жители Рыльска, узнав об этом чуде, три раза торжественно переносили чудотворную икону в свой город, в церковь, устроенную Шемякою, но каждый раз икона являлась на прежнем месте в часовне. С этого времени икону оставили тут; от нее по временам совершались чудеса.

Однажды некто Мамота, скрываясь от татар, влез на дерево близ часовни. Татары, увидя, хотели его убить. Мамота обратился с молитвою к Богоматери, и вдруг явившаяся на воздухе, как человеческая тень, заслонила его от татар, и они не видали его более. Слух о чудотворной иконе дошел до царя Феодора Иоанновича, и в 1597 году он велел привезти ее в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила эту икону богатою ризою, приказала вставить ее в доску, изобразив на ней Господа Саваофа и Пророков; украсила шитыми золотом пеленами с означением города.

После этого икону с торжеством возвратили в пустыню и в том же году построили на месте часовни монастырь. Игумен монастыря был рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В этом же году выстроили церковь Рождества Богородицы, и под горою у самой реки Тускары, над источником, истекшим при обретении иконы, церковь Живоносного Источника. Между тем, по приказанию царя Феодора Иоанновича, был населен опустевший город Курск. Чудотворную икону Коренной Богоматери перенесли в Курск и поставили в особо для нее устроенном приделе, а в пустыни, называемой Коренной, был оставлен список с нее.

Самозванец, собирая в Путивле войско, после разорения этого города русскими, чтобы ободрить воинов, послал в Курск за чудотворною иконою Богоматери. Диакон Курского собора Поликарп и множество народа проводили икону из Курска в Путивль, откуда Самозванец взял ее в Москву и поставил в царских чертогах, где она и осталась.

В 1612 году Жолкевский с большим войском осадил Курск. Но Богоматерь не оставила без помощи город. При начале осады одна женщина сказала, что ей являлась Богоматерь и велела спасать меловую башню. Пушкарь Москвитян объявил, что он видел, как от Пятницкой башни по забору шла некая Жена с двумя светлыми иноками и осеняла град. Жители Курска несколько раз ходили с иконою по забору и дали обещание при освобождении от осады внутри города построить монастырь во имя Богоматери и поставить в ней, если возвратят из Москвы, чудотворную икону Ее. Неприятели скорое отступили от города с большой потерей; пленники рассказывали, что видели на стенах города Жену с шестью светлыми мужами, грозившую им. Граждане Курска построили монастырь.

В 1615 году по просьбе курских жителей и по повелению царя Михаила Феодоровича чудотворную икону Богоматери привезли в Курск и поставили в соборном храме, в устроенном для нее приделе.

В 1618 году жители Курска просили позволения у царя перенести икону в монастырь, что им было разрешено; икону перенесли в монастырь и поставили в церкви Рождества Христова, на приготовленном для нее месте.

В 1676 году чудотворную икону «Знамение» послали на Дон для испрошения подаяния на построение каменного монастыря. А в 1678 году отправлена была в полк Василия Васильевича Голицына. Митрополит Аврамий предписал, чтобы в этом походе провожал икону иеромонах и иеродиакон Знаменского Курского монастыря с облачением и с книгами на монастырских подводах.

В 1920 году белогвардейцы вывезли икону из России, и теперь она, после пребывания в нескольких странах, находится в США.

Подробнее об иконе Богородицы "Знамение" (Курской-Коренной)

(http://www.eparhia.kursk.ru/korin.htm)

Об иконе «Знамение» Пресвятой Богородицы во Владимире

Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы была написана в 1646 году по следующему случаю. В слободке Быковке, находящейся в предместье Владимира, тамошний житель Серий Иовлев, с малолетства страдавший расслаблением, до того дошел, что не мог ходить. Иовлев был круглый сирота и жил в доме, доставшемся ему по смерти родителей. Сострадательные люди навещали его и помогали ему; но болезнь его считали неизлечимой. Иовлев с терпением и кротостью переносил свои страдания. Не имея сил встать с постели, он лежа усердно молился. Наконец, Господь услышал молитву несчастного страдальца. С незапамятных времен в Быковке был храм во имя Воздвижения Честного Креста Господня; впоследствии этот храм был упразднен, а то место, где он находился, осталось в совершенном запустении. Дом Иовлева стоял недалеко от этого места. Несмотря на то, что тут церкви уже не было, но близость места, где была церковь, влияла на больного и еще более располагала его к молитве – единственному утешению в его несчастном положении.

Как-то ночью Иовлев, немного успокоившись, стал было засыпать, как вдркг услышал голос, говоривший ему: «Попроси, пусть напишут Мой образ Знамения и поставят на том месте, где была церковь, и ты исцелеешь». Этот голос больной слышал три раза. Иовлев рассказал об этом своим знакомым, и они не замедлили написать образ Знамения Пресвятой Богородицы. Когда образ был написан, не знали как поступить. Оставить его на открытом месте, хотя и освященном, казалось неприличным. Это недоумение было разрешено следующим образом: в это же время был и еще другой тяжко больной, посадский человек, Логин Сапожников, живший во Владимире. У Сапожникова был дубовый сруб. Сапожникову было видение во сне, чтобы он отдал дубовую храмину под часовню и поставил ее в Быковке на том месте, где была церковь. Сапожников исполнил поведанное. Когда часовня была готова, поставили в нее образ Знамения Богоматери, отслужили пред ней молебен о здравии болящих Иовлева и Сапожникова, и они исцелились. Это было в 1650 году 8-го октября.

Скоро об этом чуде разнесся слух в окрестных местах. Много больных стало приходить к этому образу и, по вере, получали здравие. Молебствия, по просьбе больных, совершали священнослужители Владимирского Успенского собора, потому что слободка принадлежала к этому собору. Но, так как это было очень неудобно для священнослужителей вследствие далекого расстояния Быковки, то по их просьбе образ было велено перенести в собор, где впоследствии в честь этого чудотворного образа был устроен придел.

В 1708 году стольник Григорий Племянников, проезжая через Владимир, молился пред этою иконою и получил исцеление от тяжкой болезни. В знак благодарности он устроил при Успенском соборе придел во имя Знамения Богоматери и пожертвовал туда серебряный ковш для черпания святой воды.

Образ Знамения Пресвятой Богородицы стоял по правую сторону в соборе близ входа в теплую церковь.

Икона «Знамение» Божией Матери

в Московском Златоустове монастыре

В конце 1847 году в Москве второй раз свирепствовала холера, продолжавшаяся и в 1848 году. В феврале этого года захворал этой ужасной болезнью 60-летний купец Иродион Васильевич Воробьев, благочестивый прихожанин церкви святой Великомученицы Екатерины, что на Ордынке, в Москве. 15 февраля ночью больной увидел себя в каком-то монастыре. Возле церковной паперти (видит он) неизвестный иеромонах, подле которого был послушник, готовился что-то освящать. Вдруг на стене явился образ Знамения Божией Матери с Предвечным Младенцем. Благоговейный старец с радостью поспешил приложиться к святому образу и, смотря на него, заметил райскую улыбку Божественного Младенца, а Пренепорочная Дева сказала: «Раб Божий Иродион». Когда он опять взглянул на святой образ, увидел сильное сияние, исходившее от Нее подобно светозарным лучам, и сам был озарен божественными блистаниями, или, как он потом выразился, «и меня сиянием осветило».

В изумлении и восторге он проснулся и подумал: «Великое милосердие Царица Небесная явила надо мною недостойным!» После этого необыкновенного и радостного видения больной почувствовал облегчение и решил непременно отыскать святую икону Богоматери, избавившую его от смерти. Не найдя эту икону ни в своем доме, ни в приходской церкви, между тем ясно помня свое сновидение, именно, что он в каком-то монастыре поклонялся святому образу Знамения, явившемуся на стене и осиявшему его, он стал искать икону в других местах и, наконец нашел ее 17-го февраля, во время вечерни, в Златоустове монастыре, где он часто молился лет 30 назад. Он сам нечаянно увидал ее над аркой при входе в Троицкую монастырскую церковь, и велика была его радость. Святая икона с давних времен находилась над открытым входом в паперть Троицкой церкви. Она греческого письма, на липовой доске, по сторонам Богоматери изображены Святители: Николай Мирликийский и Иоанн Новгородский. (При этом святителе икона «Знамение» прославилась в Новгороде). По просьбе И.В. Воробьева Митрополит Филарет разрешил снять икону с наружной арки и с подобающей честью внести в церковь. На другой день 3-го марта, в 9 часов казначей монастыря иеромонах Арсений после молебна снял икону и передал иеродиакону для перенесения в Троицкую церковь, где среди храма пред образом был отслужен молебен с водосвятием. Потом икону Богоматери поставили на аналое.

На поклонение новоявленной иконе начали приходить люди всякого возраста, звания и из отдаленных мест столицы. Много несчастных получило утешение, как видно из монастырской книги, где записано 8 чудесных исцелений, бывших в 1848 году; о них было донесено епархиальному начальству.

В том же году во вторник, на пятой неделе Великого поста во время часов, в Златоустов монастырь неожиданно приехал высокопреосвященный Филарет для поклонения прославленному многими чудесами образу Богоматери; после службы Владыка указал приличное место для иконы. Когда Воробьев обложил икону серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и устроил для нее киоту, ее поставили по правую сторону арки, отделяющей трапезу от храма. На лето ее переносили из Троицкой в соборную церковь святого Иоанна Златоуста; но с 1865 года, когда собор был сделан теплым, она постоянно стояла в резном иконостасе за левым столбом Златоустовой церкви, и в Троицкой оставлена копия с нее в сребропозолоченной ризе, еще в 1848 году снятая по усердию женщины, получившей исцеление от расслабления при иконе «Знамение».

Украшения чудотворной иконы, вновь прибавленные в следующие годы, и многие пожертвования в пользу монастыря, хранящего эту святыню, ясно свидетельствуют о постоянном, никогда не прекращавшемся усердии к ней московских граждан.

Дочь Воробьева, Агрипина Иродионовна, в 1857 году возложила на икону бриллиантовый крест на золотой цепочке. В следующем году на венец Божией Матери М.П. Попова пожертвовала серебряную вызолоченную коронку с бриллиантами и розами. В 1862 году серебряный венец был заменен Золотым, пожертвованным почетною гражданкой А.В. Мазуриной. Дочь ее, Варвара Феодоровна, в начале февраля 1867 года перед свадьбой служила молебен Невесте Неневестной, и принесла в дар Ее святой иконе драгоценное ожерелье, низанное жемчугом в три нитки с бриллиантовой звездочкой в скрепе.

Одна капитанша, несколько лет кряду в известный день приезжала в Златоустов монастырь с двумя малолетними дочерьми, служила с водосвятием молебен Богоматери и за обедней приобщала своих малюток. Когда один из монахов спросил ее: почему все это она строго исполняет именно в такой, а не в какой-нибудь другой день? – отвечала: «В 1855 году в этот день я увидела над своими детьми особенное действие благодати Божией от иконы «Знамение». Мои дочери страдали расслаблением и долго не могли ходить. Врачи, самые лучшие, нисколько не помогали. Прослышав о чудотворениях, истекающих от иконы «Знамение», я вскоре же отправилась с больными (старшей дочери было тогда четыре года, младшей три года от рождения) в Златоустов монастырь, отслужила водосвятный молебен перед чудотворной иконой и попросила иеромонаха окропить малюток святою водою; за обедней они приобщились Святых Тайн. И вот в тот же день, к моему изумленно и несказанной радости, они начали твердо ходить, даже бегать по комнатам. Я тогда же положила себе за непременный долг бывать с ними в Златоустове всякий год, в день, ознаменованный милостью Преблагословенной Богоматери».

В монастыре каждый день после ранней обедни – в Троицкой церкви, после поздней – в соборе служился общий молебен. Каждую пятницу, во время малого повечерия, читали акафист пред иконой «Знамение». Кроме того, 27-го ноября в день Ее праздника в утреню, и 3-го марта, в день внесения новоявленной иконы в Троицкую церковь, после утрени ежегодно отправлялось в соборе молебное и акафистное пение Пресвятой Деве. Все это было установлено в 1848 году.

Внизу иконы «Знамение» на позолоченной доске написан следующий тропарь: «Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше тя раби твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость».

Об иконе «Знамение» Богородицы

в церкви Иоанна Предтечи, у Креста

Когда эта икона принесена была в церковь, неизвестно. В 1812 году, во время нашествия на Москву неприятеля, эта икона, как рассказывают старожилы, сохранилась за иконостасом, так что неприятель ее не тронул, между тем как прочие святые иконы были лишены украшений. По древности эту святую икону можно отнести ко времени первоначального основания деревянной церкви, которая, вероятно, была выстроена в царствование Иоанна IV -го Васильевича, по случаю поселения им здесь ямщиков из Переславля; от чего это место названо ямской Переславскою слободою.

Из чудес, совершаемых от этой иконы, замечательны следующие.

В 1853 году московская мещанка, вдова Ф. С. заболела холерой; не было надежды, что она выздоровеет. После приобщения Святых Христовых Таинств, так как она становилась все слабее, над нею было совершено таинство елеосвящения. В это время она особенно усердно молилась Богоматери и, готовясь к смерти, приказала стоявшему при ее одре плачущему сыну, чтобы он по ее смерти непременно исполнил ее обещание – пред иконою «Знамение» Богоматери повесить от ее усердия лампаду. К удивлению и радости, больная к вечеру почувствовала в себе облегчение от болезни, а на другой день начала выздоравливать, так что в скором времени сама исполнила свое обещание.

В 1854 году аптекарь В. И. так сильно был болен холерой, что, когда у него был священник, он едва мог попросить его, как духовного отца, на другой день отслужить Литургию о его здравии и молебен пред иконою «Знамение». Идя к больному, священник узнал от врачей, что нет надежды на его выздоровление. Священник исполнил его желание, и когда на другой день после Литургии и молебна послал больному просфору, посланный, возвратясь, сказал, что больному легче; а вскоре потом он и совсем выздоровел.

М. И. жена диакона, с 1856 года и в продолжение 1857 года была больна; потом она заболела такой болезнью, которая доводила ее до сумасшествия. Врачи запретили посещающим ее разговаривать с нею, потому что от этого припадки усиливались. В это время и диакон заболел безнадежно тифозной горячкой. Муж и жена в одно время были на смертном одре. Приходя в себя, они понимали свое опасное положение. Они оба приобщались Святых Тайн, а жена приняла и таинство елеосвящения. Находясь в таком положении, они только и желали и просили приходящих к ним помолиться о них пред иконою «Знамение»; особенно жена была уверена, что Богоматерь исцелит ее. Как ни трудно и опасно было их положение, они оба получили исцеление.

Чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

в Серафимо-Понетаевском женском монастыре

В 1885 году в Серафимо-Понетаевском женском монастыре было необыкновенное явление от святой иконы «Знамение» Богородицы. Эта икона была написана в 1879 году Клавдиею Ивановной Войлошниковой, одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря, дочерью мещанина г. Любима Ярославской губернии, и стояла в письмоводительской келии корпуса, занимаемого игуменьей монастыря. В 1885 году 14-го мая в 9 часов вечера некоторые сестры, бывшие в этой келии, заметили, что святой лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, – взор Владычицы поднимался кверху и на стоявших в трепетной молитве. Это явление продолжалось четверть часа и в 12 часов ночи. На другой день святую икону перенесли в монастырскую церковь, куда начал собираться народ для поклонения святой иконе.

Многие получили исцеления.

1). 22-го мая Анисья Лаврова, 13-летняя девочка села Панова, болея глазами от рождения, едва смотрела, после молитвы пред иконою Богоматери получила исцеление.

2). 15-летний Василий Заренков, сын крестьянина села Мамлеева Лукояновского уезда, пять лет не видел левым глазом, а правым хотя и видел, но очень плохо и, после молитвы пред иконою Богоматери, получил исцеление.

3). Один расслабленный мужчина села Павлова также, после молитвы пред иконою, получил исцеление, и многие другие получали исцеления и утешения при этой иконе.

Когда игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря Евпраксия в 1885 году 2-го июня донесла об этом преосвященному Макарию, епископу Нижегородскому, он поручил расследовать донесение игумении благочинному протоиерею г. Арзамаса Иоанну Страгородскому и донести консистории. 1-го июля консистория получила от отца благочинного, протоиерея Страгородского, следующее донесение: икона «Знамение» Богоматери, находящаяся в церкви Живоносного Источника, в Серафимо-Понетаевском монастыре, писана на полотне, живописной работы, о чудесном явлении бывшем от Лика Богоматери 14-го мая, видевшие сестры монастыря единогласно подтверждают; чудесные исцеления от иконы Богородицы получили следующие лица: 22-го мая 13-летняя Анисья Лаврова, дочь крестьянина села Панова, Арзамасского уезда, 5-летний Филипп Сипатов мальчик села Вонячки, от роду не ходил; 26-го мая мать его приносила к чудотворной иконе «Знамение», прикладывала к ней, взяла масла и святой воды от иконы и, придя домой, на ночь напоила его святою водою и ноги намазала маслом и на другой день мальчик стал ходить; 2-го июня мать его приходила с ним опять в обитель, отслужила молебен и рассказала об исцелении сына своего. 15-летний Василий Заренков, 5 лет был слепой и 2 июня прозрел. 50-летняя Евдокия Федорова Бобкова, девица села Федотова, Ардатовского уезда, семь лет была слепая. Узнав о чудесах, совершаемых при чудотворной иконе Богоматери, начала собираться к ней на поклонение и в эту же ночь почувствовала облегчение. 28-го мая ее в монастырь привела женщина того же села Анна Смелова. Придя в обитель, Евдокия бросила палку, с которой несколько времени не расставалась; пришедшие с нею помолиться, увидя это, сказали ей: «Зачем ты, Авдотья, бросила палку?» «Мне не нужна более палка, – радостно отвечала она, – я так все вижу». Пробыв шесть дней в обители, она совсем здоровая вернулась домой. Через несколько времени она опять приходила в обитель и рассказала о своем исцелении.

После этого много стало стекаться в обитель народу и все, с верою прибегающие, получали нсцеление и утешение.

Источники:

1. Минея. Ноябрь. Ч. 2. — Издание Международного православно-просветительского центра при Московской Патриархии, Москва, 1998, с. 426.

2. "Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах". Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2001г. с. 178 – 193.

3. Тропарион. Издание Сретенского монястыря, 2000г.


День памяти. Ноябрь 27

Икона Божией Матери Знамение

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского . подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.


Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111


Что такое знамение Пресвятой Богородицы?

10.12.12, 07:00

Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.

Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира. Иконы данного типа, именуемые "Знамение", появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 году. Тогда и появилось само название "Знамение".

На уровне исторической этимологии, слово "знак" (евр. oth, греч. сэмэйон (отсюда "семиотика" – наука о знаковых системах), лат. signum) – это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена); в переносном значении – некий символ, пророческий знак, чудо, явленное через какое-либо знамение. Мы говорим (и творим) "крестное знамение" – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос – "знамение пререкаемое" (Лк 2,34). Поэтому Своему "недоброму поколению" (или "роду лукавому"), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно – "знамение Ионы пророка" (Мф 12:38–40; Лк 11:29–30). Для уверовавших же, "знамение Сына Человеческого" – это Животоворящий Голгофский Крест.

В 1170 году соединенные силы владимиро-суздальской Руси, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Илие был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слезы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободренные новгородцы победили.

Таким образом, праздник установлен в память одного из эпизодов кровавой и братоубийственной междоусобицы в раздробленной Руси, когда один "православный" князь шел на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Богоматерь! (Спрашивается: кому Она должна была помогать?) Эти постоянные распри ослабляли страну и были на руку монголо-татарам, поочередно разбивавшим войска неразумных князей, не желавших поступиться местническими амбициями и объединиться даже перед лицом этой "апокалиптической" опасности. Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников, таких же русских людей!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям. К сожалению, урока этого «знамения» нам оказалось недостаточно, и Богоматерь вынуждена была попустить для нашего вразумления в начале XX-го столетия такие ужасные "знамения", каких еще не знало человечество. Извлечем ли мы из них урок – "вот в чем вопрос"? Новые "знамения" могут стать последними в буквальном смысле этого слова.


Чудотворная икона Божией Матери Знамение

Среди высокочтимых православных икон, особое место занимает православная икона Божией Матери Знамение. Ее обретение связывают с XII веком, когда земля русская страдала от междоусобных войн. Зимой 1170 года сын князя Боголюбского отправился покорять Великий Новгород. Горожане решили не сдавать свои земли неприятелю, просили помощи у Всевышнего и Богородицы. В храмах не заканчивались молитвы. Затем, святую икону Богородицы снесли на городские стены. Одна из стрел попала в образ, который оросил своими слезами фелонь архиепископа. Горожане восприняли это как знамение, что Божья Матерь молится за них. Воодушевленные защитники Новгорода смогли прорвать блокаду и разбили врага. После этого случая, была построена Спасо-Преображенская церковь иконы Божьей Матери Знамение, а затем, в 1356 году новгородцы построили собор Знамения Богородицы. Эта святая икона и все ее списки много лет дарят православным христианам свою чудотворную благодать, помогая в самых разных жизненных ситуациях. Празднование в честь  этой чудотворной иконы происходят в храмах России 10 декабря .

Значение иконы Знамение Божьей Матери

Для многих православных христиан значение иконы Божьей Матери очень велико. История этой сильной иконы показывает всем, как не должны вести себя истинные христиане. Церковь сделала грозным предостережением празднование этой русской иконы ко всем последующим поколениям, считая недопустимым, чтобы брат шел убивать брата, а дружественный доныне народ жил в междоусобицах. Много раз Богородица посылала знамения для человечества, которое не всегда понимает, что означает христианская икона Знамение Пресвятой Богородицы и какие уроки нужно извлечь из него. Каждый должен понимать, что новые уроки могут быть последними. Перед этой высокочтимой наставницей и хранительницей народа русского молятся о заступничестве от врагов, о прекращении бедствий, от пожаров, о возвращении утраченного, против междоусобных войн.

Популярность иконы Знамение Божьей Матери


Источники: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/znamenie/, http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.htm, http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=367&sid=341, http://www.nsad.ru/articles/chto-takoe-znamenie-presvyatoj-bogorodicy, http://www.sudba.info/chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-znamenie/NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения
Внимание, комментарии чистятся от ссылок!








2015 - Правосланые иконы
икона знамение пресвятой богородицы значение